Анна Музалёва
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста «Внимание: речь!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Внимание, речь!»
[/b]
Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи.
Задачи: учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, общую моторику.
Оборудование: картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.
Публикация «Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для дошкольников старшего возраста „Внимание: речь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Знакомство с понятием «речь».
Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».
3. Знакомство с функциями речи.
а) Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).
— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.
Логопед спрашивает:
— Почему Петя не захотел быть невидимкой?
Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.
4. Игра «Объясни без слов».
Детям предлагается парно по очереди поиграть в игру, суть которой заключается в том, чтобы объяснить желание или просьбу без слов, жестами. Например:
- пойдем гулять;
- давай построим замок;
- дай мне свою машинку; и т. д.
В конце дети подводят итог, что без речи им бы сложно было договориться.
5. Психотерапия (психологический настрой детей).
Логопед читает:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Логопед: -А как вы думаете, что я имею ввиду? Почему важно разговаривать всем понятно: чётко и внятно?
Рассуждения детей.
Дети проговаривают с логопедом:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
6. Итог занятия.
Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:
— люди разговаривают друг с другом;
— узнают новое;
— работают;
— играют;
— делятся радостью, утешают друг друга.
Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»