Юсупова Асият
Конспект беседы по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего возраста «Черкеска и г1 абли»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- воспитание любви и уважения к культуре своего народа, доброжелательного отношения друг к другу;
- воспитание эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества;
- развитие чувства восхищения красотой национальных чеченских костюмов черкеска и г1 абли;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (национальные костюмы).
Материалы: куклы одетые в черкеску и г1 абли, иллюстрации с изображением национальных чеченских костюмов.
Публикация «Конспект беседы по патриотическо-нравственному воспитанию детей старшего возраста „Черкеска и г1 абли“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход беседы.
Воспитатель : Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель : «Ассаламу алейкум!»- это означает «Да будет мир над вами!». Давайте поздороваемся друг с другом, как здороваются в нашей Чеченской Республике.
Дети: Ассаламу алейкум!
Воспитатель : «Ваалейкум вассалам!» - это означает «И вам мир!»
(дети садятся)
Воспитатель : Ребята, что мы называем Родиной?
Дети: Место, где мы родились.
Воспитатель : Правильно! А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель : Людей живущих в России, как называют?
Дети: Россияне.
Воспитатель : Да, ребята мы с вами россияне. Наша страна сильная, крепкая. Сильна она дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много.
Воспитатель : Ребята, а как называется наша малая Родина?
Дети: Чеченская Республика.
Воспитатель : Молодцы! В нашей Республике проживает много народностей. А какие народы и национальности живут здесь у нас?
Дети: Чеченцы, татары, русские, аварцы, кумыки, ногайцы.
Воспитатель : Мы с вами живём в современном мире, играем на компьютере, ездим на машине, носим модную одежд, но мне хотелось бы, чтобы мы не забывали, как жили наши предки в давние времена, во что они одевались, какие были традиции и обычаи? Но мы стараемся не забывать об историческом прошлом нашей республики и сегодня продолжим знакомство с культурой чеченского народа и поговорим о чеченской национальной одежде, познакомимся с основными элементами чеченских народных костюмов.
Воспитатель : Посмотрите, в нашем патриотическом углу стоят куклы одетые в национальную одежду Чеченской Республики. Как вы думаете, в таких костюмах можно сейчас встретить людей на улицах нашего района?
Дети: Нет.
Воспитатель : Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы?
Дети: В музеях, на старых фотографиях, в книгах на иллюстрациях, на картинах художников.
Воспитатель : Правильно! Их вообще одевают, если так, то когда?
Дети: На праздниках, на концертах народных танцев и песен.
Воспитатель : Да действительно людей в национальных костюмах можно увидеть на национальных праздниках.
- Давайте представим себе, что мы оказались на выставке-показе национального костюма.
Посмотрите внимательно на иллюстрации, сейчас перед вами предстанут прекрасные горянки и джигиты, которые покажут вам красоту национального костюма.
Воспитатель : Я хочу представить вам мужской национальный костюм. Бешмет - рубаха-полукафтан застегивается до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Узкие штаны, пояс с кинжалом. Черкеска – праздничный мужской костюм, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Характерная чеченская одежда – бурка. Это - накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка - идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом.
Головным убором чеченцев была папаха, скроенная из овчины.
Воспитатель : Из чего состоит мужской национальный костюм?
Дети: Из бешмета, черкески, бурки и папахи.
Воспитатель : Что такое бешмет?
Дети: Это рубаха полукафтан.
Воспитатель : Как называется праздничный мужской костюм?
Дети: Черкеска.
Воспитатель : Верно. А что защищало всадника от ветра, снега, дождя и жары?
Дети: Накидка бурка.
Воспитатель : Правильно. Как называется головной убор из овчины?
Дети: Папаха.
Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь обратите внимание на изображение национального женского костюма.
Женская одежда: рубаха из хлопка или шелка доходила женщине до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны. Поверх рубахи одевалось «г1абли» платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадные г1абли шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки - вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Головной убор чеченки – платок. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком.
Воспитатель : Как называется головной убор замужней чеченки?
Дети: Чухт.
Воспитатель : А убор незамужней чеченки?
Дети: Платок.
Воспитатель : Самое важное украшение в национальном женском костюме?
Дети: Пояс.
Воспитатель : Из чего делали пояса?
Дети: Из ткани, кожи, серебра.
Воспитатель : Как называется национальное женское платье?
Дети: Г1абли.
Воспитатель : Из чего его шили?
Дети: Из бархата или тяжелого шелка.
Воспитатель : Чем нашивали женский кафтанчик?
Дети: Серебряными застежками - вызолоченнми, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой.
Воспитатель : Молодцы ребята!
Рефлексия:
- О чем мы говорили?
- Как называется национальный чеченский мужской костюм?
- Как называется национальный чеченский женский костюм?
- Что нового Вы узнали?
- Вам понравилась беседа?