Папки-передвижки

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты.

Виктория Фомина
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты.

Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду.

Задачи:

Познавательные:

активизировать и расширять словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов;

закреплять приобретенные произносительные навыки;

развивать темпо-ритмические характеристики речи;

совершенствовать навыки:

• употребления существительных с суффиксами со значением уменьшения и увеличения;

• употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже;

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР, Тема: Фрукты,» размещена в разделах

• согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.

• составления сложносочиненных предложений при сравнении овощей;

Коррекционно-развивающие:

• совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память;

• развивать речевое дыхание;

• совершенствовать координацию речи с движением;

• совершенствовать диалогическую форму речи;

• развивать артикуляционную и мелкую моторику;

• совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза;

• развивать речемыслительную деятельность (операции анализа, синтеза, сравнения, пространственно-временные представления;

Коррекционно-воспитательные:

• воспитывать уважительное отношение к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни;

• совершенствовать умение работать в коллективе;

• повышать активность, сознательность, интерес к логопедическим занятиям.

Материалы и оборудование

Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Фрукты» в режиме Open Office, предметные картинки.

Технологии:

• здоровьесберегающая технология;

• ИКТ;

• диалог с детьми;

• рефлексия.

Форма проведения: фронтальная

Предварительная работа:

• беседа о фруктах, о сезонных работах в саду, о здоровом образе жизни;

• физминутки «Садовник»;

• пальчиковой гимнастики «Будем мы варить компот»;

• использование графических моделей «Семейка слов» и алгоритмов описания предмета в рамках всех лексических тем;

• отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме «Фрукты»;

Этапы:

I. Организационный момент.

Логопед : Ребята, отгадайте загадки:

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся.

Дети: фрукты.

Логопед : А какие ещё фрукты вы знаете?

Дети: (слива, абрикос, лимон, апельсин, гранат, мандарин)

Логопед : А где растут фрукты?

Дети: На деревьях, в саду.

Логопед : Как называются деревья, на которых растут фрукты?

Дети: Фруктовые.

(Слайд 2)

II. Введение в тему.

Стук в дверь: «Вам письмо».

Логопед читает письмо : «У меня в саду вырос богатый урожай фруктов. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».

Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?

Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает фрукты в саду.

- Правильно, это письмо от садовода. А как ещё по-другому можно назвать садовода?

Дети: Садовник.

- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?

Дети: Потому что если вовремя не собрать фрукты, то они начнут опадать и портиться. Семье садовода нечего будет кушать зимой.

Логопед : Правильно, молодцы! Садовод долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы его труд был напрасным. Поможем ему? Отправляемся в сад.

III. Основная часть.

1. Активизация и обогащение словаря (Игры «Подбери признаки, действия к предмету», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому»)

Логопед : Вот мы и в саду. (Слайд 3)

- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)

- Вы узнали садовода? (Да). (Слайд 4)

- Что он делает в огороде весной? (Слайд 5)

Дети: Садовод копает, сажает, поливает, срезает старые ветки у фруктовых деревьев.

- А летом? (Слайд 5)

Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.

- Чем занимается садовод осенью? (Слайд 6)

Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.

Логопед : Почти весь год садовод работает. Как сказать по-другому? (Трудится)

- Следит за садом, а по-другому? (Наблюдает)

- Он все время работает, ему даже некогда (отдохнуть)

- Что нужно садоводу для работы?

Дети: Садоводу нужна лопата, грабли, лейка, ведро, тачка, садовые ножницы.

- Назовите эти предметы одним словом?

Дети: Это садовые инструменты. (Слайд 7)

-Давайте покажем, что ими делают.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики

• Лопата копала, копала, копала,

Потом улеглась, видно очень устала.

• Сгребаем граблями землю («причесать» язык зубами)

• Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)

• Песенка водички из лейки.

• Глубокое ведро («чашечка»)

• Молоток стучал, стучал («т-т-т» по альвеолам)

Садовод ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому (богатый). (Слайд 8)

- Какие замечательные фрукты выросли! Похвалите их. (Фрукты большие)

- Как сказать по-другому? (крупные, огромные)

- Все фрукты крупные и даже совсем нет каких? (маленьких, мелких,

- Какие еще фрукты? (красивые, аппетитные, сочные, сладкие, твердые, мягкие, полезные)

- Все фрукты полезные, и совсем нет, каких? (вредных)

- Фрукты поспели, значит, они (спелые, зрелые).

- Фрукты приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)

- Как сказать по-другому? (душистые)

Дыхательная гимнастика

-Давайте понюхаем фрукты (наращивание фразы) : Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет фруктами! (на выдохе).

2. Игра «Семейка слов» (Слайд 9, 10)

Логопед : Много фруктовых деревьев с фруктами в саду. В саду их высаживают в определенном порядке – рядами. А что же тут растет? (графические модели для образования родственных слов).

Дети: Здесь выросла «семейка» слов.

Логопед : От какого слова они «родились»? (От слова «огород»)

Дети образуют родственные слова с опорой на графические модели и картинки:

(Сад, садик, сад, садовод, садовник, садовница, садовый, садовничать, садоводство).

Логопед : Придумайте предложения с этими словами.

Дети: Заботливый садовод опрыскивает фруктовые деревья. Садовник срезает старые ветки садовыми ножницами. В садоводстве поспел большой урожай яблок.

3. Динамическая пауза.

Речь с движением «Садовник»

Логопед : Ребята, нам надо спешить с уборкой урожая! Возьмем корзины, они пока еще (пустые) и поэтому какие? (легкие) (имитация ходьбы с легкой корзиной)

Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.

Яблони белили мы Движения правой рукой вверх, вниз.

Известью, белилами.

Починили мы забор, «Ударяют» молотком.

Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один

– Ты скажи, садовник наш, ребенок. Ведут диалог

Что ты нам в награду дашь?

– Дам в награду слив лиловых, На каждое название фруктов загибают

Груш медовых, самых крупных, по одному пальцу на обеих руках

Спелых яблок, вишен целый килограмм. начиная с больших.

Вот что вам в награду дам!

(Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения).

Логопед : Теперь наши корзины доверху нагружены фруктами, поэтому они какие? (Корзины полные и тяжелые). Покажите, как вы их понесете.

4. Игра «Карлики-великаны» (Слайд 11, 12)

Логопед : Не только мы собираем урожай, карлики и великаны тоже трудятся в своих садах и садиках.

У нашего садовода вырос лимон, у карликов – (лимончик, а у великанов -(лимонище)

Логопед : Апельсин, абрикос, гранат, виноград, мандарин.

Дети приседают, называя «маленькие» овощи, встают на носочки, называя «огромные» овощи.

5. Игра с мячом «Скажи одним словом про фрукты»

Логопед : Яблоко жёлтое и розовое – жёлто-розовое яблоко,

- апельсин яркий и оранжевый, значит, он…. (ярко-оранжевый)

- слива темная и синяя,

- виноград светлый и зеленый,

- гранат кислый и сладкий

6. Игра «Веселый счет» (Слайд 13)

Логопед : Мы собрали целую корзину фруктов. Назовите, чего сколько лежит в корзине?

Дети: В корзине лежит три больших зелёных яблока, один жёлтый лимон и т. д.

7. Игра «Слоги слово загадали» (Слайд 14)

Логопед : Садовод предлагает поиграть в игру. Отгадайте слова, запомните их по порядку.

Слоги слово загадали:

«ва» - в конце, а «сли» - в начале; (слива)

«нат» - «гра»; (гранат)

«мон» - «ли»; (лимон)

«ша» - «гру»; (груша)

- Повторите слова (слива, гранат, лимон, груша).

8. Игра «Убери лишнее»-

На наборном полотне 8 картинок с изображением фруктов

Логопед : Уберите те овощи, про которые не было загадок. Что вы убрали? Оставшиеся картинки расставьте по порядку. ( Дети расставляют картинки по порядку: слива, гранат, лимон, груша) (Слайд 15)

9. Игра «Что где стоит?» (Слайд 15)

Логопед : Садовод продолжает загадки. Какой фрукт стоит перед лимоном? (Гранат) Как еще можно сказать, где стоит гранат? Используйте слова «после», «за», «между», «слева», «справа».

Дети: Гранат стоит после сливы; между сливой и лимоном.

10. Игра «Сравни яблоко и сливу» (по алгоритму) (Слайд 16, 17)

Логопед : Давайте сравним тыкву и морковь. Чем они похожи?

Дети: Это фрукты, растут на дереве, они сладкие, полезные, сочные, можно кушать в сыром и вареном виде, выжать сок.

Логопед : Чем отличаются эти овощи?

Дети: Яблоко крупнее сливы; яблоко круглое, а слива овальная; яблоко зелёное, а слива синяя, яблоко твёрдое, а слива мягкая, у яблока много семечек внутри, а у сливы – одна косточка.

11. Игра «Фруктовые блюда». (Слайд 18)

Логопед : Садовод благодарен за помощь и приготовил нам в подарок целую корзину фруктов. Садовница спрашивает: «Нужно ли есть фрукты? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы фруктовые блюда? Что готовят ваши мамы из фруктов?

Дети: Фрукты нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые фрукты. Моя мама варит фруктовый компот, делает сливовое варенье, выжимает яблочный сок, готовить лимонный пирог и т. д.

Логопед : Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают фрукты и очень любят, когда она готовит: (Слайд 19)

- варенье из яблок, какое варенье?; (яблочное варенье)

- джем из груши;

- кисель из сливы;

- пирог из лимона;

- сок из апельсина.

Хозяйка говорит, что она очень часто варит компот и нас хочет научить этому.

Пальчиковая гимнастика «Компот». (Слайд 20)

Будем мы варить компот, Левую ладошку держат

Фруктов нужно много. Вот: «ковшиком», указательным

пальцем правой руки «мешают».

Будем яблоки крошить, Загибают пальцы по одному

Грушу будем мы рубить. начиная с большего.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «мешают».

Угостим честной народ. Протягивают ладошки, словно угощая.

IV. Итоги. Окончание занятия.

Логопед : Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились и помогли сельским жителям. Что нового и полезного вы сегодня узнали?

Список литературы

1. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika

2. https://logopedstav.ru/index.php/konspekty-zanyatij/139-konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-po-teme-frukty

3. Н. В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). Сентябрь-январь. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016

Прикреплённые файлы:

frukty-1_r5mr7.pptx | 5177,09 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня. Лексическая тема «Семья» Программное содержание: 1. Активизировать словарь по теме «Семья». 2. Формировать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно.

«Фрукты». Конспект фронтального логопедического занятия для детей средней группы«Фрукты». Конспект фронтального логопедического занятия для детей средней группы Тема: Фрукты Цель: · Формировать гуманное отношение к природе · Обогащать активный словарь детей · Уточнить и расширить представления детей.

Конспект фронтального логопедического занятия «Перелётные птицы» для детей старшей группы с ОНР Задачи: учить образовывать и употреблять приставочные глаголы; развивать умение составлять простые предложения, упражнять в умении составлять.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонематического слуха Тема «Волшебные звуки» (старшая группа) .

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Р] и [Р’]. Мир цветов»Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [Р] и [Р’]. Мир цветов» Сергеева Юлия Юрьевна Учитель-логопед МКДОУ Д/С №234 «Кроха», г. Новосибибирск Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме «Зимующие птицы» Оргмомент: приветствие, Фонематический слух (подготовительный этап) Сегодня у нас необычное занятие! Мы будем слушать пение птиц. Чьи голоса.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт» Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования. Задачи: Коррекционно-образовательные. 1. Расширение.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты.
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 23:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД