МААМ-картинки

Конспект досуга в старшей группе «Как же жили в старину»

Татьяна Маляева
Конспект досуга в старшей группе «Как же жили в старину»

ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

«КАК ЖЕ ЖИЛИ В СТАРИНУ

Цель: формирование представления о жизни и быте русского народа, о его культуре.

Задачи:

1. Обогатить представление детей о русской избе и предметах быта русского народа (печи, самоваре, лаптях и др.).

2. Дать понятие «Красный угол».

3. Закрепить знания детей о народном творчестве.

4.

5. Развивиать умение работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

Публикация «Конспект досуга в старшей группе „Как же жили в старину“» размещена в разделах

6. Воспитывать чувство любви к русской культуре, истории своего народа.

Словарная работа: красный угол, самовар, лапти, изба.

Предварительная работа: разучивание пословиц о Родине, прибауток, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Оборудование: экран, компьютер, слайды, картинки к загадкам, оформление зала в стиле русской деревни, русский народный сарафан, каравай, кукла.

Ход занятия:

Организационный этап:

Воспитатель в русском народном костюме. Звучит русская народная музыка.

Мотивационно-ориентировочный этап :

В. Здравствуйте, ребята!

Послушайте стихотворение:

Что же раньше на Руси носили?

Я спросила у своих друзей

И сходила в городской музей,

В книгах я ответы искала,

Очень много их перелистала.

А потом копалась в интернете,

Там ответ найдёшь про всё на свете:

В чём же раньше ходили?

Что наши прабабушки носили?

(ответы детей)

Посмотрите, какая на мне одежда! А почему, как вы думаете?

(ответы детей)

В. Верно. Но это на простой сарафан. А какой?

(русский народный).

В. Правильно, я нарядилась в русскую народную одежду. Так раньше одевались люди на Руси.

И сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, а куда - догадайтесь сами.

А поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним.

Поисковый этап

(воспитатель с детьми проходят в зал,оформленный под русскую деревню, на экране изба).

В. Догадались что это такое?

(это изба).

Слайд1

Правильно это русская изба. Как вы думаете, из чего раньше строили избы?

(ответы детей)

Слайд 2

Да из бревен. В них было тепло и уютно. Проходите, садитесь на лавочки.).

Ставенки резные,ими закрывали окна, окна расписные. (резьба).

Слайд 3,4,5.

Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

(Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал).

Дружный и отзывчивый, что означают эти слова?

(Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай).

Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. А знаете, как называлась самая лучшая комната в избе? Горница.

В ней принимали гостей. Как гости в избу входили?

(Кланялись).

А знаете, почему? Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.

В русской избе все было сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая: лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

Слайд 6,7

Молодцы дети! А сейчас я хочу обратить ваше внимание на этот угол. Посмотрите! Такие «углы» были в каждой избе и называли их красным углом. Красный угол – самое почетное место в избе. Самоназвание угла «красный» означает «красивый, светлый». Его убирали вышитыми полотенцами. В красном углу люди молились каждый день перед иконами.

Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей.. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Слайд 8,9.

Практический этап:

Дети. Я вам загадаю загадку, а вы подумаете, что это может быть и найдете этот предмет в избе. Отгадайте!

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает, дрова - глотает.

(Печь)

Слайд 10

Большую часть в избе занимала печка. Без печи и хата не хата. Как вы думаете, зачем в избе нужна печь?

(чтобы в избе было тепло).

Слайд 10 (1)

Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

Русская Печка, Русская Печка!

Нет в добром доме теплее местечка!

Раньше, погреться на печке - мечтали!

Жаль, печки русские редкостью стали!

Русская печка, будто живая!

Преданно служит, покоя не зная

Каши и щей всем досыта наварит,

Репу напарит, стряпнёю одарит.

Слайд 11,12,13,14.

Греет и лечит в мороз, в непогоду

Русскому люду на радость, в угоду!

Лучше перины иль барской кровати

Печка-лежанка, над печкой - полати.

Слайд 15,16.

Русская печка - целебная глина,

Лечит не хуже, чем мёд и малина!

Даже без бани в старину не тужили,

Русские печи всем банькой служили.

Слайд 17, 18.

Русская Печка, Русская Печка!

Как не замолвить добрым словечком!

По секрету вам скажу, что за печкой, у меня Домовёнок Тимошка живёт и всех вас в гости ждёт.

(Ширма в форме печки, кукла.)

Ой, что же здесь случилось? Печь холодная, никого не видно, в гости нас никто не ждет Что же здесь произошло? Ведь утром уходила, всё хорошо было.

(Домовёнок кряхтит, кашляет)

Домовенок Лень - матушка приходила, меня заразила, Не хочу я с печки слезать, да ещё гостей встречать, и вообще, я спать хочу.

В Ай -яй — яй! Беда — то какая. Надо Тимошку выручать и в беде — то не бросать, Может, вы посоветуете, как ему помочь?

(ответы).

Молодцы, мои милые! Только добрые и трудолюбивые не оставят в трудную минуту. Давайте покажем Тимошке, как побороть лень,

(Музыкальная гимнастика про Лень).

В. Вставай, Тимошка Лень мы прогнали. Давай делом займемся: печь растопим, тесто на хлеб поставим. Для мальчиков найдётся мужская работа, а девочки займутся домашним хозяйством.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Я КОЛЮ ДРОВА».

- Топором дрова колю

(имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)

- А потом пилой пилю.

(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)

- Отнесу их бабушке,

(показать ладоши)

- Чтоб испечь оладушки.

(похлопать ладонями друг о друга)

В. Дров накололи, теперь надо их в поленница сложить.

ига- эстафета «КТО БЫСТРЕЕ СЛОЖИТ ДРОВА».

В. Теперь надо печь растопить, да тесто замесить.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«МУКУ В ТЕСТО ЗАМЕСИЛИ».

Муку в тесто замесили,

(Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили:

(Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки,

(Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи.

(Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно!

(Гладят живот)

Т. Разбудили вы меня, тепло в избе стало, пахнет вкусно.

В. А ты, Кузя, хитрец, глянь какой молодец. Видно лень тебя оставила.

Т. Своим трудом, своим добром, лень злую вы прогнали. Без вас я б справился едва — ли. Да, надоело мне лениться, захотелось потрудиться и с гостями подружиться.

В. - Может ты нас чем порадуешь?

Т. Конечно. Есть у меня сундук, да он не простой, игры в сундучке лежат, ожидают лишь ребят.

1. ПОСЛОВИЦЫ

Предлагаю поиграть в пословицы, Я начинаю, а вы заканчиваете, Не против?

Коси коса, пока роса — роса долой и ты домой.

Что посеешь, то и пожнёшь

Любишь кататься — люби и саночки возить,

Делу время, - а потехе час.

Сделал дело — гуляй смело.

Т. Молодцы! Также печка является «героиней» многих русских народных сказок.

2. СКАЗКИ. А сейчас я вам предлагаю вспомнить название сказок, в которых печка спасала, помогала людям и животным.

(ответы детей).

«Волк и семеро козлят», «Гуси –Лебеди»«По щучьему веленью».

Слайд 19 - 26.

Т. Ребята, а знаете, в старину люди за своими занятиями рассказывали разные истории, поговорки, скороговорки, небылицы, так за шутками и весельем и работа спорилась.

В. И среди нас, такие есть. Ребята даже небылицы петь могут.

3. ЧАСТУШКИ:

Не кружись на лугу,

На лугу — то лужица, ?

Прямо в лужу упадёшь

Мокрым к ужину придёшь.

На горе стоит телега

Слёзы капают с дуги

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

На берёзе сидит заяц

Книжку вслух читает

Прилетел к нему медведь

Слушает, вздыхает.

Катя, Катя, Катюха,

Оседлала петуха

Петух заржал,

На базар побежал

Сидит ёжик на сосне

Новая рубашка,

На голове сапожок

На ноге фуражка.

В. Молодцы, мои хорошие, как весело пели!

Ой, Тимоша, игру я эту знаю. Здесь карточки — загадки, разбирайте их, ребятки, только, чур, друг другу не показывать. На каждой карточке предмет, которым пользовались люди в старину. Тимошка будет нам загадки загадывать, а мы отгадки показывать. Правильно я объяснила, Тимоша?

4. ЗАГАДКИ

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.

(самовар).

Да, верно! самоваром пользовались люди для чего?

(ответы детей)

Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на полати, у печи оставят …

(лапти).

Верно, а для чего людям нужны были лапти?

(чтобы носить, туфель раньше не было).

В черной саже, весь копчёный,

Не украшен, но ядрёный!

А какие щи с капустой,

Натомятся в печке русской

У него ни рук, ни ног.

(чугунок)

Черный конь

Прыгает в огонь.

(Кочерга)

Бегал бегунок

Да шмыг в уголок.

(Веник)

Сам дубовый.

Пояс вязовый,

А нос липовый.

(Бочонок)

Новая посудина —

Вся в дырках.

(Сито, решето)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

(Ухват.)

То назад, то о вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – продырявит

(Утюг)

Две галочки

Сидят на одной палочке.

(Ведра на коромысле)

Утка в море —

Хвост на воле.

(Ковш)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая.

(Свеча.)

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка, горит голова.

(Керосиновая лампа.)

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

/Печь/

На десятерых братьев

Двух шуб хватает.

(Варежки)

Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею.

(Веретено)

То толстеет,

То худеет,

На весь дом голосит.

(Гармонь)

В воде родится,

А воды боится.

(Соль)

Деревянная подружка,

Без неё мы – как без рук.

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот

И обжечься не дает.

(Деревянная ложка)

(воспитатель раздает детям деревянные ложки).

5. МУЗ. ИГРА

Т. Сама не ест, а всех кормит. Это тоже про ложку. Ложки вырезали из липы. Затем их расписывали и раскрашивали. Видите, какими они стали яркими и красивыми. Чтобы не обжечься горячей кашей, наши предки придумали дуть на ложку. Давайте и мы с вами представим, что перед нами горячая еда и подуем.

(Дуют)

В старину на ложках еще и умело играли, давайте послушаем?

(аудиозапись)

Давайте попробуем сами поиграть?

(аудиозапись РНП «Во саду ли в огороде», игра детей ложками).

5. Р. Н. ИГРА

Т. Как задорно вы играли! Но пора нам размяться. Как говорится : «Сделал дело — гуляй смело». У меня в сундучке ленты есть, красивые,голубые. Предлагаю вам поиграть в РНИ «Заря-заряница».

(Играющие стоят в кругу, руки опущены).

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые.

(Ведущий ходит за кругом с лентой и произносит закличку. С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо ребенку.. Тот быстро берет ленту, поворачивается. И на слова: «Раз – два – не воронь, беги как огонь!» Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим).

Звучит музыка к игре. Игра повторяется 3 раза.

В. Ну, хватит уж играть, пора гостей уж угощать.

Т А я на прощанье загадаю вам загадку

Отгадка лежит у меня на столе под салфеткой.

Он и черный, он и белый,

И всегда он загорелый.

Мы как кушать захотим,

То всегда садимся с ним.

(хлеб) дарит каравай

Итог.

В. Спасибо, ребятишки, девчонки и мальчишки, понравились вам наши забавы, шутки да веселье! А что больше всего понравилось?

(Сегодня я узнал…

Было трудно выполнять…

Теперь я могу…

Я научился…

Было интересно узнать…

У меня получилось)

Хочется, чтобы вы в памяти сохранили что - то хорошее, доброе, что запомнилось с нашей встречи!

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

Но преданья старины

Забывать мы не должны!

Ребята, наша встреча подошла к концу.

Я вас всех благодарю.

Т. И я вас всех благодарю, что помогли мне от лени избавиться, вы настоящие друзья.

До свидания, ещё увидимся.

В. Надо нам возвращаться в группу.

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

(Дети идут в группу)

Публикации по теме:

Беседа «Как жили люди на Руси» Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • Познакомить детей.

Конспект занятия «Как жили люди на Руси» Тема: Как жили люди на Руси. Цель: Формирование у детей чувства патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям, населяющим ее.

Конспект досуга по математике в старшей группеКонспект досуга по математике в старшей группе Конспект Математического досуга «Путешествие в страну Математики» для детей старшей группы (5/6 лет) Провела: воспитатель Ковалевская Л. Н.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Как жили люди в старину» Основная цель в данном направлении: формирование у детей старшего дошкольного возраста положительных эмоций, интерес к окружающему миру.

Конспект НОД в старшей группе «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»Конспект НОД в старшей группе «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину» Цель: сформировать у детей представления о жизни наших предков вызвать интерес к истории русского народа, его быте, обычаях Вызвать интерес.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Как жили наши далекие предки-славяне» Цель занятия: Познакомить детей с жизнью, обычаями, занятиями наших предков, с историческими сведениями о далеком прошлом нашей Родины.

Конспект открытого занятия в средней группе «Жили были сказки» Задачи: Учить детей рассказывать сказки по карте – схеме, закреплять знания детей о русских народных сказках, воспитывать интерес к устному.

Лэпбук «Как жили люди на Руси»Лэпбук «Как жили люди на Руси» В современном времени многие дети не знают что раньше жизнь была другой и представить ее без телефонов, компьютера и телевизора очень сложно,.

Методическая разработка досуга «Путешествие в старину» Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому.

Проект «Старину мы помним — старину мы чтим» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ Педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект досуга в старшей группе «Как же жили в старину»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 22:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД