МААМ-картинки

Конспект библиотечного урока по творчеству Н. А. Некрасова в 5–6 классах «И вот они опять, знакомые места…»

Юлия Полетаева
Конспект библиотечного урока по творчеству Н. А. Некрасова в 5–6 классах «И вот они опять, знакомые места…»

Тема: «И вот они опять, знакомые места…»

Цель: Обогащение знаний детей о Н. А. Некрасове и его творчестве. Воспитание гражданственности и любви к своему народу на примере лирики великого русского поэта.

Задачи:

познакомить учащихся с историей родового имения семьи Некрасовых в селе Грешнево Ярославской области;

показать, какое влияние оказала малая родина на творчество великого русского поэта;

развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие способности;

Публикация «Конспект библиотечного урока по творчеству Н, А, Некрасова в 5–6 классах „И вот они опять, знакомые места…“» размещена в разделах

прививать интерес к творчеству Н. А. Некрасова; подвести учащихся к пониманию общественного и историко-литературного значения поэзии поэта;

воспитывать чувство любви родному краю, гордость за нашу Родину, доброту, чуткость, сострадание, милосердие.

Планируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и основных этапах творчества Н. А. Некрасова, озвучивая презентацию с опорой на слайды;

участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения; инсценируют отрывок из произведения поэта: ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, передают в рассказе восхищение и уважение к поэту.

Возрастная категория: 5 - 6 класс

Форма проведения: урок – путешествие

Материалы и оборудование: портрет Н. А. Некрасова, презентация «И вот они опять, знакомые места…», аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…», проектор, экран, выставка книг с произведениями Н. А. Некрасова, атрибуты для инсценировки отрывка из стихотворения; аудиозаписи «Вальс до-диез-минор» и «Вальс № 10 си-минор» Ф. Шопена.

Методические приемы: слово учителя – ведущего, выступления учащихся (выступления в роли экскурсоводов, чтение стихов, инсценировка стихотворения, слушание в записи вальсов Ф. Шопена, просмотр презентации.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Мне приятно тебя видеть!»

II. Подготовка к восприятию

Звучит «Вальс до-диез-минор» Ф. Шопена

В нашем неспокойном мире всегда что-то меняется. Сменяют друг друга эпохи, исчезают целые цивилизации, рушатся великие памятники. Но от духовного вымирания у человечества есть надежная защита - это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности этих давно уже ушедших дней.

Погаси электрический свет,

Теплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывем вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.

Мы откроем старинный сундук,

Пыль времен отряхнем мы с событий,

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.

И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

XIX век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

Л. Рубальская.

Звучит «Вальс № 10 си-минор» Ф. Шопена

III. Сообщение темы урока

Сегодня, ребята, я предлагаю вам совершить заочное путешествие в XIX век, в местечко, где прошло детство великого русского поэта, чье имя знают и взрослые, и дети. Послушайте отрывок из одного его произведения и скажите, кому будет посвящена наша встреча?

(Звучит аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»)

- Как называется это стихотворение?

- Кто его автор?

Слайд № 1 «Портрет Н. А. Некрасова»

- Это стихотворение написал великий русский поэт, прозаик, редактор, критик, издатель Николай Алексеевич Некрасов. 10 декабря 2021 года исполнится 200 лет со дня его рождения.

- Назовите известные вам произведения Н. А. Некрасова.

- Стихи эти, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал», - писал поэт.

Давайте сейчас мы отправимся в родовое имение Некрасовых – село Грешнево и еще раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, услышим стихотворения поэта, вошедшие в сокровищницу русской классической литературы.

В роли экскурсоводов выступят наши ученики. Ребята, расскажите о детстве, родителях, любимых занятиях и увлечениях великого русского поэта.

IV. Работа по теме урока

1. Детские годы Н. Н. Некрасова

Слайд № 2 «Село Грешнево»

1 экскурсовод: Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине в городе Немирове Подольской губернии. В 1821 году Некрасовы переехали в Грешнево, которое раскинулось на левом берегу большой русской реки Волга недалеко от Ярославля. Село было окружено бесконечными лугами и полями.

Здесь прошли детские годы поэта.

В «Автобиографических записях» Н. А. Некрасова мы читаем: «Если переехать в Ярославле Волгу и пройти через Тверицы, то очутимся на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 верст по песчаному грунту, где справа и слева песок, … увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых».

Дом Некрасовых в Грешневе до настоящего времени не сохранился. Он сгорел еще при жизни поэта. Судить о доме можно по описи от 27 мая 1815 года. Вот как он выглядел за несколько лет до приезда сюда семьи Некрасовых: «В господском доме деревянного строения было восемь малых покоев, сени и два чулана. В число этих покоев, скорее всего, входили прихожая, зал (столовая, гостиная, кабинет, спальня, детская и девичья. В доме имелось семь окон с двойными рамами. Отапливался он голландской печью, имевшей изразцовую лежанку. Наверху находилась светёлка с голландской печью».

Слайд № 3 «Усадьба Некрасовых»

От бывшей усадьбы остался только каменный флигель. По преданию, отец поэта держал в нем своих крепостных музыкантов. Затем был надстроен второй, деревянный этаж.

«В самой усадьбе более всего замечательного – старый обширный сад…». Здесь собирали большой урожай вишен, яблок, смородины, а по краю росли вязы и липы, посаженные, матерью Н. А. Некрасова.

2 экскурсовод: У маленького Коли была удивительная память. Хотя ему не исполнилось еще и трех лет, он на всю жизнь запомнил, как экипаж, в котором он ехал вместе с братьями и сестрами, был в пути очень долго. Как остановились у подъезда, как занесли его на руках в темные комнаты, в одной из которых он увидел двух старушек в очках. Они сидели перед нагоревшей свечкой и вязали чулки. Это были мать и тетка Алексея Сергеевича, отца поэта.

Так началась новая жизнь в родовой усадьбе, оставившая глубокий след в душе будущего поэта.

Я рос, как многие, в глуши,

У берегов родной реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши.

Слайд № 4 «Отец Н. А. Некрасова»

3 экскурсовод: Отец Алексей Сергеевич был помещиком, очень грубым и суровым человеком. Он жестоко обращался с крестьянами и членами своей семьи: бил детей, несправедливо обращался с женой.

Слайд № 5 «Мать Н. А. Некрасова»

Мать поэта Елена Андреевна, по воспоминаниям грешневских крестьян, была «небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня». «Многих она избавляла от побоев – просила мужа за всех и, иногда вызывая этим гнев его, сама страдала».

Она была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Елена Андреевна серьезно занималась воспитанием детей, была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала детям о великих писателях и читала отрывки из произведений, которые они могли понять. Играла на фортепьяно и пела.

Николай Алексеевич очень любил свою мать и был привязан к ней. Свои первые стихи, написанные в семилетнем возрасте, он посвятил своей маме в честь её именин.

"Любезна маменька! Примите

Сей слабый труд

И рассмотрите,

Годится ли куда-нибудь".

С поразительной, щемящей нежностью воспевал поэт свою мать еще во многих своих стихотворениях.

Слайд № 6 «В. Маковский «Крестьянские дети»

4 экскурсовод: Неуютно и страшно было жить в этом доме. Поэтому маленький Н. А. Некрасов часто убегал в простор лугов и полей. Вместе с крестьянскими ребятишками он ходил в лес за грибами, собирал с ними лесную малину, чернику, купался в речке, а зимой катался на санках.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал к своим деревенским друзьям.

Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал большое влияние на его творчество. Н. А. Некрасов относился к ним с большой любовью. Они такие же разные, как и ребятишки из его стихотворений. И хотя у них бедная, оборванная одежда, босые ноги, давно не стриженые головы, прежде всего, бросаются в глаза их смышленые лица, живой и любознательный взгляд.

Много лет спустя Н. А. Некрасов посвятил крестьянским детям замечательные стихи. И, конечно, когда он их писал, вспоминались ему маленькие друзья из его детства. В числе этих стихотворений особое место занимают «Крестьянские дети».

2. Инсценировка

Однажды, в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах. а сам с ноготок!

— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья?

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я.»

— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».

— А кой тебе годик?— «Шестой миновал.

Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

3. Физминутка

- Встаньте. Представьте, что мы находимся на зимней поляне. Как дышится в морозную погоду? (Трудно, закрываем рот и нос). Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха. Я буду произносить слова, а вы – показывать действия.

Носом вдох, а выдох ртом,

Не боимся мы пороши,

Дышим глубже, а потом –

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Шаг на месте, не спеша,

Руки в стороны, по швам –

Как погода хороша!

Снега хватит нам и вам

4. Продолжение работы по теме урока

Слайд № 7 «Сестра Н. А. Некрасова Анна Буткевич»

5 экскурсовод: Из воспоминаний сестры Некрасова Анны Буткевич. «За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство, было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

Слайд № 8 «Река Волга»

6 экскурсовод: Недалеко от Грешнева протекала река Волга. Вместе с крестьянскими детьми Н. А. Некрасов часто бывал на ее берегу.

О, Волга. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зорям,

Когда еще все в мире спит

И смелый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке

Иду на помощь к рыбакам,

Катаюсь с ними в челноке,

Брожу с ружьем по островам.

То, как играющий зверёк,

С высокой кручи на песок

Скачу по берегам реки

Бегу, бросая камешки,

И песню громкую пою

Про удаль раннюю мою.

Слайд № 9 «И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»

7 экскурсовод: На берегу великой реки мальчик видел не только красоту природы. Здесь будущий поэт испытал и первое большое горе. Он увидел, как увязая в песке, медленно брела по берегу толпа бурлаков. Они тащили вверх по реке тяжелую купеческую баржу и пели заунывную песню, похожую на стон. Иногда обессиленные люди останавливались, сбрасывали лямки и грузно падали на песок.

Этому мучительному пути не видно было конца. Но заканчивался короткий привал, и, пошатываясь, они вновь поднимались, вскидывали лямки. И ещё долго звучали над Волгой тоскливые, воющие звуки.

О горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз ее назвал

Рекою рабства и тоски!

Слайд № 10 «Город Ярославль. Гимназия»

8 экскурсовод: Когда маленькому Коле исполнилось 7 лет, он начал писать стихи. В 15 лет у него уже была их целая тетрадь. В одиннадцатилетнем возрасте Николай Некрасов поступил учиться в ярославскую гимназию. Там он проучился 5 лет. В эти годы мальчик увлекся чтением книг, познакомился с произведениями А. С. Пушкина, В. А. Жуковского.

5. Рассказ о жизни поэта в Петербурге

Слайд № 11 «Петербург»

Учитель: Будущий поэт очень мечтал о Петербурге, об университете, о том, чтобы печатать свои стихи. В 16 лет он оказался в столице один, без знакомых, без денег. Отец не стал ему помогать, когда узнал, что сын решил поступать в университет, а не на военную службу.

Слайд № 12 «Жизнь Некрасова в Петербурге»

Холодно и неприветливо встретил Некрасова огромный город, в котором у него не было ни родных, ни знакомых. С первых же дней своего пребывания в Петербурге Некрасов столкнулся с большими трудностями. Ему приходилось тяжелым трудом добывать себе пропитание.

Полуголодный, часто больной, он принимался за любую работу: за несколько копеек писал где-нибудь на рынке крестьянам письма, прошения, сочинял афиши, переписывал роли для актеров. Часто голодал. Он начал скитаться по подвалам, где ютилась беднота. Но стойкость характера, сила воли, присущая ему с юности, помогли выдержать все испытания.

«Я дал себе слово не умереть на чердаке», - вспоминал об этом времени Некрасов. Помогли ему и те люди, с которыми его свела судьба. Некрасов начал печатать свои стихи и рассказы. Он очень много работал, чтобы не умереть с голоду. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо»,- писал поэт.

Слайд № 13 «Поэт в деревне»

Когда он чувствовал себя утомлённым работой, то уезжал в деревню, в родные ярославские края. Это были лучшие годы в его жизни.

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу свои вирши, живётся легко…

Слайд № 14 «Я лиру посвятил народу своему…»

Многогранно творчество Николая Алексеевича Некрасова, наделенного огромным талантом, благородным сердцем, чувством ответственности за судьбу родины и большой любовью к ней.

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Николай Алексеевич Некрасов мечтал о том, чтобы на месте отцовской усадьбы когда-нибудь была построена школа. Его мечте суждено было сбыться. В 1971 году, к 150-летию со дня рождения Некрасова, в селе открылась новая двухэтажная школа со светлыми просторными классами.

6. Упражнение «Добавь слово»

А теперь я предлагаю еще раз вспомнить произведения Н. А. Некрасова. Добавьте слово и назовите стихотворение (на слайде)

Слайд № 16 «Добавь слово»

. , колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как? (О, Волга)

… Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит; (Славная осень)

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум… (весенний шум)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

…. (в холодное стекло)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит …. (владенья свои)

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет … (темный лес)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Слайд № 17 «Произведения Н. А. Некрасова»

Вот и закончилось наше путешествие в далекое прошлое, в детские годы замечательного человека, великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. О чём бы он ни писал: о природе, о крестьянских детях, о судьбе и тяжёлой доле русского человека – все стихи поэта о России.

- Чему, по-вашему, учат нас произведения великого автора?

Стихи Н. А. Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера. Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее. Он говорил: «Важно только одно: любить народ, Родину, служить им сердцем и душою».

Список информационных источников:

Некрасов Н. А. Избранное: - М. : Эксмо, 2007. – 608 с.

Некрасов Н. А. Избранная лирика/Сост., предисл. И примеч. В. А. Приходько; Рис. Ю. Тихонова. – М. : Дет. лит., 1990. – 224 с. : ил.

Якушин Н. Н. Н. А. Некрасов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. 2-е изд. – М. : ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС», 2001. 96 с. : фотоил.

Скатов Н. Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н. А. Некрасова /Н. Н. Скатов. - М. : Просвещение, 1985.- 175 с.

Использованные Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru

http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nekrasov_na.php

http://www.nnekrasov.ru/

Приложение:

Электронная презентация ««И вот они опять, знакомые места…»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы» в начальных классахФотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы» в начальных классах 12 апреля - День космонавтики, котрый отмечают во всех уголках нашей необъятной Родины. Космос всегда был и остается одной из наиболее.

Фотоотчёт о проведённой в 9–11 классах литературной гостиной «Прерванный полёт», посвящённой творчеству В. С. ВысоцкогоФотоотчёт о проведённой в 9–11 классах литературной гостиной «Прерванный полёт», посвящённой творчеству В. С. Высоцкого Владимир Семёнович Высоцкий - это противоречивая, неординарная, и вне всякого сомнения одарённая натура великого человека. Можно любить.

Конспект НОД «Опять фиалка на окне нам подарила свой букет!» Рисование краскамиКонспект НОД «Опять фиалка на окне нам подарила свой букет!» Рисование красками Непосредственная организованная деятельность детей. Цель: учить детей рисовать комнатное растение, пользуясь знакомыми приёмами изображения.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группеКонспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе Конспект НОД по ОБЖ «Знакомые и незнакомые люди» в средней группе. Цель: создать условие для развития представлений детей о правилах.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект библиотечного занятия «Книжки для малышки. Путешествие по книгам»Конспект библиотечного занятия «Книжки для малышки. Путешествие по книгам» Цели задачи : формирование у дошкольников интереса к книгам; дать знание того, что такое библиотека; развивать познавательный интерес к.

Контрольная работа для учащихся 10 класса «Творчество Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали: а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич 2) Некрасов а) совершил.

Ознакомление с художественной литературой во второй младшей группе. Конспект занятия «Знакомые сказки» Тема: Рассказ и показ фрагментов сказокЦель: выявить уровень у детей по их ознакомлению с художественной литературой. Задачи: 1. Ознакомление.

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Опасные места» План-конспект урока окружающего мира по УМК «Школа России». Учитель: Соболева С. Н. Тип урока: урок-дискуссия. Класс: 3 Тема: Опасные места.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект библиотечного урока по творчеству Н. А. Некрасова в 5–6 классах «И вот они опять, знакомые места…»
Опубликовано: 1 января 2022 в 22:21
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД