МААМ-картинки

Конспект бинарного занятия в старшей группе: «Путешествие в деревню Палащелье»

Юлия Кокшарова
Конспект бинарного занятия в старшей группе: «Путешествие в деревню Палащелье»

Составили и провели:

Воспитатель - Петрова Л. Н.

Музыкальный руководитель - Кокшарова Ю. А.

Цель:

Закрепить знания детей о мезенской росписи, способствуя освоению специфики северного прикладного искусства.

Задачи:

-совершенствовать умение рисовать элементы мезенской росписи кончиком кисти;

-закреплять умение детей слушать музыку, связывать иллюстрации с содержанием музыкального произведения, понимать идею произведения.

-обеспечить понимание детьми основных элементов в мезенской росписи и истории её возникновения;

-содействовать обогащению словаря;

-развитие пространственной организации движений;

Публикация «Конспект бинарного занятия в старшей группе: „Путешествие в деревню Палащелье“» размещена в разделах

-развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, художественно-творческие способности детей;

-знать и любить произведения о родном крае;

-воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к традициям северных росписей.

Оборудование и атрибуты:

Стульчики по количеству детей, столы для рисования, ковер, шапочка оленя, мольберт, иллюстрации с изображением деревни Палащелье, альбомы «Узоры Северной Двины» и «Мезенская роспись», декоративные тарелочки, аудиозапись Северного Лешуконского хора, песня «Котлас мой, город мой», «Чайный стол» с ростовыми куклами (дед и баба, русский самовар, угощение (конфеты).

Предварительная работа:

Рассматривание предметов мезенской росписи, альбомов, иллюстраций, чтение художественной литературы; слушание северных напевов; рисование элементов мезенской росписи, знакомство с историей происхождения росписи.

Форма деятельности: НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Методы и приемы:

- словесные: вопросы к детям, рассказ о истории о мезенской росписи;

- практические: роспись тарелки элементами мезенской росписи, выполнение музыкально-ритмических движений;

- наглядные: рассматривание иллюстраций элементов росписи, предметов быта, пейзажной фотографии.

Методы по характеру образовательной деятельности детей:

- Исследовательский: призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания, так формируется их опыт поисково- исследовательской деятельности.

- Частично-поисковый: разделение проблемной задачи на подпроблемы, в результате осуществляют отдельные шаги поиска её решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы осуществляется по окончанию детской продуктивной деятельности.

Ход бинарного занятия:

Воспитатель с детьми заходят в зал.

Воспитатель: Как вы знаете, ребята, мы живём на Севере. Наш северный край называется Поморье. И сегодня мы с вами побываем в далёкой северной деревне Палащелье, что стоит на реке Мезень. Зайдём в мастерскую, где увидим мезенскую роспись, да напевы северные послушаем.

Ну что, отправимся?

Муз. рук-ль: Добраться до деревни той не просто. Автобусы и поезда туда не ездят. А помогут нам северные олени.

Друг за другом дружно повернитесь, (поворачиваются за воспитателем)

За упряжку крепче вы держитесь! (имитируют упряжку)

(Воспитатель надевает шапочку оленя, муз. рук-ль включает фоновую музыку)

Муз. рук-ль: Мы прямым галопом скачем по лесам и по полям,

В спину дует свежий ветер, он не страшен, дети, нам. (дети скачут прямым галопом за воспитателем по залу)

Муз. рук-ль: А вот и деревня, устали с дороги?

Садитесь, пускай отдохнут ваши ноги (предлагает сесть на ковёр в зале)

Давайте сядем поудобней, да песню послушаем о жизни в деревне Палащелье.

Песня «Этот северный край»

Муз. рук-ль: Ребята, какая песня по характеру? Какое настроение она создаёт? О чём эта песня? Что нового вы узнали после прослушивания песни? Чем занимаются местные жители в деревне Палащелье?

(ответы детей)

Муз. рук-ль: (обращает внимание детей на иллюстрации деревни Палащелье) Посмотрите, дети, на иллюстрации, где изображена деревня Палащелье. Какая природа здесь живая, яркая, красивая, речка – прозрачная, чистая. Какой народ задорный, любит праздники отмечать на природе, всей деревней гулять, да веселиться. Обратите внимание на дома резные, узорчатые. Каждый дом в деревне – произведение искусства. Местные жители очень талантливые мастера, расписывают короба берестяные, туеса, сундуки, ложки деревянные. Роспись зовётся Мезенской или как ещё её называют – Палащельской. А какой, ребята, здесь воздух чистый, потому что машин в деревне нет. Ой, вижу, мастерица деревенская к нам спешит.

(Появляется мастерица-воспитатель, одетая по-деревенски, с местным диалектом в речи)

Мастерица: Ой, здравствуйте, гости дорогие. Холодно, морозно сегодня в деревеньке –то нашей, проходите скорей в мою мастерскую. В мастерской моей много тарелок, расписанных мезенской росписью. (дети проходят за столы)

Мастерица: (присела около мольберта с элементами росписи и рассказывает) Давным-давно поселились люди на берегу реки Мезень. Трудна была их жизнь, занимались они охотой, рыболовством, земледелием. Они не умели читать и писать, а свои мысли передавали в рисунках. Узор наносили на деревянную поверхность щепкой или пером. В работе два цвета-красный и чёрный. Красный-глина, чёрный-сажа. Изображение делится на три части: небесную, наземную, подземную. Так появилась мезенская роспись, или, как еще ее называют Палащельская роспись.

Мезенской росписью люди расписывали различные деревянные вещи, которыми пользовались сами: короба, прялки, туеса, посуду. Вот и в моей мастерской тарелки расписаны мезенской росписью. Да народу-то нынче мало в деревне, не хватает мастеров-то, некому тарелки расписать.

А вы, ребята, хотите стать моими подмастерьями, да помочь тарелки расписать?

(ответы детей)

Но сначала мы подготовим наши пальчики к работе

Пальчиковая гимнастика: Один, два, три, четыре, пять - наши пальчики будут рисовать.

Возьмите каждый свою тарелку, да распишите знакомыми вам элементами мезенской росписи.

Муз. рук-ль: Ребята, когда мастерицы расписывают, то всегда песни напевают. Напевы северные им узор правильный выбрать помогают. Вот и вы расписывать начинайте, да напевы северные слушайте, запоминайте.

(Звучит фонограмма Северного Лешуконского хора, 10-15 минут дети расписывают тарелки)

По окончании времени, музыкальный руководитель накрывает на стол и созывает детей.

Муз. рук-ль: Вот и самовар кипит, ребят он чаем угостит! Ко мне, скорее подходите, да тарелки расписные покажите. (дети несут тарелки и кладут их на стол, вокруг самовара)

Воспитатель: Ребята, что же мы с вами сегодня расписывали?Какой росписью? (мезенская, палащельская). Какими элементами расписывали? (волнистая линия, точки, чередование цветов, ломаная линия). Что означает элемент?

Муз. рук-ль: Помогала ли вам музыка при нанесении узора? А если бы звучал марш, что бы вы нарисовали?

Воспитатель: Какие трудности вы испытывали? Почему? И глядя на ваши тарелки расписные, я хочу прочитать это стихотворение:

«Мезенской роспись зовётся,

В каждом рисунке добро

В сердце твоём отзовётся

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить:

Оленей, коней, мчащих вдаль,

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.

Росписью той украшают

Из бересты туеса,

Даром своим совершая

Счастья любви чудеса».

Муз. рук-ль: А за старания ваши, ребята, мастерица вас конфетами угощает, от всего сердца добра и здоровья желает (мастерица кланяется). В гостях хорошо, да дома лучше. Нет милее родной стороны, чем город Котлас. Пора возвращаться на Родину. (скачут на оленях обратно домой)

(Звучит фонограмма песни «Город мой, Котлас мой», дети танцуют)

Публикации по теме:

Игры по знакомству с Мезенской росписьюИгры по знакомству с Мезенской росписью Игры по знакомству с мезенской росписью В наши дни, дети очень мало получают информации о русской культуре, быте, народном творчестве. Поэтому.

Изобразительная деятельность. «Мезенская роспись» (роспись тарелочки)Изобразительная деятельность. «Мезенская роспись» (роспись тарелочки) Воспитанники нашей группы с удовольствием изучают новые техники и виды росписи. Ребята уже познакомились с Хохломской росписью- сказочной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект бинарного занятия в старшей группе: «Путешествие в деревню Палащелье»
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 09:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД