Ковальчук Надежда Николаевна
Конспект беседы в подготовительной группе «Знакомство детей с городецкой росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать познавательно-творческий интерес у старших дошкольников к городецкой росписи в сравнении с другими народными промыслами.
Задачи:
Формировать у детей представления об особенностях городецкой росписи на основе рассматривания образцов - изделий и иллюстраций – народно-прикладного искусства.
Публикация «Конспект беседы в подготовительной группе „Знакомство детей с городецкой росписью“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Учить детей находить и выделять городецкие узоры на деревянных изделиях и иллюстрациях – цветочные букеты, петухи и кони; видеть яркий колорит красок и «оживку».
Развивать у детей творческие и интеллектуальные способности; эстетическое восприятие красоты и яркого колорита в изделиях городецких мастеров.
Воспитывать творческий интерес к городецкой росписи; уважение к труду народных мастеров.
Развивающая среда:
- оформление выставки народно-прикладного творчества – городецкие изделия – тарелки, шкатулка, дощечки; полхов-майданские, дымковские и филимоновские игрушки; гжельская и хохломская роспись.
- презентация «Городецкая роспись»;
- образцы нарисованных городецких узоров – розан, купавка, ромашка, роза, бутон, листья; петухи и кони.
Словарь: Городец, Волга, городецкие мастера, городецкие узоры, изделия; солонки, дощечки, ложки, шкатулки, лошадки-качалки, хлебницы, мебель; розан, купавка, ромашка, роза, бутон, листья; петухи и кони; подмалевка, оживка.
Ход беседы:
Воспитатель приглашает детей на выставку народно-прикладного творчества.
Воспитатель читает:
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Дидактическая игра «Найди меня»
1. Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови-ка меня!
Дети: Это дымковские игрушки. Их изготавливали из глины в слободе Дымково.
Дети выбирают дымковские игрушки и называют их: индюки, водоноска.
2. Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
Дети: Это филимоновские глиняные игрушки, украшенные яркими полосками. Их особенность – удлиненные шеи, да и вся фигурка вытянутая (Это свойственно глине, которую добывали в деревне Филимоново).
3. Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка ты откуда?
Видно, с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Дети выбирают и рассматривают гжельскую керамическую посуду, украшенную голубым и синими цветом.
4. Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые
А может, солнцем залитые.
Дети выбирают хохломскую посуду с ягодками; любуются золотистым узором.
6. Бочонки, копилки, матрешки, грибки
Они не малы, да и не велики.
Свистульки, тарелочки в ярких цветах
И солнце, и речка и домик в кустах.
Свободная роспись: шиповник цветет,
И яблочки зреют, и травка растет.
Рисуются тушью на стеблях цветы
Их яркие краски сочны и просты.
Дети рассматривают изделия мастеров росписи Полховский Майдан.
Воспитатель: Выберите, ребята, деревянные предметы с росписью. Чем они отличаются от других народных игрушек и изделий нашей выставки? Чем они вас привлекают?
Дети: Предметы сделаны из дерева. На них красивые цветы, кони и петухи нарисованы. От яркого колорита красок не отвести взгляд.
Дети берут в руки рассматривают городецкую шкатулку, дощечки и музыкальные инструменты.
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи:
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Воспитатель: Умелые городецкие плотники изготавливали из дерева: мебель, посуду, игрушки - расписывали чудесными яркими узорами!
- Назовите, какие предметы были очень известны своей росписью?
- Разделочные дощечки, солонки, ложки, шкатулки, блюда.
- Что в основном расписывали на узорах мастера?
- Цветы, птицы, кони. Цветы - символ здоровья; птицы – символ счастья; кони – богатства.
Воспитатель: Действительно, в городецкой росписи можно выделить 3 вида композиций:
1. Цветочная роспись.
2. Цветочная роспись с добавлением мотива «конь» и «птица».
3. Сюжетная роспись.
Цветочная более простая. Могли нарисовать только большой цветок и бутоны.
Городецкие цветы: купавка, розан, ромашка и бутоны. Листья.
Гимнастика для глаз «Городецкий узор»
Справа купавки, (взгляд вправо)
Слева розан, (взгляд влево)
Вверху бутон, (взгляд вверх)
Внизу бутон и лепесток. (взгляд вниз)
По кругу глазами мы обведём.
(Круговые движения глаз по часовой стрелке)
О Городецком узоре всё узнаём.
(Круговые движения глаз против часовой стрелке)
Теперь поморгаем,
Закроем глаза. (Глаза закрыты ладонями)
И наступает кругом темнота.
По чёрному полю, кони бегут,
По чёрному небу, тучи плывут.
Птицы летают, цветы расцветают.
А у ребят, глаза отдыхают.
Глазки откройте, всем улыбнитесь.
И за работу дружно беритесь.
Цветочная роспись с добавлением мотива «конь» и «птица».
Особенность росписи – птица и конь черного цвета. Яркости придает «оживка» – краска белого цвета!
Важно: Дети рассматривают городецкую шкатулку. Арсений подмечают на ней надпись: инициалы мастера росписи. Воспитатель объясняет, что каждое изделие индивидуальное и неповторимое, выполняется конкретным мастером. И хотя народный умелец рисует городецкие узоры, но в них добавляет личный узор и колорит, характерный только его росписи.
Сюжетная роспись – самый сложный вид в городецкой росписи. Картины изображают сценки из повседневной жизни и иллюстрации к различным сказкам. Популярным является изображение свадебного застолья.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Чем интересна городецкая роспись?
Городецкая роспись
Как ее нам не знать…
Здесь такие сюжеты –
Что ни в сказке сказать,
Такие здесь сюжеты -
Пером не описать.
Городецкая роспись –
Как ее нам не знать!
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах –
На весь мир молва идет!
Гордимся мы тобой Россия,
Таких умельцев - нет нигде!
И Хохлома, и Гжель, и Дымка –
Весь мир завидует тебе!