МААМ-картинки

Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме)

Марина Свинолупова
Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме)

Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать звуковой анализ слов, закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, образовывать единственное число от множественного, закреплять умение подбирать синонимы к словам, учить правильно писать букву Ч.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, зрительное восприятие, мышление, умение произносить звук Ч в словах.

Публикация «Конспект группового логопедического занятия на тему: „Мягкий согласный звук [ч]“ (2-е занятие по теме)» размещена в разделах

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в паре, инициативность, усидчивость, умение слушать товарища.

Оборудование: артикуляционный профиль звука Ч, конверт с письмом, карточка с изображением дерева, схемы и картинки к ним, мяч, карточки с синонимами, карточка с буквой Ч, тетради, ручки.

Ход работы:

I. Организационный момент.

Л: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Прежде чем приступить к занятию, давайте разомнем наши губки, щечки и язычок.

II. Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.

Л: Давайте немного разомнемся

"Удивилки" - поднять брови.

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз

III. Работа над дыханием.

1. Упражнение «Ежик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.

2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

IV. Артикуляционная гимнастика.

Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, начнём занятие с артикуляционной гимнастики.

1. Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

3. Лопатка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15с.

4. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15с.

5. Маляр. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз.

V. Сообщение темы занятия.

Л: Сегодня в нашем почтовом ящике я нашла письмо. Посмотрите, от кого это письмо.

Д: Письмо от Чебурашки.

Л: Чебурашка сообщает нам, что Гена похитил звук, с которым мы должны были сегодня работать. Нам необходимо его найти. А в этом нам поможет игра «Назови ласково».

Л: Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Сначала Никита, затем Захар. Например: Мяч-мячик.

Л: Ключ-

Н: Ключик.

Л: Белка-

З: Белочка.

Л: Собака-

Н: Собачка.

Л: Вилка-

З: Вилочка.

Л: Часы-

Н: Часики.

Л: Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах?

Д: Звук Ч.

Л: Правильно, значит сегодня мы будем говорить о звуке Ч, а для начала, давайте расскажем об этом звуке.

VI. Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л: Когда мы произносим звук Ч губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед. Давайте вместе произнесем Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

Л: Ребята скажите, звук Ч согласный или гласный?

Д: Согласный.

Л: Мягкий или твердый?

Д: Мягкий.

Л: Звонкий или глухой?

Д: Глухой

VII. Основная часть.

1. Чтение слогов.

Л: Я хочу угостить вас вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы вы не ошиблись и собрали только спелые яблоки, я подписала их. Читайте слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЧ. Их Захар будет обводить зеленым карандашом и пририсует к ним листики, пускай они дозревают. А Никита будет обводить желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисует от них стрелки в лукошко. Читаем поочередно слоги.

2. Звуковой анализ слов.

Л: Молодцы, вы собрали все спелые яблоки. А теперь посмотрите на стол. Перед вами лежат схемы и картинки. Вам нужно правильно определить в какой позиции (в начале, в конце или в середине) находится звук Ч в этих словах. И провести стрелками.

3. Физминутка.

Мы с вами хорошо поработали, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

4. Подбор синонимов.

Л: Сейчас я раздам вам по 2 карточки, на которых написаны в столбик слова. Сначала Никита читает слова из первой карточки, Захару нужно подобрать слова-синонимы из своей первой карточки. Затем работаем наоборот со вторыми карточками.

5. Образование единственного числа от множественного.

Л: А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать вам поочередно мяч и называть слово во множественном числе, а вы должны будете сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.

Л: Скрипачи-

З: Скрипач.

Л: Калачи-

Н: Калач.

Л: Ключ-

З: Ключи.

Л: Грачи-

Н: Грач.

Л: Врачи-

З: Врач.

Л: Палачи-

Н: Палач.

6. Знакомство с буквой Ч.

Л: Ребята, а кто мне скажет, чем отличается звук от буквы?

Д: Звук мы слышим и говорим, а букву видим и пишем.

Л: Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Д: На цифру 4.

Л: Вы правильно решили, букву Ч пишут так же, как цифру “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя. Скажите, пожалуйста, из каких элементов она состоит

Д: Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной. Давайте напишем эту букву в воздухе, а теперь напишем ее у себя в тетрадях.

VIII. Подведение итогов.

Л: Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?

Д: О звуке Ч.

Л: Давайте еще раз скажем характеристику этого звука.

Д: Звук Ч согласный, мягкий, глухой.

Л: А какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Л: Спасибо вам за работу, занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук [л’]» Характеристика и артикуляция звука «Ль» 1. Звук «Ль». Согласный мягкий звук и обозначается квадратом зеленого цвета. - Д/и. «Поймать звук.

«Сказка «Репка». Звук [И]». Конспект логопедического занятия для детей 3–4 лет по теме «Овощи» Конышева Ирина Владимировна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад № 271» г. Перми. Тема: Овощи. Сказка «Репка». Звук [И] Задачи: Развивать.

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш»Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР с использованием ИКТ по теме «Звук и буква Ш» Цель: познакомить детей со звуком [ш], с буквой Ш. Задачи: Коррекционно – развивающие: 1) отработать четкое произношение звука [ш] в слогах,.

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: «Звук и буква Ж» Тема: Звук и буква Ж Коррекционно-развивающие задачи. 1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Г» Тема: «Звук и буква Г». Творческое название: «Построим дом дружбы». Цель: Закрепление зрительного образа буквы Г. Задачи: 1. Учить различать.

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи в группе для детей 6–7 лет ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Составление распространенных предложений по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели!» ЦЕЛЬ: подготовка к составлению рассказа.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква О» «Звук и буква О» Цель: закрепить знания о звуке [о]; уточнить его артикуляцию; научить четко интонировать звук [о]; выделять звук [о] из.

Занятие по обучению грамоте «Согласный звук [Ж]; буквы «Ж, ж» Конспект Цель: Познакомить детей с звуком [Ж] ; буквами «Ж,ж».Учить читать слова с этой буквой, делить слова на слоги, выделять ударный.

Конспект логопедического занятия «Звук [У]. Буква У» Звук [у]. Буква у Цели: закрепить навыки четкого произношения звука [у]; учить выделять звук из ряда гласных, определению позиции звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме)
Опубликовано: 3 сентября 2015 в 16:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД