МААМ-картинки

Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе

Куликова Ольга
Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе

Цель:

• Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, хохломском. Познакомить детей с гжельской росписью, расширить знания о деревянной игрушке – матрешке.

• Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества. Показать детям неразрывную связь между различными видами народного искусства : народными промыслами и ремеслами, музыкой, устным народным творчеством.

Публикация «Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства „В русской горнице“ в старшей группе» размещена в разделах

• Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием, умением трудиться и веселиться от души.

Предварительная работа :

• Разучивание хоровода, танца, игр

• Рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства

• Разучивание стихов

• Беседы

• Расписывание изделий

Материал: Изделия хохломских, гжельских, дымковских мастеров, матрешки, павловопосадский платок, иллюстрации, самовар, пряники, сушки, чашки, скатерть, разрезные картинки «Дымка»

Зал оформлен под русскую горницу : на полу самотканые дорожки, около окна стол, накрытый скатертью, вышитой русским узором. На столе в плетеных блюдцах фрукты, покровские пряники, сушки. Посередине стола тульский самовар. Вокруг стола лавки. В горнице на столах с хохломской росписью изделия народных промыслов: 1 – дымка, 2 – хохлома, 3 – матрешки, 4 – гжель. Воспитатель (хозяйка) и дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка. Пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Походите по моей горнице да поглядите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые, их сделали русские мастера-умельцы. Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

(Под фонограмму русской народной песни «Камаринская» дети рассматривают изделия умельцев и подходят к хозяйке.)

Хозяйка. А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте загадку.

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

Дети. Это дымковские игрушки.

Хозяйка. Правильно, давайте рассмотрим их (дети подходят к столу с дымковскими игрушками). Какого цвета краску использовали мастера?

Дети. Желтый, красный, оранжевый, черный, зелёный, синий, яркую, разноцветную.

Хозяйка. Из чего делали весёлые игрушки?

Дети. Из глины.

Хозяйка. Ребята, а кто нам расскажет стихотворение про дымковских мастеров?

Дети. Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок

Дым из труб идёт столбом, точно в дымке всё кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, там рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.

Кто-то сделал индюка – распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей!

Мастера и мастерицы живут в Дымково - селе!

(По мере чтения стихотворения хозяйка показывает игрушки, о которых идёт речь)

Хозяйка. Ой, что это такое, смотрите разбитые игрушки. Наверно, это мой кот пошалил. Ребята поможете мне их собрать?

Дети. Да. (За столом проводится игра с разрезными картинками «Дымка»)

Хозяйка. Какие вы молодцы, ребята, из осколков собрали игрушки. Я вижу замечательную игрушку, угадайте какую?

Алый шелковый платок,

Яркий сарафан в цветок,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети. Матрёшка.

Хозяйка. Весёлая игрушка матрёшка родилась давно. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку неваляшку, внутри которой вкладывалась такая же кукла, но поменьше. И художник выдумал для русских детей куклу с сюрпризом : внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё и ещё. С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафан, яркий платочек. Ни у одной не было похожего наряда. А назвали красавицу Матрешей, старинным русским именем. Так и родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. И пошла о матрёшке слава, заслужив на это право. Матрёшки очень весёлые, жизнерадостны.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду,

Мы поклонимся не раз.

А затем пустимся в пляс.

* Хоровод «Весенний»

Хозяйка. У каждой матрёшки платочек на голове. А платки не простые? Павловопосадские.

А посадские платки

Вас избавят от тоски.

Всеми красками горят

С ними поиграть велят.

Вот и давайте поиграем в русскую народную игру «Гори-гори ясно»

* Русская народная игра «Гори-гори ясно»

Хозяйка. Играете вы хорошо! А какую деревянную посуду вы знаете?

(подходят к столу с хохломскими изделиями и рассматривают)

Дети. Как волшебница жар-птица не выходит из ума,

Чародейка, мастерица, золотая Хохлома.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой, золотой листвы!

Хозяйка. Вот она какая, хохлома. В такой посуде любая еда покажется праздничной. А какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети: Разные ягоды: малина, клубника, гроздья рябины. Травка, листья, цветы, завиток, реснички, травинки, кустик, капельки.

Хозяйка. Отгадайте мои загадки, а отгадки находятся в горнице.

1. Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)

2. Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)

Русская ложка – чудо из чудес!

Подарил нам это чудо русский лес.

Заиграйте, чудо ложки

Расписные, русские!

*Упражнение с ложками

Хозяйка Ребята, а почему Хохлому называют золотой?

Дети. Потому, что на хохломской посуде много золотого цвета.

Хозяйка Правильно, хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом – олифой, а потом ставили в печь – закаливаться. Не удивляйтесь, оказывается, и деревянные изделия можно заливать в печи, нужно только знать секреты такой закалки. В горячей печи алюминий и олифа желтели, и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия кажутся золотыми. Не только золотой цвет мы видим на посуде. Какими ещё цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?

Дети. Красный, желтый, зелёный, чёрный.

Хозяйка. Ребята, остался ещё один уголок в горнице, на которой мы не обратили внимание. (Дети подходят к столу с гжелью) Здесь представлены изделия из Подмосковья. Вся посуда разная, но есть в ней и что-то общее Что?

Дети. Роспись.

Хозяйка. Правильно, эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе в селе Гжель. Умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё самую разную посуду. Украшая её лепными деталями: завитками, фигурками животных и росписью.

Дети. Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо негромких мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

(Дети под музыку М. В. Темнова на слова О. Левицкова «Сказочная Гжель» рассматривают изделия)

Хозяйка. Ребята, а почему в стихотворении Гжель называется васильковой, незабудковой?

Дети. В росписи используются синие и голубые цвета, как у васильков и незабудок.

Хозяйка. Где расположен узор на посуде?

Дети. В центре.

Хозяйка. Кто-то, пока я вас водила по горнице перепутал все изделия. Помогите мне пожалуйста, разобрать все изделия по промыслам.

*Игра «Каждой вещи своё место»

Дети. Русский сувенир покорил весь мир

Русские матрёшки в сарафанах ярких,

Хохломские ложки – лучше нет подарка.

Дымковские барыни, кони, петушки

И Павлопосадские все в цветах платки.

Синь озёр голубых, белые снега

Подарила гжели – матушка-земля.

Балалайки звонкие, тульский самовар

Будет рад подарку - всяк, и млад и стар.

Хозяйка. Приглашаю всех на чай. Из тульского самовара с печатными пряниками и сушками.

(Чаепитие под запись наигрышей гармони)

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства» Ишеева Людмила Вадимовна Воспитатель высшей категории.

Фотоотчет о мастер-классе для начальных классов «Бисероплетение для детей как часть декоративно-прикладного искусства»Фотоотчет о мастер-классе для начальных классов «Бисероплетение для детей как часть декоративно-прикладного искусства» Кто хоть раз видел процесс изготовления изделий из бисера, тот охотно подтвердит: бисероплетение завораживает. Видеть, как россыпь ярких.

Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени»Фотоотчёт о выставке декоративно-прикладного творчества «Дары осени» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «В русской горнице» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством.

Консультация для родителей «Виды народного декоративно-прикладного искусства» «К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А. В. Салтыков Сегодня.

Мастер-класс в студии декоративно-прикладного исскустваМастер-класс в студии декоративно-прикладного исскуства 10 октября Дети группы «Барбарики» посетили народную студию декоративно - прикладного искусства «Домовушка» Мы познакомились с работниками.

Отчет на педсовете по теме «Нравственное воспитание дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства» «Патриотическое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства» Воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу.

Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси посредством народного декоративно-прикладного искусства» Проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство». Данный проект включает.

Реферат «Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС» Содержание Введение ….3 Глава 1. Сущность эстетического воспитания ….5 1.1 Понятие эстетического воспитания.

Уголок народного декоративно-прикладного искусстваУголок народного декоративно-прикладного искусства Уголок народного декоративно-прикладного искусстваВведение Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект досуга по ознакомлению детей с предметами декоративно-прикладного искусства «В русской горнице» в старшей группе
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 15:57
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД