Папки-передвижки

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»

Дарья Скопцова
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»

Цель: дифференциация звуков Р и Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- сравнение, различение и правильное произнесение звуков Р и Л на материале звуков, слогов, слов и фразы;

- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

- понимание предложно-падежных конструкций,

- формирование умения запоминать инструкцию и следовать ей.

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического восприятия;

Публикация «Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы „Дифференциация звуков [Р] и [Л]“» размещена в разделах

- развитие кратковременной памяти;

- развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

- формирование навыков самоконтроля.

Оборудование:

Картинки к каждому заданию, лужи, две платформы, поезд с вагончиками.

Ход занятия

1. Организационный момент

Л. : Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Д. : Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Л. : Какой первый звук во всех названных словах?

Д. : Звук Л.

Л. : Правильно, а теперь, посмотрите:

Д. : Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Л. : Какой первый звук во всех этих словах?

Д. : Звук Р.

Л. : Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?

2. Основная часть

Л. : Звук Л – гласный или согласный?

Д. : Звук согласный, мы его не можем пропеть.

Л. : Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

Д. : Язычок упирается в верхние зубы.

Л. : А звук Р? Гласный или согласный звук?

Д. Согласный.

Л. : Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Д. : Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Л. : Что общего между этими звуками? чем они отличаются?

Д. : Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху. Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка, язык дрожит, при Л – нет.

Л. : Молодцы! В путь! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько луж! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!

Первая лужа:

Л. : Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л :

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Л. : Кто ни разу не ошибся?

Перепрыгивайте.

Вторая лужа:

Л. : Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Перепрыгивайте.

Л. : Кто самый внимательный?

Третья лужа:

Л. : Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Перепрыгивайте.

Л. : Кто справился без ошибок?

Четвертая лужа:

Л. : Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.

В лесу летают кома. ; дети сели за сто. ; у нас воздушные ша. ; в доме вымою по.

Перепрыгивайте.

Пятая последняя лужа:

Л. : Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово (на материале картинок).

Лак - Рак Лама - Рама Лука - Рука Ложки - Рожки Ложь - Рожь

Жалко-Жарко Игла - Игра

Перепрыгивайте.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Л. : А теперь попробуем отгадать загадки.

• Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк» звук Л где находится? (в середине)

• Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?

Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)

• Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)

• Без рук, без ног ползет. (Червяк.)

Л. : Идем дальше. Смотрите, мы гуляли по улице и пришли на городской вокзал. Перед вами две платформы, одна – для слов со звуком Л, другая – для слов со звуком Р. У вас у каждого по 2 картинки. Слова: Рыба, Пирог, Топор.

Ласточка, Акула, Стол. Подумайте и разложите их по платформам.

Л. : Кто ни разу не ошибся? Молодцы!

Вот и поезд стоит. У него 3 вагончика. (Возьмите свою картинку с платформы). Мы должны размесить в вагончиках картинки-слова.

Выберем картинки, которые начинаются на звук Л…А теперь – которые начинаются на звук Р и поместим эти картинки в первый вагончик, потому что наши звуки находятся в начале слова.

Л. : Все справились с заданием?

А сейчас найдем картинки, где звук Л в середине слова…А теперь – где звук Р в середине слова и поместим эти картинки во второй вагончик, потому что наши звуки находятся в середине слова.

Л. : Кто справился с заданием без ошибок? Хорошо!

Обратим внимание на те картинки, которые у вас остались. Где находится звук Л в этих словах?

Д. : Слова заканчиваются на этот звук.

Л. : А где находится звук Р….?

Д. : В конце слова.

Л. : Следует, эти слова мы поместим в третий вагончик.

Всё правильно.

Л. : Мы подошли к «Площади Путаниц»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.

Ватрушка съела старушку.

Рубашка стирает Рому.

Стол поставили на лампу.

На белке сидит ёлка.

Травинка ползет по муравью.

3. Итог занятия.

Ну, вот и подошла к концу наша прогулка! Давайте вспомним, что мы делали и о каких звуках мы говорили?

- Какие трудности встречались на вашем пути, что вам было тяжело?

- А что понравилось, с чем вы легко справились?

- Есть ли у нас такие ребята, которые самостоятельно выполнили все задания и ни разу не ошиблись?

- С кем вы поделитесь новыми знаниями?

Литература:

1. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» / под. ред. Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. – М. : Просвещение, 2010. – 272 с.

2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : Детство- Пресс, 2017. – 544 с.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Морозята спешат на помощь Деду Морозу» Цели: Образовательные: закрепить знания о характерных признаках зимы; уточнить и расширить знания детей о зиме;.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [Р] и [Л]»
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 09:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД