Лучший педагог года

Конспект беседы по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего возраста «Черкеска и г1 абли»

Юсупова Асият
Конспект беседы по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего возраста «Черкеска и г1 абли»

Задачи:

- воспитание любви и уважения к культуре своего народа, доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитание эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества;

- развитие чувства восхищения красотой национальных чеченских костюмов черкеска и г1 абли;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (национальные костюмы).

Материалы: куклы одетые в черкеску и г1 абли, иллюстрации с изображением национальных чеченских костюмов.

Публикация «Конспект беседы по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего возраста „Черкеска и г1 абли“» размещена в разделах

Ход беседы.

Воспитатель : Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель : «Ассаламу алейкум!»- это означает «Да будет мир над вами!». Давайте поздороваемся друг с другом, как здороваются в нашей Чеченской Республике.

Дети: Ассаламу алейкум!

Воспитатель : «Ваалейкум вассалам!» - это означает «И вам мир!»

(дети садятся)

Воспитатель : Ребята, что мы называем Родиной?

Дети: Место, где мы родились.

Воспитатель : Правильно! А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель : Людей живущих в России, как называют?

Дети: Россияне.

Воспитатель : Да, ребята мы с вами россияне. Наша страна сильная, крепкая. Сильна она дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много.

Воспитатель : Ребята, а как называется наша малая Родина?

Дети: Чеченская Республика.

Воспитатель : Молодцы! В нашей Республике проживает много народностей. А какие народы и национальности живут здесь у нас?

Дети: Чеченцы, татары, русские, аварцы, кумыки, ногайцы.

Воспитатель : Мы с вами живём в современном мире, играем на компьютере, ездим на машине, носим модную одежд, но мне хотелось бы, чтобы мы не забывали, как жили наши предки в давние времена, во что они одевались, какие были традиции и обычаи? Но мы стараемся не забывать об историческом прошлом нашей республики и сегодня продолжим знакомство с культурой чеченского народа и поговорим о чеченской национальной одежде, познакомимся с основными элементами чеченских народных костюмов.

Воспитатель : Посмотрите, в нашем патриотическом углу стоят куклы одетые в национальную одежду Чеченской Республики. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего района?

Дети: Нет.

Воспитатель : Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы?

Дети: В музеях, на старых фотографиях, в книгах на иллюстрациях, на картинах художников.

Воспитатель : Правильно! Их вообще одевают, если так, то когда?

Дети: На праздниках, на концертах народных танцев и песен.

Воспитатель : Да действительно людей в национальных костюмах можно увидеть на национальных праздниках.

- Давайте представим себе, что мы оказались на выставке-показе национального костюма.

Посмотрите внимательно на иллюстрации, сейчас перед вами предстанут прекрасные горянки и джигиты, которые покажут вам красоту национального костюма.

Воспитатель : Я хочу представить вам мужской национальный костюм. Бешмет - рубаха-полукафтан застегивается до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Узкие штаны, пояс с кинжалом. Черкеска – праздничный мужской костюм, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом.

Головным убором чеченцев была папаха, скроенная из овчины.

Воспитатель : Из чего состоит мужской национальный костюм?

Дети: Из бешмета, черкески, бурки и папахи.

Воспитатель : Что такое бешмет?

Дети: Это рубаха полукафтан.

Воспитатель : Как называется праздничный мужской костюм?

Дети: Черкеска.

Воспитатель : Верно. А что защищало всадника от ветра, снега, дождя и жары?

Дети: Накидка бурка.

Воспитатель : Правильно. Как называется головной убор из овчины?

Дети: Папаха.

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь обратите внимание на изображение национального женского костюма.

Женская одежда: рубаха из хлопка или шелка доходила женщине до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны. Поверх рубахи одевалось «г1абли» платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадные г1абли шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Головной убор чеченки – платок. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком.

Воспитатель : Как называется головной убор замужней чеченки?

Дети: Чухт.

Воспитатель : А убор незамужней чеченки?

Дети: Платок.

Воспитатель : Самое важное украшение в национальном женском костюме?

Дети: Пояс.

Воспитатель : Из чего делали пояса?

Дети: Из ткани, кожи, серебра.

Воспитатель : Как называется национальное женское платье?

Дети: Г1абли.

Воспитатель : Из чего его шили?

Дети: Из бархата или тяжелого шелка.

Воспитатель : Чем нашивали женский кафтанчик?

Дети: Серебряными застежками - вызолоченнми, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой.

Воспитатель : Молодцы ребята!

Рефлексия:

- О чем мы говорили?

- Как называется национальный чеченский мужской костюм?

- Как называется национальный чеченский женский костюм?

- Что нового Вы узнали?

- Вам понравилась беседа?

Публикации по теме:

«Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста«Снегири». Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Ход занятия: Воспитатель. Наступила зима, и в садах и парках появились птички в ярко-красных нарядах. Кто знает как они называются? Правильно.

«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитаниюПояснительная записка:Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам»Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам» Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня.

Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группыКонспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Цель: Создать в группе условие.

Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитиюКонспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый: польза и вред» Конспект НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Лук репчатый -польза и вред». Тема: «Лук репчатый – польза.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в группе раннего возраста «Маша варежку надела…» Социально – нравственное воспитание. Ранний возраст. Тема: Маша варежку надела… Задачи: Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного.

Автор публикации:
Конспект беседы по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего возраста «Черкеска и г1 абли»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 15:43
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД