МААМ-картинки

Конспект для детей средней группы «В гости к Василисе Прекрасной» с применением народных тряпичных кукол (1 фото)

Тараканова Людмила Вячеславовна
Конспект для детей средней группы «В гости к Василисе Прекрасной» с применением народных тряпичных кукол

Цель: формирование речевой сферы на основе развития познавательного интереса к народной игрушечной кукле.

Задачи:

- развитие лексико- грамматического строя речи;

- развитие речевого слуха, просодических компонентов речи;

- расширение глагольной лексики;

- развитие общей моторики и мелкой и артикуляционной моторики, тактильных ощущений рук.

- развитие умения координировать движения с речью;

- развитие силы голоса и речевого дыхания;

- развивать умение слушания, слушания- говорения;

Публикация «Конспект для детей средней группы „В гости к Василисе Прекрасной“ с применением народных тряпичных кукол» размещена в разделах

- способствовать развитию познавательной сферы дошкольников, гармонизации их психического развития, нормализации произносительной стороны речи;

- содействовать развитию образного строя речи, связной и диалогической речи, коммуникативных навыков у детей;

- формировать и развивать навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- помочь усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие- лень) и правил доброй, совестливой жизни;

- развивать мимику, жестикуляцию, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

- совершенствовать обоняние средством кукол- травниц.

- Обобщить и систематизировать представления детей о народных тряпичных куклах, их значении в быту русских людей в старину;

- Воспитывать доброту, милосердие, заботливое отношение к близким, уважительное отношение к родителям, вежливость, трудолюбие.

- Развивать эстетический вкус, умение видеть и ценить красоту.

-Создать атмосферу комфорта и радости.

Виды деятельности детей :

- Познавательно- речевая;

- игровая;

- коммуникативная;

- двигательная;

- продуктивная.

Используемые технологии:

- здоровьесберегающая;

- личностно- ориентированная;

- игровая;

- проблемно- диалогическая;

- духовно- нравственного воспитания;

- куклотерапия;

- сказкотерапия;

- ИКТ

Интеграция ОО:

- «Речевое развитие»;

- «Познание»;

- «Музыкальное развитие»;

- «Художественно – эстетическое развитие».

Материалы и оборудование: телевизор, бутафорный домик, деревья для оформления сцены зала; столы, стулья для всех детей, лавка для посиделок, рушники, вышитые и вязаные салфетки, народные куклы для оформления зала; русские платки 3штуки (красный, синий, желтый, тряпичная кукла для Василисы; куклы – кубышки (5 штук- травницы, 5 штук- с каштанами, 5 штук- с горохом); тряпичные куколки для каждого ребенка, украшения для фартуков (стразы на липкой основе) для каждого ребенка.

Предварительная работа:

- Цикл бесед с детьми о быте и труде людей в старину.

- Просмотр слайд-шоу «Коллекция народных тряпичных кукол, выполненных безиголочным способом» (автор Тараканова Л. В., видеофильма «Народная кукла- прошлое и настоящее» с персональной выставки автора в «Историко- художественном музее» (Телекомпания «Ринг» г. Луховицы).

- Экскурсия в Мини- музей группы. Знакомство с разными видами кукол, ознакомление с элементами русского костюма.

- Игры с тряпичными куклами в стилизованных уголках «Дедушкин чемодан», «Бабушкин сундучок», «Бабушкина корзинка».

- Просмотр видеозаписи телепередачи «Город Мастеров» (Телекомпания «Ринг» г. Луховицы) : мастер- класс Таракановой Л. В. по изготовлению народных тряпичных кукол.

- Словарная работа по разъяснению устаревших русских слов; знакомство с пословицами и растолковывание их значений («Сказка – ложь, да в ней –намек, добрым молодцам – урок!».

, поговорками, потешками, прибаутками, афоризмами о добре, милосердии, матери, старинными русскими именами.

- Чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».

- Просмотр мультфильмов по мотивам сказки «Про ленивую и радивую», «Кукушечка».

- Прослушивание фрагментов аудиозаписей сказки «Василиса Прекрасная», русских народных мелодий.

- Дидактические игры на звукоподражание «Кто как кричит», «Сосчитай игрушки», «Большие и маленькие».

- Разучивание русских народных игр, хороводов, колыбельных песен.

- Выполнение коррекционных упражнений с каштанами, шишками, ватой, лоскутами.

- Игры в сухом бассейне с горохом, гречкой.

Звучит русская мелодия (гусли, дети входят в зал, украшенный в народном стиле.

Ход занятия:

С экрана телевизора Сказочница обращается к детям:

«Дорогие дети, сегодня вы попали в сказку «Василиса Прекрасная», усаживайтесь поудобнее на лавочку (дети рассаживаются, смотрите, внимательно слушайте, да запоминайте. «Сказка – ложь, да в ней –намек, добрым молодцам – урок!». «Лень портит, а труд – кормит!».

Сказочница: «В некотором царстве, некотором государстве жила- была девушка, а звали ее Василиса Прекрасная. ….»(текст прерывается, телевизор зашипел).

Звучит музыка (из сказки). Из домика выходит Василиса, обращается к детям: «Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть!

Василиса : Сегодня к вам из сказки я пришла

И куколку волшебную с собою принесла.

Это моя самая дорогая сердцу и любимая игрушка! (Держит в руках маленькую тряпичную куклу, показывает её детям).

- А какие игрушки есть у вас? (дети называют свои игрушки). Василиса предлагает назвать игрушку ласково (Дидактическая игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО».

- Кто из вас знает, как называют мою куколку? (Варианты ответов детей).

- Кто подарил мне её? (Ответы детей).

- Какая моя куколка? (Ответы детей).

- Как вы думаете. Почему она необычная? (Ответы детей).

- Молодцы, дети, я вижу вы много знаете обо мне и моей волшебной куколке. (Усаживает куколку на скамейку у домика).

- Становитесь в круг, поближе познакомимся. (Дети встают в круг в середине зала).

- Встала я нынче вместе с солнышком у меня так много дел! Давайте, я буду рассказывать, как трудилась, а вы – показывать. (Д/и «Покажи, о чём я рассказала»).

- Буренке травки нарвала (имитирует руками, подоила!

Коровушка моя громко от радости замычала: «МУУУУ! Молока комуууу?»

- Жучку покормила, по шерстке погладила! (имитирует руками)

Собачка хвостом весело завиляла, громко залаяла: «Гав- гаг-гав!»

- Мурке молоком напоила! (складывает ладони корытцем)

Кошка молока попила и нежно замяукала: «Мяу- мяу- мяу!»

- Курочкам зерна насыпала!

Курочки громко закудахтали «Кудкудах, кудкудах, снеслись в кустах! А петух важно задрал голову и звонко запел «Кукарекууу!"

Милым птичкам крошек насыпала, а в награду они мне защебетали: «Твинь- твинь, чив-чив!», в знак благодарности помахали мне крылышкамии улетели в сад.

(Дети подхватывают и вместе с Василисой изображают голоса животных, интонируя и меняя силу голоса).

В сад пошла, яблок нарвала (имитирует, в огороде картошки накопала

(имитирует).

В избе пол подмела (имитирует, окошки помыла (имитирует).

Капусты нарубила, щи сварила (имитирует). (Все движения дети повторяют за Василисой).

Мачехиным дочкам платья сшила, мачехе скатерть вышила. Да кукол навертела (имитирует).

Василиса : Спасибо моей помощнице – куколке! Сама бы я не справилась. На нее смотрю, всегда милую матушку вспоминаю. «Нет милее дружка. Чем родная матушка!» Запомните это! Посажу ее на лужайку, чтобы вами полюбовалась. (Достает куколку из кармана и сажает ее на искусственный коврик - «травку» у домика.).

(Зазвенел куколкин колокольчик)

Куколка : Детушки! Вы знаете, моя Василиса большая умница, все умеет, никогда не ленится. Запомните: «Лень портит, а труд – кормит!» А вы мне можете рассказать, что умеет делать Василиса?

Василиса (достает из кармана маленькую куколку) : Колокольчик нежно передавайте и на куколкин вопрос отвечайте

(Дети по кругу из рук в руки передают колокольчик и называют трудовые действия, о выполнении которых рассказывала Василиса

Куколка :

Василиса картошку…. (дети) копала,

- Василиса корову (дети) доила;

- траву рвала;

- кошку молоком поила;

- собачку покорпила;

- птичкам крошек дала;

- яблок нарвала;

- курочкам зерна насыпала;

- в избе пол подмела;

- окошки помыла;

- платья сестрам сшила;

- мачехе скатерть вышила;

- куколок навертела;- капусты нарубила;

- щи сварила.

(Колокольчик доходит до Василисы и она убирает его в карман).

Куколка : Моя хозяйка Василиса не только трудолюбивая, кто может рассказать о ней, какая она еще?

(Дети называют качества характера Василисы).

Василиса : Спасибо, ребята! Я буду рада, если вы многому у меня научились!

- «Делу время, потехе час!» Давайте поиграем!

Дыхательная гимнастика с лоскутами.

(На лавочке у домика стоит корзинка, в ней- лоскуты. Василиса берет корзинку с лоскутками и раздает детям).

- Всем вам дам я лоскуток. (Раздает по кругу детям).

В руку возьмите его, как платок,

Им покачайте немножко и зажмите в ладошках.

Ну, а теперь разверните и на него подышите.

(Инструкция по вдоху и выдоху).

Василиса : Только. Чур, правила игры не нарушать! :

- Сначала сделаем глубокий вдох носом.

- Выдох будем делать на лоскуток, как будто колышет его ветерок.

- Следите за движением моей руки!

- Вдохните! (Дети делают глубокий вдох носом).

Василиса жестом правой руки подает сигнал сделать плавный выдох через рот.

- (Дает сигнал) : Вдохните! (Дети делают глубокий вдох носом).

Василиса жестом выполняет отрывистые движения правой рукой, тем самым указывая на отрывистое выдыхание воздуха. (Дети выполняют упражнение, следуя жесту).

- (Дает сигнал) : Вдохните! (Дети делают глубокий вдох носом). (Жестом правой руки водящий подает сигнал сделать плавный выдох).

- Молодцы! В ровненький шарик лоскутик скатайте

И в корзиночку возвращайте.

(Дети складывают лоскутки в кузовок, Василиса убирает его).

Звучит музыка из сказки.

Василиса предлагает детям присесть и садится на лавку, опустив голову, вышивает на пяльцах.

Голос Мачехи: где эта лентяйка Василиса? Она и половину работы не сделала, а солнце уже высоко! Выгоню ее из дома в лес, к Бабе Яге (грохот, шум).

Куколка : Василисушка! Что ты не весела, что так уныло голову повесила?

Василиса (вышивает) : Как мне не печалиться, злая Мачеха меня работой загрузила, самой мне не справиться.

Куколка : Ну что ты, Милая, у тебя есть Я и ребята тебе помогут!

Василиса : Мачеха велела мне сделать кукол насыпных : для нее куклу- травницу На здоровье, старшей дочери- с каштанами, а младшей- с шишками. Я старалась, делала их с любовью, ночь не спала. Да только свечка загасла и я теперь не знаю, кому из них какую куклу отдать!

- Дети, помогите мне, пожалуйста! Надо на ощупь определить, что насыпано в кубышках у кукол и расставить их на платки:(на столах расстелены яркие павло-посадские платки соответствующих заданию цветов).

- Слушайте внимательно!

Мачехин платок– красный; куклы должны быть с травами лечебными.

Старшей сестрицы платок – желтый, а в кубышках надо нащупать каштаны.

Младшая сестрица носит синий платок, а внутри у куклы- шишки еловые (повторяет задание 2-3 раза).

Василиса из корзинки раздает детям кукол и подходит к столам с платками).

- Будьте внимательны! Кубышки можно пальцами крепко помять и даже понюхать. Заиграют гусли, начинайте, работу! Затихнет музыка, несите кукол по местам. Торопитесь, солнце уже высоко. Да старайтесь не ошибаться! (дети на ощупь, по запаху определяют содержимое кубышек: каштаны, шишки, лечебные травы. Русская музыка звучит тихим фоном).

- Кто отгадал, что в кубышке. Ставьте ее на место ( повторяет задание: Мачехин платок– красный; куклы должны быть с травами лечебными.

Старшей сестрицы платок – желтый, а в кубышках надо нащупать каштаны.

Младшая сестрица носит синий платок, а внутри у куклы- горох (повторяет задание 2-3 раза).

- А теперь давайте сосчитаем, сколько кукол на каждом платке. (Д/и «Сосчитай кукол»).

- Настя, какого цвета платок у мачехи?

- На красном (Мачехином с Травницами) считаем вместе:

Одна травница, две травницы, три травницы, четыре травницы, пять травниц.

- Саша, повтори, сколько кукол на этом платке? (ответ ребенка).

- Андрей, сосчитай. Сколько кукол на желтом платке? (ответ ребенка).

- Тая, правильно Саша посчитал? Какого цвета юбка у куклы Василиса указывает на куклу).

- Давайте посчитаем кукол с шишками : одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол (дети считают все вместе).

- Милана. Расставь кукол в ряд. Посчитай их. Какие наряды у кукол?

Василиса : Спасибо! Как вы меня выручили! Какие вы отзывчивые. Расставили кукол правильно ответили на все мои вопросы.

Василиса : Благодарна вам, ребята.

Будем мы теперь играть,

От работы отдыхать!

В круг просторный становись,

Вокруг себя повернись,

В тряпичных кукол превратись!

Динамическая пауза «Тряпичные куклы».

Кукла руки опустила, (руки свободно, без напряжения опущены вдоль туловища, повороты туловища влево- вправо)

Головой качает. (покачивание головой из стороны в сторону, стоя на месте)

Быстро в танце закружилась, устали не знает (кружатся на месте вокруг себя на прямых ногах)

Вправо, влево повернулась, (легкие повороты туловища на прямых ногах, руки свободно опущены)

Наклонилась, (наклон вперед)

Разогнулась. (выпрямиться)

Снова в танце закружилась

И в ребяток превратилась! (поворот на месте вокруг себя, быстро перебирая ногами, не сгибая коленей).

Василиса : Ребята, вы и правда были очень похожи на тряпичных кукол!

Василиса : В круг поплотнее скорее садитесь, я вас укрою цветастым платком! (дети садятся в круг, Василиса их укрывает. Звучит тихая музыка).

- Сейчас моя куколка приготовит для вас необычные подарки!

(Снимает платок).

- Проходите за столы (дети рассаживаются,

- Видите, здесь узелки…

- Узелочки развяжите и подарки получите!

(Дети развязывают узелки, а в них- маленькие тряпичные куколки).

- Понравились вам мои подарки?

- Куколки эти не простые, они будут исполнять все ваши желания.

- Я их вертела с любовью, с душой, этот подарок совсем небольшой, да вот только не успела украсить фартучки.

- Возьмите украшения и разместите на фартуке.

- Старайтесь. Работайте аккуратно, чтобы порадовать куколку и своих близких красивой работой.

(Звучит русская мелодия (гусли). Дети работают самостоятельно. Василиса оказывает индивидуальную помощь и беседует с детьми о куклах:

- Почему у куклы нет лица?

- Из чего сделана кукла?

- Какие бывают тряпичные куклы?

- Где ты видел народных кукол?

- Чем наполняют насыпных кукол?

- Нужна ли игла для шитья?

- Какого цвета платок у твоей куклы?

- Коса у куклы длинная или короткая?

- Какого цвета бант на косе?

- Какими нитками закручена кукла?

- Какого цвета юбка у куклы?

- Какого цвета поясок у куклы?

- Юбка у куклы длинная или короткая?

Музыка затихает. Василиса берет свою куклу.

Василиса : Куколок своих берите, в скорее выходите! (Дети встают в круг, держат своих куколок).

Итог занятия:

- Какие красавицы у вас получились! Берегите их и помните, что их надо любить, и с ними разговаривать и загадав желание, дарить им маленькие подарочки.

- Улыбнитесь своей куколке, загадайте самое заветное о своих близких желание. Ваши куколки волшебные и исполнять они будут только добрые желания!

- Расскажу вам по секрету, что свою Желанницу я попросила о том, чтобы мои Мачеха и сестрицы стали добрыми и милосердными.

- Давайте с вами вместе скажем:

Маленькая куколка,

Маленькие дети

Пожелают от души

Всем добра на свете!

- А когда вернетесь из сказки, выучите эти слова и запомните на всегда.

Добрый и ласковый голос Мачехи: Василисушка! Милая, скорей иди, наверно устала уже!

Василиса : Мне пора, а то мачеха заругается, давайте провожу вас и побегу скорее, только теперь меня куколка выручать будет (прижимает к себе куколку, ведь мне матушка ее подарила.

- Помните: «При солнышке тепло. При матери- добро!». До свидания. Ребята! (дети выходят из зала. Василиса машет им рукой. Звучит сказочная музыка; дети выходят из зала. Василиса возвращается в дом.

ТЕЛЕВИЗОР: «Тут и сказке конец. А кто слушал…- молодец!»

Конспект для детей средней группы «В гости к Василисе Прекрасной» с применением народных тряпичных кукол
Публикации по теме:

Интегрированное занятие по мотивам мордовских народных сказок «Мордовские сказочные герои» для детей средней группы Интегрированное занятие по мотивам мордовских народных сказок «Мордовские сказочные герои» для детей средней группы Цель: систематизировать.

Конспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗКонспект НОД для детей средней группы «Что мы знаем о животных?» с применением приемов ТРИЗ «Что мы знаем о животных?» Задачи: - Расширять представления детей о домашних и диких животных с применением графической и символической.

Комплекс упражнений с применением массажной перчатки для детей средней группыКомплекс упражнений с применением массажной перчатки для детей средней группы Комплекс упражнений. «Растираем шею». Дети прямыми движениями рук вверх-вниз от основания шеи до затылочной части растирают шею впереди.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению тряпичных кукол «Девичьи посиделки» Мастер-класс для педагогов изготовление тряпичных кукол «Девичьи посиделки». Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных.

Мастер-класс для педагогов «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол». Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Цель мастер-класса: повышение.

По следам Оксаны Теликовой или изготовление новых тряпичных куколПо следам Оксаны Теликовой или изготовление новых тряпичных кукол Прочитав название и увидев первую фотографию, вы, уважаемые коллеги, наверное, решили, что речь пойдет о любимом персонаже Оксаны Теликовой.

Развлечение для детей второй младшей группы «В гости к Василисе Премудрой» «В гости к Василисе Премудрой» Василиса: Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы очень любите сказки, так ли это? А хорошо ли вы их знаете?.

Сценарий музыкально-драмматической сказки «Сказ о Егории Храбром, Змее лютом и Василисе Прекрасной»Сценарий музыкально-драмматической сказки «Сказ о Егории Храбром, Змее лютом и Василисе Прекрасной» Сказ о Егории Храбром, Змее лютом и Василисе Прекрасной (По мотивам одноимённой сказки Адиякова Ильи Действующие лица:Егорий, Мать Егория,.

Сценарий весеннего праздника «В гости к солнышку» с применением ИКТ для детей второй младшей группы с ОВЗ СЦЕНАРИЙ ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА «В гости к солнышку» (с применением ИКТ) 2 младшая, 2018 Автор Сценария: Толстыгина Ирина Юрьевна, музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект для детей средней группы «В гости к Василисе Прекрасной» с применением народных тряпичных кукол
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 21:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД