Конспект беседы по юкагирской сказке «Отчего у белого медведя нос чёрный»

Дарья Дрожжева
Конспект беседы по юкагирской сказке «Отчего у белого медведя нос чёрный»

Беседа по юкагирской сказке «Отчего у белого медведя нос чёрный»

Цель: продолжать учить детей пересказывать текст подробно, точно воспроизводя реплики главных героев; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть! Это волшебный сундучок, но он откроется только если вы отгадаете загадку, попробуем? (да)

Там где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый.

(Белый медведь)

Воспитатель: Правильно, это белый медведь. (Сундучок открывается, и появляются картинки с изображением белого медведя). Ребята, давайте попробуем описать его, какой он? Какие особенности внешнего вида белого медведя? (Огромное туловище, большие сильные лапы с острыми когтями, большая морда, круглые уши, черный нос и глаза. Шкура толстая, мех длинный, густой, теплый, белый.

- Почему медведь белый? – Чтобы быть незаметным на белом снегу.

- Где живут белые медведи? (на Севере, среди вечных льдов и снегов)

- Чем питаются белые медведи? (Белый медведь – хищник. Охотиться на морских животных, ловит рыбу, ест морские водоросли. Очень ловкий, подвижный, опасный зверь, хорошо плавает в воде и под водой, глубоко ныряет.

- Как называют детенышей белого медведя? (Детеныши – медвежата. Появляются на свет очень маленькими. Мама-медведица кормит их своим молоком, заботится, охраняет своих малышей. Когда медвежата подрастают, мама учит их охотиться и добывать себе пищу.

Белые медведи занесены в Красную книгу. Их нельзя убивать.

Физминутка.

Я мороза не боюсь (шагаем на месте,

С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши,

Подойдет ко мне мороз (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши,

Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте).

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой народов севера.

Отчего у белого медведя нос чёрный (Юкагирская сказка)

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая.

Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

Словарная работа.

Ребята, в этом рассказе нам встретились новые слова, например, слово тундра, вы знаете что оно означает?

Тундра - область на севере, где мало растений.

Хорошо, а слова Морж, тюлень, нерпа? (морские северные животные)

А что означает слово Стойбище - место отдыха пасущегося стада и оленеводов.

Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь ответьте на мои вопросы:

- Как вел себя белый медведь, когда нос у него был белый?

- Как люди проучили его за проказы?

- Как теперь приходится охотиться медведю, когда нос у него черный?

Воспитатель: Молодцы ребята. А в волшебном сундучке есть что-то еще, это же волшебная палочка. А давайте, сейчас я прочту вам сказку еще раз, а потом я и наши гости превратимся в маленьких детей, а вы будете рассказывать нам сказку, договорились? (да) (Повторное чтение. Пересказ с опорой на схему)

Публикации по теме:

Информационные материалы для беседы с детьми «День медведя — 13 декабря» Беседа с детьми. Могучего медведя по праву считают символом России, ведь этот мощный зверь олицетворяет всю силу и удаль русского народа.

Конспект комплексного занятия «Однажды в сказке… «Три медведя» Конспект комплексного занятия по теме: «Однажды в сказке…» Подготовила:, воспитатель МДОУ «Детский сад №15 общеразвивающего вида» г. Ухта.

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя»Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры с детьми 4–5 лет по русской народной сказке «Три медведя» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке «Три медведя». Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение определять какой части.

Конспект ООД по математике во второй младшей группе по сказке «Три медведя» Конспект НОД по математике по 2-ой младшей группе по сказке «ТРИ МЕДВЕДЯ» Материал будет полезен для воспитателей детских садов Задачи:.

Конспект открытого занятия с использованием интеллект-карт и с презентацией по сказке «Три медведя» Цель: развитие речевой активности детей посредством составления интеллект-карты. Задачи: 1. Образовательные: -закрепить знание детьми содержания.

Конспект театрализованной деятельности по сказке «Три медведя» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: познакомить с новой сказкой. Задачи: 1. Продолжать формировать умение слушать взрослого; не перебивая, дослушивать его до конца;.

Конспект занятия по художественной литературе «Чтение сказки «Отчего у белого медведя нос черный» Тема: Чтение сказки «Отчего у белого медведя нос черный» Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативное, познавательное,.

Конспект занятия по развитию речи по сказке «Три медведя» (младшая группа) Цель: познакомить со сказкой «Три медведя», побуждать детей к активному участию. Программные задачи: Образовательные: - помочь понять сюжет.

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе по сказке «Три медведя» Воспитатель: Макшова О. Н Участники: дети 3-4 лет. Количество детей: 6 человек. Длительность: 15-20 минут. Программное содержание: 1. Закрепить.

Конспект занятия по театрализованной деятельности во второй младшей группе по сказке «Три медведя» Воспитатель: Макшова О. Н Участники: дети 3-4 лет. Количество детей: 6 человек. Длительность: 15-20 минут. Программное содержание:.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект беседы по юкагирской сказке «Отчего у белого медведя нос чёрный»
Опубликовано: 3 мая 2018 в 14:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотозарисовки большого авиационного праздника
В минувшую субботу, 19 октября, на аэродроме Чкаловска состоялось празднование юбилея образования 689 гвардейского Сандомирского ордена Александра...
Фотоотчет о проведении осеннего мероприятия для детей младшего возраста
«Между елок, между сосен, Осторожно бродит Осень. Королева Осень – рыжая лиса- Красит в рыжий цвет Зелёные леса! » В. Степанов Сегодня сама...
Конспект занятия по рисованию «Русский народный сарафан» с детьми дошкольного возраста
Цель: создать условия для формирования интереса к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество....