Конспект беседы познавательного характера «Ай да пряник — просто загляденье»

Ольга Гапонова
Конспект беседы познавательного характера «Ай да пряник — просто загляденье»

Программное содержание:расширять знания детей о хлебобулочных изделиях; вызвать интерес к пряничному искусству; дать представление о том, что пряник - любимый продукт русского народа.

Оборудование: иллюстрации, мяч, стилизованный под колобок, пряники, игрушка "Коробейник", солёное тесто, доски, чашки с водой, стеки.

Ход беседы.

Воспитатель: К нам сегодня на занятие придет гость, а кто,вам подскажет загадка:

Он от дедушки ушёл,

Он от бабушки ушёл,

В лес дремучий покатился,

Со зверями подружился.

А вот хитрая лиса

Обманула молодца.

(Колобок)

Воспитатель берёт в руки мяч, стилизованный под колобка.

А в самом колобке тоже есть загадка. Что он собой представляет? (Дети отвечают.)Колобок - это хлеб, который выпекали на Руси много - много лет назад. Хлеб был основным блюдом русского человека.Об этом народ придумал пословицу: "Хлеб да вода - русская еда".С древних времен многое изменилось. Изменился и хлеб. И каких только сортов хлеба мы не встретим в магазине!

Дети, как вы думаете, что в старые времена на Руси подавали к чаю? (Дети отвечают.)Если бы мы попали в Древнюю Русь, то нас обязательно угостили бы пряником. Без пряника не обходился ни один праздник. Его подавали гостям на день рождения, а также в тот день, когда давали ребенку имя, и, конечно, никакая свадьба не могла состояться без пряника. На свадебный стол в конце пиршества ставили не торт, как сейчас, а огромный пряник. Считалось, что это принесет молодым счастье.

Как вы думаете, из чего делают пряник? (Дети отвечают.)Пряники делают из муки, меда, а еще кладут пахучие приправы - пряности. Это тмин, мята, ванилин, гвоздика, корица, мак. При изготовлении пряника используют лимонные и апельсиновые корочки, сваренные в сахарном сиропе, изюм и орехи. Дети, возьмите тарелочки, на которых разложены разнообразные пряности, и понюхайте их. (Дети выполняют задание.)

Откуда взялось название "пряник", пряные травы. Что вы можете сказать об этих названиях (Дети отвечают.)Да, они близки по звучанию. Поэтому мы можем предложить, что из-за пряностей, которые кладут в хлебобулочное изделие, его и называют пряником. В разных местах на Руси пекут самые разнообразные пряники. В наших магазинах продаются мятные пряники. Как вы думаете, почему они так называются? А ваша мама умеет печь медовые пряники? Как вы думаете, почему пряник получил название "медовый"(Дети отвечают.)На Севере, в городе Архангельске, пекут пряники, которые называются "козули"(показывает иллюстрации).Как вы думаете, почему у этих пряников такое необычное название? (Дети отвечают.)В честь пряников "козули"2 поэт С.Кайдаш сочинил такие стихи:

На далёком дальнем Севере

Узорные козули пекли на Рождество.

В оконце ветры дули,

А в горнице тепло.

Пекли в печи хозяюшки

Фигурной формы пряники,

Просил ребенок: "Матушка!

Попробовать дай Ванечке!"

Протягивала матушка

Узорный пряник Ване,

Пусть будет в доме солнышко

И радость без печали!

Больше всех на Руси славились тульские, вяземские, городецкие, московские пряники. Пряники свои названия получили потому, что делали их в городах Туле, Вязьме, Городце, Москве. Эти пряники еще называют печатными. Как вы думаете почему? (Дети отвечают.)На пряниках есть картинки и надписи. Изображение печати на станках так же, как на страницах книг показывает иллюстрации).

Русский человек подметил некоторые характерные свойства пряника и сравнил их с человеком. О человеке, который не соглашается на интересное предложение,говорят: "его пряником не заманишь".О капризном человеке есть другое выражение: "ломается, как пряник". Раньше на Руси место, на котором большая торговля, называется ярмаркой. Дети, а вы хотите побывать на ярмарке? (Дети отвечают.)Тогда в путь!

Дети встают в одну шеренгу. Воспитатель начинает двигаться по группе,напевая песенку:

На ладошке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Тпр!Стоп!Разворот!На реке - пароход.

Пароходом ехали, до земли доехали.

Воспитатель вносит игрушку "Коробейник".

Коробейник. Здравствуй, люд честной!

Старый и молодой!

На нашей ярмарке резное рукоделье!

Подходи, налетай,

Соленое тесто получай!

Смекалку покажи,

Свое уменье прояви!

Зайцев, ежиков, лисичек,

Медвежат,слонов и птичек,

Пряничных дел мастера,

Изготовить вам пора!

Воспитатель. Дети,посмотрите:коробейник" для нас приготовил соленое тесто, доски, стеки. Давайте сядем за столы и сделаем пряники, кто какие хочет.

Во время лепки воспитатель помогает детям выбрать узор для пряника, поощряет их фантазию и выдумку. В конце лепки предлагает детям положить свои работы на противень, и помощник воспитателя уносит их "печься".

Дети, с чего мы начали разговор о пряниках?Можно ли колобка и пряник назвать родственниками?Как вы думаете,кто старше: колобок или пряник?Почему в народе говорят, что пряник приестся, а хлеб никогда?

Помощник воспитателя вносит блюдо с пряниками.

Дети, пока мы с вами говорили, "испеклись"наши пряники. Все к столу.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Не просто бумага-деревья в лесу» Цель: познакомить со свойствами бумаги; рассказать о многообразии бумаги (бумага для письма и рисования, салфетки, цветная бумага для аппликации,.

Конспект игры-тренинга «Положительные черты характера» по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Конспект игры- тренинга «Положительные черты характера» по социально- коммуникативному развитию в подготовительной к школе группе. Цель:.

Конспект интегрированного занятия «Добрым быть совсем не просто» Программное содержание. Формировать положительное отношение к себе, другим и окружающему миру. Совершенствовать коммуникативные умения (умение.

Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Конспект НОД интегрированного характера с включением художественно-продуктивной деятельности «Осень вяжет кружева» Выполнили: воспитатели.

Конспект образовательной деятельности игрового характера с тревожными и застенчивыми детьми «В гостях у сказки» Конспект образовательной деятельности игрового характера с тревожными и застенчивыми детьми:«В гостях у сказки»в старшей группе. Подготовила:.

Конспект занимательной деятельности двигательного характера. «Зимние зарисовки». Подготовительная группа.Конспект занимательной деятельности двигательного характера. «Зимние зарисовки». Подготовительная группа. Цель: развивать двигательную активность детей, как один из основных факторов, стимулирующих физическое, эмоциональное и интеллектуальное.

Конспект занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста посредством игр экологического характера Тема: «В гости к лесничему». Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое.

Открытое занятие «Кубанский пряник» (средняя группа)Открытое занятие «Кубанский пряник» (средняя группа) Город Мастеров «Кубанский пряник» Средняя группа. Воспитатели: Спицына О. С. Зверева Л. В. Цель: - знакомить детей с пряничным искусством.

Открытка «Пряник Козуля»Открытка «Пряник Козуля» Идея такой открытки появилась, когда я искала информацию о традициях православного Рождества. Среди моря информации, выплыли "Козули". Архангельские.

Сценарий развлечения для детей старшей группы. О народных промыслах России «Добрым людям на загляденье» Сценарий развлечения для детей старшей группы. О народных промыслах России “Добрым людям на загляденье” Составитель: Мартынова М. Г., воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Математика
  • Пазлы
Автор публикации:
Конспект беседы познавательного характера «Ай да пряник — просто загляденье»
Опубликовано: 18 декабря 2016 в 08:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 августа. День физкультурника

Во вторую субботу августа в России отмечают праздник, посвящённый всем, кто имеет отношение к физкультуре и спорту. Не только спортсменам и тренерам, но и всем, кто выбирает здоровый образ жизни и...

7 августа. День подсолнуха на МААМ

Подсолнечник во всех языках имеет похожие названия, связанные с солнцем. Да и сам он словно маленькое солнышко, от одного только взгляда на него становится радостно и тепло. Воспользуйтесь нашей...

Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция
Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Гимназия №1503 Описание...
Рисование с элементами аппликации «Цветочная поляна» с детьми разновозрастной группы
Мастер-класс рисования на тему "Цветочная поляна" с детьми разновозрастной группы. Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов,...
Анкета для родителей «Значение художественно-эстетического развития ребенка в...
Воспитатель: Качотян С. Н. ГБОУ Школа №935 1. Как вы считаете, с какого возраста нужно развивать художественно-эстетическое развитие у ребенка? 2. Как вы...