ЕЛЕНА ШЕВЕЛЕВА
Конспект деятельности по ТРИЗ на тему «Добрые, добрые сказки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение старших дошкольников работе со сказочными героями
Направление: речевое
Цель: речевое развитие.
Образовательные области: Коммуникация, художественная литература.
Образовательные задачи:
закрепить знания детей по сказкам;
формировать умение выделять героя сказки.
Соотносить эмоциональное состояние героя с колоритом красок, которое использовал художник.
Развивающие задачи:
развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения;
развитие связной речи;
развитие зрительного и слухового внимания;
Публикация «Конспект деятельности по ТРИЗ на тему „Добрые, добрые сказки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Воспитательные задачи:
формирование взаимопонимания, доброжелательности.
Виды детской деятельности :
игровая;
коммуникативная;
Предварительная работа: показ иллюстраций и презентаций, чтение художественной литературы, беседы о героях сказок.
Организационный момент:
Дети под музыку «В гостях у сказки» входят в группу и рассаживаются на стульчики.
-Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие по сказкам.
В мире много сказок, грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них
Лампа Алладина, в сказку нас веди
Башмачок хрустальный, помоги в пути
Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух
Каждый нам в дороге настоящий друг
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!
Посмотрите, ребята, внимательно на мой волшебный круг, который я держу в руках.
Назовите мне сказки, расположенные на нем с помощью стрелки.
Дети называют сказки.
-Назовите мне, пожалуйста, героев сказок?
Дети называют героев: волк, 3 поросенка, коза с козлятами, Красная Шапочка и т. д.
- Какой сказочный герой встречается во всех этих сказках?
-Правильно, волк.
-Назовите мне сказку, в которой нет данного сказочного персонажа?
-Правильно, сказка «Вершки и корешки»
-О чем думает в сказке «Красная Шапочка» Волк и какое у него настроение?
-А в сказке «Три поросенка» о чем мог думать волк?
-Посмотрите, ребята, к нам прикатился еще один сказочный герой-Колобок.
-Что эта картинка нам говорит?
-Правильно, действие.
-Назовите действия волка в сказке «Козлятки и волк»
-Действия волка в следующей сказке?
-Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши рассуждения.
А теперь посмотрите на 2 круг, который я вам принесла. На нем картинки из других сказок.
-Что необычного в этих сказках?
-Правильно, в сказке «Гуси-лебеди» печка пекла пироги и разговаривала.
И речка – молочные берега разговаривала с детьми и помогла им в беде.
-Ребята, а если бы к нам пришел волшебник и дотронулся до предметов, которые расположены на волшебном кубике и оживит их.
А вот что они будут делать, вы расскажите сами, поиграв с кубиком.
Ребенок подбрасывает мяч и выполняет задание.
Мяч - сам прыгать
Книга – сама рассказывать сказки
Стул – сам пойдет и усадит
Ложка – сама поднесет пищу в рот.
- Молодцы, ребята, справились с заданиями, наше путешествие по сказкам подошло к заключению, а теперь расскажите мне, что вам понравилось?
-
Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»
Герои: мужик, баба, волк и лиса.
Обманула лиса мужика, притворилась мёртвой и всю рыбу в нору себе перетаскала, сидит кушает. Мимо бежал голодный волк и попросил поделиться. Лиса ему посоветовала самому наловить рыбу…
Воспитатель: Дети:
Что хотел волк?
Что мешало волку?
Какие действия совершал волк?
Решил или не решил проблему волк? И почему?
Какое жизненное правило подарил нам герой?
Какие свойства характера есть у героя?
Хотел кушать.
Попросить рыбу у лисы.
Наловить хвостом.
Договориться с лисой.
Не умел думать, как лиса.
Был глупым.
Не смог договориться с лисой.
Бежит, смотрит, подвело бока.
Хвост в реку опускает.
Долго сидит, примораживает хвост.
Хотел пойти – а хвост приморозило.
Видит бабы за водой на реку идут, дёрнулся и оборвал хвост.
Пустился без оглядки бежать.
Не решил.
По глупости.
Если хочешь что-нибудь сделать, сначала подумай.
Не всем можно доверять.
Глупый, доверчивый.
Добрый.
Умеет прощать.
с
Анализ проблем в литературных произведениях
«Колобок»
Проблема деда и бабы: оставили колобка на подоконнике при открытом окне.
Действие: Дед и баба поступили не обдуманно
Результат: Колобок укатился в лес.
«Курочка Ряба» (русская народная сказка) Обр. К. Ушинский
Проблема дедушки и бабушки: как разбить яичко.
«Рукавичка» (украинская народная сказка) Обр. Е. Благининой
Проблема зверей: как сделать так, чтобы всем зверям поместиться в рукавичке.
«Теремок» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова
Проблема зверей: как сделать так, чтобы поселиться в теремке.
«Репка» (русская народная сказка) Обр. М. Булатова
Проблема деда: как сделать так, чтобы вытянуть репку.
Решение проблемы: собрал команду и добился результата.
«Волк и семеро козлят» (русская народная сказка) Обр. К. Ушинский
Проблема волка: как сделать так, чтобы козлята открыли.
Проблема козы: как сделать так, чтобы уберечь козлят, спасти их.
Проблема козлят: как сделать так, чтобы не впустить волка.
«Маша и медведь» (русская народная сказка)
Проблема Маши: придумать способ как вернуться домой, уйти к дедушке и бабушке.
Действие: попросила медведя отнести корзину с пирожками дедушке и бабушке.
Проблема медведя: не дать Маше вернуться домой.
Действие медведя: домой не отпускал, выполнил просьбу Маши.
«Волк и семеро козлят».
Герой: волк.
Что хотел: съесть козлят.
Что мешало: грубый голос, из-за которого козлята не открывали ему дверь.
Что сделал, чтобы решить проблему: пошел к кузнецу; изменил голос; и стал петь тоненьким голоском.
Кто или что помог решить проблему: кузнец.
Какой получился результат: козлята открыли дверь и волк их съел, но потом погиб.
Совет герою или жизненное правило: добро всегда побеждает зло.
Какие свойства характера были при решении проблемы: хитрость, коварство.
«Заюшкина избушка».
Герой: заяц.
Что хотел: вернуть дом.
Что мешало: лиса не пускала.
Что делал, чтобы решить проблему: просил других помочь выгнать лису.
Кто или что помог решить проблему: петух.
Какой получился результат: выгнал лису и они стали жить вместе.
Совет герою или жизненное правило: не пускай чужих в дом; не будь доверчивым.
Какие свойства характера были при решении проблемы: настойчивость.
«Маша и медведь».
Герой: Машенька.
Что хотела: вернуться домой.
Что мешало: медведь не пускал.
Что делала, чтобы решить проблему: напекла пирожков, села в короб, обхитрила медведя.
Кто или что помог решить проблему: она сама ее решила.
Какой получился результат: вернулась домой.
Совет герою или жизненное правило: нет безвыходных ситуаций.
Какие свойства характера были при решении проблемы: сообразительность, решительность, хитрость, мужество.
«Айболит».
Герой: Айболит.
Что хотел: побыстрее добраться до Африки и вылечить всех зверей.
Что мешало: длинный путь с препятствиями.
Что делал, чтобы решить проблему: шел, ехал, плыл, летел.
Кто или что помог решить проблему: кит, орел, волки.
Какой получился результат: добрался до Африки и вылечил зверей.
Совет герою или жизненное правило: не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, желание помочь другим, мужество, решительность.
«Как коза избушку построила».
Герой: коза.
Что хотела: построить избушку.
Что мешало: страх.
Что делала, чтобы решить проблему: спрашивала совета, искала безопасное место.
Кто помог решить проблему: она сама ее решила.
Какой получился результат: построила избушку в безопасном месте.
Совет герою или жизненное правило: кто ищет тот всегда найдет.
Какие свойства характера были при решении проблемы: доброта, желание помочь другим, мужество, решительность.
«Сказка о глупом мышонке».
Герой: мама мышь.
Что хотел: укачать мышонка.
Что мешало: капризы мышонка.
Что делал, чтобы решить проблему: приглашала разных нянек.
Кто помог решить проблему: кошка.
Какой получился результат: мышонка съела кошка.
Совет герою или жизненное правило: всегда подумай о последствиях.
Какие свойства характера были при решении проблемы: глупость, недальновидность.
«Мойдодыр».
Герой: мальчик.
Что хотел: ленился за собой ухаживать.
Что помешало: Мойдодыр, крокодил.
Что делал, чтобы решить проблему: пытался найти защиту у крокодила и стал мыться.
Кто помог решить проблему: крокодил.
Какой получился результат: он встретил крокодила, вымылся, все вещи к нему вернулись.
Совет герою или жизненное правило: соблюдай чистоту и порядок.
Какие свойства характера были при решении проблемы: аккуратность, самостоятельность.
«Кот, петух и лиса».
Герой: петух
Что хотел: выполнить просьбу кота.
Что мешало: уговоры лисы.
Что делал, чтобы решить проблему: звал на помощь.
Кто помог решить проблему: кот.
Какой получился результат: кот спас его, вернул домой.
Совет герою или жизненное правило: не доверяй, не поддавайся на уговоры посторонних.
Какие свойства характера были при решении проблемы: беспомощность.