Ирина Костюк
Конспект фронтально-подгрупповой НОД в старшей группе для детей с ОНР «Паучок Чак и его друзья. Звук Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
фронтально-подгрупповой НОД
в старшей группе для детей с ОНР
учителя-логопеда
МДОБУ № 21 г. Лабинска
Краснодарского края
Костюк Ирины Анатольевны.
Тема: Звук Ч («Паучок Чак и его друзья»).
ОО Коммуникация, ОО Познание
Цели: Закрепление правильного произношения звука Ч. Формирование фонематического восприятия и продолжать обучать навыкам звукового анализа и синтеза.
Программные задачи:
1. Чёткое произношение и характеристика звука [ч].
Публикация «Конспект фронтально-подгрупповой НОД в старшей группе для детей с ОНР „Паучок Чак и его друзья, Звук Ч“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пауки, паучки, паукообразные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
2. Продолжать учить определять место звука [ч] в словах.
3. Закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
4. Обучать звуко-слоговому анализу.
5. Развивать фонематический слух, восприятие, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: Игрушка или предметная картинка «паучок». Предметные картинки: мяч, кузнечик, печь, чашка, черепаха, чиж, пчела, червяк, качели, часы, бочка, почка, ключ черепаха, бабочка, синица, чайка, Чебурашка, лиса, грач, печенье, сапоги, чиж. Условные обозначения для выполнения звуко-слогового анализа. Панно.
Ход НОД.
I. Организационный момент
Логопед.
— Жил-был маленький паучок. Его звали Чак. Чак жил на чердаке, где лежало много старых ненужных вещей : часы, чайники, чашки, игрушечные черепахи, бечёвка, чемоданы, крючки, чугунки, удочки, мяч.
Назови предметы, которые лежали на чердаке.
Логопед.
— А сейчас поиграем в игру «Верёвочка». У каждого из вас есть верёвочка. Мы будем называть слова и на каждую часть слова наматывать верёвочку на пальчик. Ответьте, какое слово короткое, а какое длинное.
II. Введение в тему.
Логопед.
— Другом паучка был старый сверчок – виртуозный скрипач. По вечерам сверчок играл на скрипочке, Паучок Чак не умел играть на скрипке, но он был искусным ткачом. Для кузнечика он соткал салфеточку, для мамы - паучихи красивые чулочки, сплёл струны для скрипочки сверчка. Из тоненькой паутинки он плёл кружева.
— Какой звук повторяется в словах паучок, сверчок, скрипач, чулочки, салфеточка? (Звук [ч].)
III. Характеристика звука [ч].
Логопед.
— Недалеко от дома проходила железная дорога, по которой проезжал поезд. Издалека доносилось: «Ч-ч-ч-ч-ч». Выдвиньте немного губы вперёд, поднимите язычок вверх, голос не включаем и произносим: «Ч-ч-ч-ч-ч». Звук [ч] (так едет поезд) — согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначаем зелёным цветом.
IV. Выделение звука [ч] :
Логопед.
— Ребята, внимательно послушайте и ответьте, движется ли поезд? М-н-ч-р-в ч-ч-б-т-ч-к-ч-с-ч (Дети, изображают движущийся поезд, услышав звук [ч].)
Логопед.
— Поезд приближался к станции Черничной: мо-да-чу-ка-чи-но-ча. (Дети, изображают движущийся поезд, услышав звук [ч] в слогах.)
Логопед.
— Поезд прибыл на станцию Черничную и отправлялся на станцию Чудесную. На перроне пассажиры и провожающие. Определите, кто из стоящих на станции, является пассажиром этого поезда, а кто провожающим. (Дети называют предметные картинки и отбирают со звуком [ч].)
— В поезде три вагона. Помогите пассажирам разместиться в вагонах. (Дети называют картинки / черепаха, бабочка, синица, чайка, Чебурашка, лиса, грач, печенье, сапоги, чиж. /, расставляют картинки со звуком [ч] в «вагоны», определяя место звука в словах.)
V. Воспроизведение слоговых рядов:
Логопед.
— Поезд отправляется. Поехали. Повторите: «Ча-чо-чу-чи, оч-уч-ич-ач, учк-ичк-ачк-очк, ичн-ачн-очн-учн». (Дети «едут» и повторяют слоги.)
VI.Физкультминутка.
Логопед:
— Паучок гостей на чай
К себе в гости приглашал.
Приезжали гости (Дети «едут» и произносят: «Ч-ч-ч».)
К паучку на чай.
Паучок гостей встречал, (Дети кланяются.)
Чашки чаем наполнял, (Артикуляционное упражнение «Чашечка».)
Калачами угощал,
С бабочками танцевал. (Упражнение «Бабочка».)
А сверчок, а сверчок (Имитируют игру на скрипке.)
Играл на скрипке гопачок.
Паучок, паучок!
Потанцуем гопачок. (Дети танцуют.)
VII. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Логопед:
— У Чака был маленький домик, и все предметы были крошечными. Я рас-скажу вам, что было в домике у паучка, а вы будете называть эти предметы так, чтобы я поняла, что они были маленькими (крошечными).
На стене висели часы (часики). Часики били каждый час. В углу стоял печь (печечка). Возле печечки — бочка (бочечка) с водой. На столе стояли чашки (чашечки) и чайник (чайничек, миска с черникой (черничкой). На сучке (сучочке) висел маленький ключ (ключик, а в уголочке мяч (мячик).
VIII. Логопед:
— Как часто били часики? (Каждый час). Что лежало в уголочке домика Чака? (Мяч.) Разделите слова на слоги, выполните звуковой анализ слов.
ЧАС
ЧАСЫ
МЯЧ
IX. Составление предложений со словами на звук [ч] по индивидуальным предметным картинкам.
Логопед:
— Гости Чака любили играть в разные игры. Им нравилось придумывать предложения. Ребята, поиграем и мы в эту игру. Составьте предложения по картинкам. ( Предметные картинки: мяч, кузнечик, печь, чашка, черепаха, чиж, пчела, червяк, качели, часы, бочка, почка, ключ, чучело и т. д. Дети составляют предложения.)
Логопед:
— Наступила ночь. Когда часы пробили полночь и гости разошлись по домам, Чак лег отдыхать в свой гамачок.
X. Итог.
Логопед:
— Вы сегодня познакомились с паучком Чаком, узнали, как он живёт и с кем дружит. Познакомились с новым звуком. С каким звуком мы с вами познакомились? (Со звуком [ч].) Какой это звук? (Звук [ч] - согласный, глухой, всегда мягкий.)