Конспект беседы по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Наталья Кочурова
Конспект беседы по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект образовательной ситуации, занятия по ознакомлению детей с произведением живописи, в виде беседы по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» в подготовительной группе.

Программные задачи:

1.Образовательная: Учить связно высказывать свои впечатления о картине; учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать, составлять описательные рассказы по пейзажной картине.

2.Развивающая: Формировать умение видеть красоту, через какие средства образной выразительности художник показал это. Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, бережное отношение к природе.

3.Обучающая: Формировать у детей умение узнавать время года и описывать приметы. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, метафоры (Пейзаж, художник- пейзажист, портрет, натюрморт).

4.Воспитательная: Воспитывать художественный вкус. Воспитывать умение видеть красоту природы.

Предварительная работа:

1. Рассказ о грачах (показ иллюстрации с изображением грача): Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетали к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим-грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днём,например:«Грач зиму расклевал», «Увидел грача-весну встречай». Грачей считают предсказателями погоды. Если они строят гнёзда высоко, лето будет хорошим, если низко – холодным и сырым. Если грачи усаживаются на высоком дереве близко друг к другу и клювом к ветру, жди плохой погоды.

2. Рассказ о биографии художника А. К Саврасова. Показ портрета художника.

Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Был он большущим, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива темных волос, вид почти всегда насупленный, его даже испугаться было можно. Но на самом деле он только казался хмурым, потому что всех стеснялся. А как улыбнётся – сразу становится похожим на доброго доктора.

3. Беседа о приметах весны.

Словарная работа: Этюдник, пейзаж, грачовник, гомон, палитра.

Ход занятия в прямой речи.

Вводная беседа:

Цель: вызвать интерес к картине, оживить прошлый опыт, создать творческую атмосферу.

Приёмы: Музыка П. Чайковского «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года», Стихи И. Бунина, рассказ о биографии художника А. К. Саврасова, сюрпризный момент (попали в картинную галерею).

Особенности: самого произведения нет.

Выставляется произведение и педагогическая пауза.

Дети свободно обмениваются мнением, воспитатель обобщает.

Основная часть (беседа)

Воспитатель: Ребята мы сегодня находимся в картинной галерее. Здесь живут картины, которые нарисовали художники, тут надо вести себя тихо, спокойно.

Детям предлагается внимательно всмотреться в репродукцию. В это время воспитатель читает отрывок из стиха И.Бунина:

Бушует талая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковее греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Воспитатель: Дети перед вами картина художника А. Саврасова. Чем она вас привлекает? Чем вам она нравится?

Дети: На картине художник нарисовал деревню с церквушкой посередине и много-много птиц на деревьях.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что заинтересовало художника?

Дети: Как птицы вьют гнёзда на деревьях весной.

Воспитатель: Узнали вы деревья на картине?

Дети: Это берёзы. Они внизу чёрные, а вверху белые и очень старые и кривые. Берёзы стоят на картине впереди, около пруда.

Воспитатель: Ребята, а вы узнали к кому мы попали в гости?

Дети: Да, это грачи.

Воспитатель: Что вы знаете и можете рассказать о грачах?

Дети: Живут на старых деревьях и вьют гнёзда из веточек палочек на толстых ветках. На зиму они улетают в тёплые края, а весной прилетают обратно.

Воспитатель: Да, ребята, всё правильно. Место, где они живут, называют грачовником. Грачи прилетают весной. И тогда там, где они живут, раздается грачиный гомон.

Воспитатель: О чём ещё хотел рассказать А. Саврасов?

Дети: За берёзками старые избы и высока церковь с колокольней, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег. Небо голубое с белыми, серыми, жёлто-белыми облаками. На картине ещё виден снег- серый, талый.

Воспитатель: Ребята, а как вы думайте, что самое заметное на этой картине? Что главное?

Дети: Самое главное на этой картине – это грачи, которые прилетели из тёплых краёв и вьют гнёзда на берёзах.

Воспитатель: А что не самое главное? Что второстепенное?

Дети: Не главное – это деревня, потому что она находится вдалеке и нарисована нечётко.

Воспитатель: А на что обратил внимание художник и почему?

Дети: Художник обратил внимание на время года весну, когда прилетают грачи. Он хотел показать, как грачи рады возращению домой.

Воспитатель: Ребята, а какой основной цвет использовал художник?

Дети: Светло-голубой.

Воспитатель: А какие цвета чаще встречаются?

Дети: Голубой, бледно -жёлтый, серый, чёрный, белый.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где стоял художник, чтобы нарисовать картину?

Дети: Художник стоял на возвышенности, на окраине села.

Воспитатель: А что взял с собой художник?

Дети: Бумагу и краски.

Воспитатель: Да, ребята, однажды он пришёл на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришёл ненадолго, да так тут и остался до вечера. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всём на свете.

Воспитатель: Ребята, а где проходит линия горизонта?

Дети: Линия горизонта проходит через верхушку колокольни.

Воспитатель: А что на картине нарисовано впереди, что на втором плане?

Дети: Впереди берёзы с грачами, а вдалеке церковь с колокольней.

Воспитатель: Почему церковь с колокольней маленькие?

Дети: Потому что находится вдалеке.

Воспитатель: А какое настроение у картины?

Дети: От картины исходит ощущение весны, оживление природы, радость.

Воспитатель: Ребята, а что вам больше всего понравилось в картине?

Дети: Грачи, которые весело вьют гнёзда на берёзах.

Воспитатель: О чём картина А. Саврасова?

Дети: О ранней весне.

Воспитатель:С чем можно сравнить весну, небо на картине, крик грачей, снег?

Дети: Весна похожа на пробуждение природы, небо можно сравнить с пушистой ватой, крик грачей с разговором между собой, снег с грязными облаками.

Воспитатель: Какими словами можно рассказать о небе?

Дети: Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное. Но лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот облака растаят. Солнце будет ярко освещать, и пригревать весеннюю землю.

После окончания беседы целесообразно предложить детям составить рассказ по картине.

Воспитатель предлагает отправиться на весеннюю прогулку («вхождение» в картину). Ребята, а когда вы вернётесь, вы мне расскажите, что вы видели.

Далее с рассказами выступают несколько детей. Воспитатель вместе с детьми обязательно отмечает наиболее полные и интересные рассказы.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, какую картину мы сегодня видели? Кто её автор? Какие новые слова вы сегодня узнали? Как бы вы назвали эту картину?

Дети: «Весна», «Грачи», «Грачи на грачовнике», «Весна-красна», «Весенняя картина», «Зима кончается».

Воспитатель: Что бы вы нарисовали из этой картины?

Дети под музыку Чайковского рисуют.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно закончить рассказ о картине?

Занятие заканчивается. Картина остаётся в группе.

Публикации по теме:

Проект по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Очень важен процесс слияния с природой, одухотворение, эмоциональное осознание и единение развивающейся личности с окружающим миром. Особым.

Конспект интегрированного занятия «Грачи прилетели» Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о признаках ранней весны, о перелётных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной;.

Конспект НОД «Грачи прилетели, весна наступила» Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Возрастная группа: вторая младшая группа.

Конспект НОД в старшей группе «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект ООД по рисованию «В гостях у художника. Рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (старшая группа) Конспект ООД по Рисованию Тема: «В гостях у художника. Рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Цели: Образовательные.

Конспект занятия по изобразительной деятельности. «Рассматривание в старшей группе картины Саврасова А. К. «Грачи прилетели» Рассматривание в старшей группе картины Саврасова А. К. «Грачи прилетели» Задачи 1. Познакомить с произведением живописи: А. К. Саврасов.

Конспект занятия по рассматриванию картины А. Саврасова «Грачи прилетели» (подготовительная к школе группа) Программное содержание: 1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». 2. Уточнить, когда именно,.

Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Программное содержание: Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, при описании событий указывать время действия с использованием.

Внеурочная деятельность «Музей в твоем классе. Знакомство с творчеством А. Саврасова «Грачи прилетели» Цель: - учить анализировать произведения изобразительного искусства на примере картины А. Саврасова «Грачи прилетели»: видеть то, что изображено.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект беседы по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Опубликовано: 6 октября 2019 в 17:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки