оксана солдатова
Конспект деловой игры для педагогов «Воспитать патриотов своей Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Воспитать патриотов своей Родины»
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Публикация «Конспект деловой игры для педагогов „Воспитать патриотов своей Родины“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас приветствовать на деловой игре «Воспитать патриотов своей Родины»
Воспитать патриотов России –это значит…
Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;
Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;
Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.
Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.
Цель и задачи деловой игры.
Цель:
- создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры;
- сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
Задачи:
- формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.
Названия команд на столах. «Родничок» «Росинка»
Ведущий:
В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.
В Конституции РФ и в проекте «Национальной доктрины образования РФ» провозглашены ценностные установки - это права и свобода человека, любовь к Отечеству, равноправие народов, незыблемость демократической основы России, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей.
Эти базовые установки служат для определения целей и задач при организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Стратегия развития образования на период до 2025 года предусматривает государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».
Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.
Ведущий: Ну что же, начнём.
Задание 1:
На столах лежат листы, на них таблица модели патриотического воспитания. Вам нужно соотнести направление с работой, которую необходимо вести в данном направлении.
Экологическое Историко-краеведческое Культурное
Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Ведущий:
- А сейчас слушаем ответы команд. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по патриотическому воспитанию. (Ответы команд)
Ведущий: Спасибо нашим командам за правильные ответы. Действительно, работа по патриотическому воспитанию многогранна, разнопланова, она ведётся по трём направлениям – это экологическое, историко-краеведческое и культурное направления.
Ведущий:
А сейчас, приглашаем поиграть
И проблемы порешать
Что-то вспомнить, повторить,
Что не знаем, подучить.
Ведущий: С чего начинается Родина… с изучения своей страны…
Задание2:
- Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Герб Гимн Россия Честь Родина Москва Война Победа Ордена Память
Гостям предлагаем небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов - герба, гимна, флага.
Слайды (герб, гимн, флаг)
ГЕРБ
Герб России имеет свою многовековую историю рождения.
На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах.
Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.
Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр., не имел цветового решения.
Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики.
Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.
ГИМН
В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения, гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал», гимн «Союз нерушимый республик свободных», «Патриотическая песня».
ФЛАГ
Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.
Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг» - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.
С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.
20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.
Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II 1896 года.
С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.
В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг.
11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета.
Значение цветов:
При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:
Белый цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
Ведущий: Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага.
Ведущий: С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.
- Предлагаю словесную игру «Так какой он, наш Кочковский район?»
Задание 3:
- Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных) на каждую букву, которые есть в названии нашего района
Н – необыкновенный, новый
О – отличный, оригинальный,
В- выдающийся, высокий
О- образцовый, отзывчивый
С– славный, светлый, современный
И- интересный, исторический
И- изобретательный, изумительный
Р– родной, развивающийся
С– спортивный, солнечный
К – красивый, коммуникабельный…
Ведущий: С чего начинается Родина… с родной природы.
Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.
Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание 4:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи два лишних элемента …» и загадки.
Исключения для команд-участниц:
Назовите две лишних птицы, которые не водятся в Новосибирской области: дрозд, синица, свиристель, казуар, озерная чайка, белая трясогузка, тукан. (Тукан – Бразилия, казуар – Австралия, родственник страуса.)
Назовите две лишние реки, которых нет в Новосибирске и Новосибирской области: Ахтуба, Бердь, Каракан, Иня, Ока. (Ахтуба левый приток Волги – Волгоградская область, Ока – Тульская область, приток Волги.)
Исключите два лекарственных растения, которые не растут в Новосибирской области: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник. (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)
Ведущий: вопросы– загадки :
Когда температура тела у воробья выше – зимой или летом? (Одинакова.)
Когда птица поё т громче: в полёте или сидя на ветке? (В полёте, т. к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)
Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
Какая рыба носит имя человека? (Карп.)
Ведущий: С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…
- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
«Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают пять ленточек.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры : Один человек держит за края вместе 5 ленточек, остальные 5 человек держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Ведущий:
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Задание 5 состоит из двух маленьких заданий:
Первое – это…
- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов.
В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.
Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина.
Семеро одного обедать не ждут, а смелый и один ест.
Дело мастера боится, а иной мастер — дела.
Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Ласковый теленок двух маток сосет, а бодливому и одна не дается.
Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.
Чем черт не шутит, пока бог спит.
Что было, то прошло; что будет, то придет.
Бог не без милости, казак не без счастья.
Заварил кашу — не жалей масла.
Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.
Второе – это…
«Скажи иначе пословицу»
Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, так как мудрость не знает границ. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.
1. Булочника на хлебе не проведёшь (Испанская пословица).
Старого воробья на мякине не проведёшь.
2. Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре (Немецкая пословица).
Ищи ветра в поле.
3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках (Английская пословица).
Язык – мой враг.
4. Ошпаренный петух от дождя убегает (Французская пословица).
Кто обжёгся на молоке, дует на воду.
5. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.
(Вьетнамская пословица).
Тише едешь – дальше будешь
6. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнамская пословица).
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
7. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан).
Шило в мешке не утаишь.
8. Маленький горшок хорошо нагревается (Англия).
Мал золотник, да дорог.
9. Всё хорошо в своё время (Англия).
Готовь сани летом, а телегу зимой.
10. Сын леопарда тоже леопард (Африка).
Яблоко от яблони недалеко падает.
11. Куда лопата ведёт, туда и вода течёт (Тибет).
Куда иголка, туда и нитка.
13. После обеда приходится платить (Англия).
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Ведущий: Задание 6: «Цветы толерантности»
- Вспомним понятие слова – толерантность. Толерантность – это терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности. Сейчас мы попытаемся с вами сделать цветы толерантности. На лепестках цветка написать основные черты толерантной личности. Например:
- терпение;
- умение владеть собой;
- доверие;
- чуткость;
- способность к сопереживанию;
- снисходительность;
- расположение к другим людям;
- чувство юмора;
- терпимость к различиям;
- доброжелательность;
- гуманизм;
- умение слушать;
- несклонность осуждать других.
Конкурс «Пантомима».
Мимикой и жестами нужно передать содержание басен И. Крылова «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей».
Конкурс капитанов
Кто лучше произнесет скороговорку: «Сшит колпак не поколпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать».
Ведущий: Задание 7.
Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…
- Предлагаю песенный блиц-турнир. Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России.
Итог деловой игры.
- Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота России…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его можно воспитать.
- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».