МААМ-картинки

Конспект беседы «Моя фамилия»

Людмила Предыбайлова
Конспект беседы «Моя фамилия»

Конспект беседы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Сказка» посёлка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Конспект беседы «Моя фамилия»

для детей подготовительных к школе группы

компенсирующей направленности № 10-11

Разработали:

Предыбайлова Л. Н.

Косыгина Н. А.

Владимирова В. Н.

Терентьева С. Н.

Публикация «Конспект беседы „Моя фамилия“» размещена в разделах

Цель: формировать у детей представление о происхождении фамилий

Задачи:

- развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы,

- воспитывать интерес к прошлому, уважение ко всем именам и фамилиям,

- обучать словотворчеству.

Словарная работа: потомки, кондитеры, фамилия, отчество.

Предварительная работа: знакомство детей с именами и фамилиями сверстников, знакомых, знаменитостей. Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением людей разных поколений, разного рода деятельности.

Материал: портреты: А. С. Пушкина, Ю. А. Гагарина, Л. Н. Толстого, иллюстрации с изображением птиц, насекомых, зверей и т. д., людей разных профессий.

Ход беседы:

- Дети, сегодня мы с вами поговорим о ваших фамилиях, о том, как они образовались.

- Зачем вам нужна фамилия? Ответы детей.

- Послушайте стихотворение, которое называется

«Финтиклюшкин»

У папы Финтиклюшкина,

У мамы Финтиклюшкиной,

У сына Финтиклюшкиных

(Ему девятый год)

Не драма, не комедия,

А личная трагедия:

Семейную фамилию

Малыш не признает.

Конечно, Финтиклюшкины

Совсем не то, что Пушкины.

Но всё же Финтиклюшкины -

Рабочий русский род.

Он был прославлен предками

Кондитерами редкими,

Их плюшками, ватрушками

И чудо-финтиклюшками,

Что сами лезут в рот.

Но Феде Финтиклюшкину

Нет дела до того,

Поскольку друг за дружкою

Все дети Финтиклюшкин

Теперь зовут его.

Как жить с такой фамилией?

И как её терпеть?

Вот хорошо бы личную,

Совсем, совсем обычную,

Серьезную, приличную

Фамилию иметь!

Бывают же фамилии

Без разных глупых слов:

Ну, скажем, просто Сидоров!

А лучше - Иванов!

Но так уже положено,

Что там, где есть семья,

Там папина фамилия -

И мамина фамилия,

И стало быть твоя:

И Феде Финтиклюшкину

Я свой совет даю:

Носи, малыш, с достоинством

Фамилию свою!

А если ты научиться

Работать и мечтать,

Великим Финтиклюшкиным

Ты в жизни можешь стать!

- О ком говорится в стихотворении?

- Почему мальчик был недоволен своей фамилией?

- От кого у него взялась эта фамилия?

- Ну а у мамы и папы, откуда она взялась?

- А у бабушки с дедушкой?

- Кто же первым получил эту фамилию?

- Почему?

- А вы знаете, что такое финтиклюшки?

- Это булочки, которые мы с вами очень любим, а раньше их Называли тарочками или финтиклюшками.

- От какого слова образовалась фамилия Финтиклюшкин?

- Какой совет ему даёт поэт?

- Как вы считаете, стоит ли Феде стыдиться своей фамилии? Ответы детей.

- Как бы мог Федя прославить свою фамилию? Ответы детей.

- Чью прославленную фамилию хотел бы иметь Федя?

- Чем прославилась эта фамилия?

- Кто её прославил?

- Как вы думаете, она сразу была прославлена или нет?

- Почему?

- Как вы думаете, от какого слова произошла фамилия Пушкин? Ответы детей.

- Правильно, фамилия Пушкин произошла от слова пушка. А вы хотите узнать, от кого А. С. Пушкину пришла эта фамилия.

- Был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был очень громкий. За такой голос его прозвали «пушкой». Вот и появилась фамилия - Пушкин. Вот видите, фамилия у каждого человека появилась не просто так, она имеет историю.

- Давным-давно, когда на земле людей ещё было не очень много и жили они племенами или небольшими семьями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Обратите внимание на эту картину. Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а в этом домике на горе Мария, а у березы дом Федотьи. А если вдруг окажется, что в деревне живут два Ивана, Тогда про одного говорили, что это Иван сын Никиты, а вот Иван - Иванов сын. Со временем людей стало больше, да и поселения их разрослись. Труднее стало различать людей. Вот тогда то и появились фамилии. Сначала они были только у знаменитых и богатых людей. А потом уже появились фамилии у всех. Оказалось, что очень удобно, когда каждый имеет свою фамилию.

- А где же взять так много разных фамилий?

Очень часто они образуются от имени отца. Жил Петр сын Сергея значит? Ответы детей: Сергеев.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови правильно» (детей по кругу, воспитатель в кругу с мячом, бросая мяч ребенку воспитатель говорит фамилию, а ребенок возвращая мяч воспитателю, говорит имя)

Иванов. „, Фёдоров. ,

Петров., Захаров. ,

Семёнов., Андреев.,

- Фамилией иногда становились и имена матери: Евдоким Мартин, Петр Натальин, Андрей Машников, Иван Авдотьин.

- Какие имена звучат в этих фамилиях? Ответы детей - Марта, Авдотья, Наталья, Маша.

- Фамилии присваивались и по месту жительства. Обратите внимание на иллюстрацию. Если Иван жил возле речки и фамилию ему давали от слова речка. Какую? Ответы детей - Речкин.

- А такая фамилия как Полянин, Нагорная, о чём нам говорит? Дети: Живут на горе, поляне.

- Люди, получившие эту фамилию, могли уехать в другое место, но фамилия у них оставалась та же.

- В фамилии превратились и прозвища. Живёт человек, имеющий кузнецу, среди своих односельчан он получает прозвище, какое? Дети: Кузнец.

- Проходят годы, и потомки этого Кузнеца получают фамилию, какую? Дети: Кузнецовы.

Фамилии присваивались по профессии, которой занимался человек. Нередко в роду кто-то славился каким-нибудь занятием - хороший охотник, прославленный столяр, пастух, земледелец. И тогда дети поучали, какую фамилию от отца?

- От каких названий животных, птиц, рыб, насекомых произошли фамилии?

У нас очень много фамилий, связанных с миром животных.

Игра «Волшебный колокольчик»

- Ребята, у меня есть волшебный колокольчик, у кого он окажется, тот расскажет нам о значении своей фамилии.

Рефлексия:

-У меня приготовлены вот такие фишки: жёлтые и зелёные. Зелёную фишку берёт тот, кто считает, что он много узнал и понял, что ему было интересно. Жёлтую берёт тот, кто ничего не запомнил, не понял, кому было неинтересно. Спасибо всем!

Я надеюсь, что вы станете достойными и уважаемыми людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и фамилию.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Моя удивительная фамилия» Здравствуйте, я воспитанница подготовительной группы детского сада «Радуга» с. Хороль Хамитова Ульяна. Представляю к вашему вниманию исследовательскую.

Конспект беседы «Закон и ответственность» «Закон и ответственность» Цели: профилактика в семье противоправных действий подростков; углубление знаний по административной и уголовной.

Конспект беседы на патриотическую тему «Моя Родина — Россия» Моя Родина – Россия (беседа на патриотическую тему с детьми старшей подготовительной группы) Ц е л ь : воспитание у детей данного возраста.

Конспект беседы «Осень» Детям об осени Раннюю осень называют "золотой"-золотыми становятся травы,листья на деревьях и кустах. Воздух становится прохладный,прозрачный.

Конспект беседы для детей 5–6 лет «Моя малая Родина» Задачи беседы: - расширить знания детей об истории родного края; -воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине; - активизировать.

Конспект беседы «Лето в лесу» Конспект беседы: «Лето в лесу» Цель: Закреплять знания и представление детей о лете, его признаках; Актуализировать летние воспоминания.

Конспект беседы о А. С. ПушкинеКонспект беседы о А. С. Пушкине Программное содержание. Познакомить детей с жизнью А. С. Пушкина и его произведениями. Воспитывать любовь и интерес к поэту, к русской литературе.

Конспект беседы «Одуванчик»Конспект беседы «Одуванчик» Цель: познакомить детей с цветком одуванчика, его строением и особенностями развития. Задачи: - углублять знания детей о цветах и их.

Конспект беседы «Рождество и Крещение» Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с православными праздниками Задачи: 1. Расширять и обогащать представления детей о.

Конспект беседы во второй младшей группе ко Дню матери «Мамочка моя» Конспект беседы во второй младшей группе ко Дню матери: «Мамочка моя». Цель: способствовать развитию речи детей и активизации словаря по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект беседы «Моя фамилия»
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 19:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД