наталья кабижаева
Конспект занятия в средней группе «Детям спички не игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе «Детям спички не игрушка»
Программные задачи:
1) Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички, огонь, пожар;
2) Познакомить со свойствами огня: уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, а также опасен;
3) Уточнить и закрепить знания детей о том, что с огнем играть опасно;
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Детям спички не игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Спички детям не игрушка
- Средняя группа
- Темочки
4) Закрепить знание у детей об опасных ситуациях, причинах пожара и правилах поведения при пожаре. 5) Способствовать овладению детьми навыкам безопасного поведения: знать, как вести себя при пожаре, понимать, к каким вещам в доме нельзя касаться (спички, газ, электричество и т. д., знать телефон службы спасения.
6) Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды.
7) Воспитывать находчивость, ответственность, самостоятельность: умение ориентироваться в проблемных ситуациях; воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
8) Развивать логическое мышление, память, речь, расширять словарный запас детей по теме пожарной безопасности;
Материал:
Коробок спичек; иллюстрации с изображением огня, который приносит пользу людям и огня, который опасен для человека; плакат с рисунком телефона и цифрами «101»; - металлический поднос
- три свечки; - вода; - песок; - земля; - пипетка; - контейнеры три.
Предварительная работа:
Чтение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом», беседа об огне и рассматривание соответствующих иллюстраций, разучивание с детьми стихотворений по теме занятия, рассматривание альбома «101».
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, сегодня нам принесли письмо. На конверте написано: "Детям от Хрюши и Степашки" Послушайте, что они пишут. "Здравствуйте, дети! Я лежу в больнице. Хочу рассказать вам, как я сюда попал. Гостил я у Степашки, мы читали книжки, рисовали, лепили из пластилина, а потом нам стало скучно, и мы решили придумать новую игру. Нашли спички, стали с ними играть. Сначала было весело, интересно.
Нам очень нравилось, как спичка чиркает по коробке, как вспыхивает огонь, а потом огонь подкрался к лапкам, мы побоялись обжечься и бросили спичку на пол. А потом я ничего не помню, очнулся только в больнице со Степашкой. Сейчас нам очень плохо, у нас болят лапки и ушки. Нас лечат врачи. Ребята не верьте спичкам, они могут наделать много беды. Они хитрые, всегда просятся детям в руки. А домик Степашки сгорел".
Ребята, почему Хрюша со Степашкой оказались в больнице? (Ответы детей). А вы сейчас хотите поиграть со спичками? Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры.
Сегодня мы с вами поговорим на очень важную для всех нас тему. А вот на какую, вы определите сами. Я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать и сказать, о чем мы сегодня будем говорить:
Сто сестренок жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками, тоненькими…. (спичками)
Воспитатель: Так о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (о пользе и вреде спичек).
Дети читают стихи о спичках :
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой об стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два-
Загорится голова.
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Это спички. Знают дети и зверушки - спички детям не игрушки!
Воспитатель: Ребята, а для чего нужны спички?
Дети: Зажигать газовую плиту, свечу, костер, с помощью спичек мы получаем огонь, Огонь нужен, чтобы сварить еду, чтобы было тепло, чтобы было светло и т. п.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Огонь приносит пользу, значит он наш друг. А как вы думаете, может такой незаменимый огонь стать врагом человеку? Может он быть опасным? А когда?
Ребё нок: Говорим мы, что огонь наш друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем
Отомстит он сразу людям!
Воспитатель: Вспомним еще пословицу об огне. (Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин. Упустишь огонь - не потушишь); А теперь загадки:
Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай (пожарники)
Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет (пожар)
При пожаре не сидим, набираем … (101)
Воспитатель: Молодцы ребята, все отгадали загадки.
Да, говорить мы будем о об огне, отчего бывают пожары, как не допустить пожар, как остановить беду.
- Так о чем мы сегодня будем говорить? (о пожарной безопасности)
- Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о пожарной безопасности.
Дети: 1) Пусть знают мальчишки, пусть знают девчушки.
Спички, ребята, вам не игрушки! часто бывают пожары на свете
Лишь от того, что играют в них дети.
2) И потому скажем громко и внятно,
Чтобы всем детям было понятно : - спички в доме ты не тронь,
В них живет шальной огонь.
3) От искры бывает пламя, а пожар несет беду.
Скажем дружно мы, ребята: «Спички в руки не возьму!»
Воспитатель: Молодцы! Какие стихи вы знаете хорошие, а главное – полезные! Ребята, а что нужно делать, если пожар все-таки случился?
Дети: Нужно вызвать пожарных.
Воспитатель: А кто знает, по какому телефону нужно звонить?
Дети: «101».
Дети: 1) Если пламя вспыхнет вдруг,
Есть у вас надёжный друг
Под рукой его держите!
Пламени душитель,
Дыма укротитель
Ваш огнетушитель!
2) Чтоб он не стал твоим врагом
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом
Всё сгорит единым разом.
Воспитатель: Вот посмотрите, какая маленькая спичка, а какая большая беда может произойти: может разгореться огромный пожар. Вот послушайте, какая история приключилась.
Хозяйка и Василий, усатый старый кот,
Не скоро проводили соседей до ворот.
Словечко за словечком и снова разговор,
А дома перед печкой огонь прожег ковер…
Вернулся кот Василий и кошка вслед за ним-
И вдруг заголосили: - пожар, горим, горим.
С треском, щелканьем и громом встал огонь над новым домом,
Озирается кругом, машет красным рукавом.
Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом!
Бежит курица с ведром, петушок с кувшином,
Лошадка с фонарем, серый заинька с листком,
И собачка с помелом.
Воспитатель: Вот какая беда случилась! Скажите ребята, что неправильно сделала кошка в этом случае? (Когда без присмотра оставлена печь один уголёк целый дом может сжечь).
Физминутка «Насос»
А теперь насос включаем, воду из реки качаем
(делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем слегка выпрямляться)
Влево – раз, вправо – два потекла ручьем вода.
(наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)
Раз, два, три, четыре (2-3 раза) хорошо мы потрудились.
(делается легкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем слегка выпрямляться)
Воспитатель: Отправимся мы с вами в мини - картинную галерею.
- Она необычная, догадались почему? (потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре)
- Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.
Правило первое: Касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: спички не тронь в спичках огонь!
Правило второе: Легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
Правило третье: не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
Правило пятое: приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водой залей.
Воспитатель: Все должны знать следующие правила.
Правило1: Если огонь небольшой, то его можно затушить, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю воды.
Правило 2: Если огонь не погас, то убегай из дома. Позвони по телефону «101» или попроси об этом соседей.
Правило 3: Если не можешь убежать из квартиры, сразу же позвоните по телефону «101» и сообщи свой домашний адрес. Если нет телефона, выбегайте на балкон или кричи из окна, что у вас в квартире пожар.
Воспитатель: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами некогда не случится беды.
Эксперемент1:
На металлическом подносе, зажигается три свечки.
Воспитатель: Когда мы зажгли свечку, что увидели? (огонёк,
Какой огонек? (яркий и красивый) Добрым, ласковым, тёплым, полезным, злым, опасным. Воспитатель: Правильно ребята, он яркий, красивый. Так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (нет, Объясните, почему? (Можно обжиться). А если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, что может произойти? (пожар) Да действительно, огонь – яркий, привлекательный, но в тоже время и очень опасный.
Эксперимент 2 :
Воспитатель: Если огонь становиться опасный как человек может с ним справиться? (его нужно потушить). Как вы думайте, а чего боится огонь? (Воды, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. Проведем опыт: на горящую свечку прольем немного воды. Что произошло? (Огонь погас). А почему? (Потому что огонь боится воды). На горящую свечку посипим песок. Что произошло? (Огонь погас). А почему? Потому что огонь боится песка. А теперь на оставшуюся свечку, мы посипим на нее землю. Что произошло (Огонь погас). А почему? (Потому что огонь боится земли).
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Игра называется «Опасность».
Вам нужно после сигнала о пожаре добежать до телефона, набрать номер «101», сообщить свой домашний адрес, назвать фамилию и имя.
Стихи: 1) Вдоль по улице, как птица
На пожар машина мчится
У пожарных не напрасно!
Цвет машины ярко – красный
2) Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей.
Может быть беда большая
Для построек и людей.
3) Не играй дружок, со спичкой
Помни ты, она мала
Но от спички – невелички
Может дом сгореть дотла.
Воспитатель: Рассказ - беседа воспитателя о спичках.
Люди всегда думали о том, как научиться добывать огонь. А для чего нужен людям огонь? (согревать жилище, готовить пищу, плавить железо). Раньше спичек, к которым мы сейчас привыкли не было. Давным – давно первобытные люди добывали огонь, когда тёрли 2 сухих кусочка дерева друг о друга, но это было очень трудно и долго. Позже люди придумали устройство для добывания огня – огниво. Куском стали ударяли о кремень (твёрдый камень, тем самым высекали искры, которые воспламеняли какое – то горючее вещество. Огниво стоило дорого, носить его было тяжело, поэтому люди продолжали думать о лёгком способе добычи огня. Учёные додумались покрывать головку деревянной палочки специальным веществом, которое загоралось, но часто такие спички загорались сами по себе – начинались пожары, гибли люди. Такие спички просто опасны! Наконец в Швеции были изобретены безопасные спички, к которым мы привыкли сейчас. Люди давно научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. Сегодня без огня не обойтись. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Огонь не щадит никого и ничего.
Стихи: Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.
У взрослых пусть войдёт в привычку – от детей их убирать.
Не на улицу, не в садик спички мы не будем брать.
Тополиный пух. Бумагу мы не станем поджигать.
И себя погубим не буду, и квартиру сберегу.
Повзрослев, тогда уж смело спички в руки я возьму.
Применять их буду в дело и пожар не разведу.
Дидактическая игра: "Слушай внимательно"
Ведущий: Раз, два, три, четыре – у кого пожар в? (квартире)
Ведущий: Дыма столб поднялся вдруг. Кто не выключил? (утюг)
Ведущий: Красный отблеск побежал. Кто со спичками? (играл)
Ведущий: Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белья над? (газом)
Ведущий: Столб огня чердак объял. Кто там спички? (зажигал)
Ведущий: Побежал пожар во двор. Это кто там жег? (костёр)
Ведущий: Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег? (траву)
Ведущий: Кто бросал в огонь при этом незнакомые? (предметы)
Ведущий: Помни каждый гражданин, этот номер? (101)
Ведущий: Дым увидел – не зевай и пожарных? (вызывай)
Воспитатель: Спички не тронь, в спичках огонь! Молодцы, ребята, вы все сегодня поработали очень хорошо! Мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, что не растерялись. Теперь я знаю, что вы никогда сами не будете брать спички и родителям расскажите, как со спичками нужно обращаться! На этом наше занятие закончено, будьте внимательными, думайте о безопасности!
Заканчивая наше занятие, я хочу вам пожелать: Помните, что шалость с огнём, может обернуться пожаром и злом, и правила должны всегда вы соблюдать, и с огнём никогда не играть.