Ольга Бородина
Конспект художественно-образовательной деятельности по мотивам картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие способностей восприятия произведений изобразительного искусства.
Ход:
Дети входят в помещение картинной галереи.
Педагог: Ребята, мы с вами находимся в художественной галерее. Давайте для начала вспомним правила поведения в галерее.
Дети: Не шуметь, не трогать картины руками, не толкаться и т. д.
Педагог: Перед вами сейчас несколько картин. Я хочу вам прочитать стихотворение, а вы попробуйте догадаться о какую картину мы с вами рассмотрим сегодня?
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
Публикация «Конспект художественно-образовательной деятельности по мотивам картины А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла она.
Автор: Е. Карганова
Педагог: Ребята, о чем это стихотворение?
Дети: о весне!
На пол падает осколок стекла. Педагог поднимает
Педагог: Ребята, посмотрите, что это? Нам необходимо прервать нашу экскурсию. Дело в том, что я знаю, откуда это стеклышко.
Зачитывает сказку
Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Больше всего любил Саврасов цветы, деревья, реки, леса - все то, что называют природой. Вот наступил однажды весенний месяц март. Все уже заждались солнышка и тепла, а их все нет и нет. И пошел художник Саврасов в лес, за город, посмотреть, где же весна задержалась. Идет по дороге, по сторонам поглядывает. Как же все некрасиво вокруг! Грязный мокрый снег под ногами хлюпает, земля в проталинах черная, безжизненная. Небо серое, неприветливое, вот-вот пойдет сыпать снегом или дождем. Деревья стоят голые, все какие-то кривые, будто от ветра скрючились. Оглянулся вокруг себя Саврасов. Тоска! Нет, не стоит даже начинать. Хватит того, что и из окна на все это нагляделся. Надоело уж. Стоит художник, задумался.
Очнулся он от громкого птичьего крика. Поднял голову, улыбнулся. А-а-а, да это грачи прилетели. Вон как галдят, делят что-то. Всегда важные, черные, а сейчас сбились в кучу под березками, растрепанные, как воробьи. Да что же это у них там случилось?
Решил Саврасов подобраться поближе. Вдруг крик грачиный стал еще громче, все крыльями замахали, и тут из кучи малы, вырвался самый большой и, видно, самый старый грач. Летит он, а в клюве у него, что-то сверкает, переливается, будто бриллиант драгоценный. А за ним вдогонку двое молодых грачей кинулись, напали на него, и уж совсем ничего не видно стало, словно в воздухе большой черной тряпкой машут, а из нее пух да перья сыплются.
Вдруг художник видит: прямо на него сверху летит что-то, в воздухе сверкает. Еле успел руку протянуть - и вот лежит у него на ладони какое-то толстое тяжелое стеклышко. Лежит и тихо светится, то желтый лучик из него сверкнет, то голубой. И сразу, будто теплее стало. Хотел он поднести стеклышко к глазам, да тут все три грача на него набросились. И будто понимают что-то, стараются стеклышко у него из руки выбить, в глаза крыльями бьют. Рассердился Саврасов, взял в руки большую палку, да как закричит:
- А ну, прочь, разбойники! Вот я перья-то вам повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести следует!
Смотрит, отстали грачи, сели рядом на ветке, будто совет держат. Посидели-посидели, «покаркали» что-то между собой. И вдруг самый старый повернулся к Саврасову да и. заговорил человеческим голосом:
- Мил-человек, отдай нам наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить.
Саврасов головой потряс, глаза кулаками протер. Что же это за диво такое, сон ему снится, что ли?
А грач головой кивнул и опять заговорил:
- Я главный в стае, самый старый грач. Мы каждый год улетаем на зиму далеко-далеко. А весной мы возвращаемся домой, на родину. Но Россия вон какая большая страна! Без нашего стеклышка мы обязательно заплутаемся.
- А чем же оно может вам помочь? - спросил Саврасов.
- Да ведь оно волшебное, - сказал грач. – Посмотри-ка в него.
Поднес Саврасов стеклышко к глазам, глянул в него, да так и сел на мокрый снег. Батюшки святы! Что же это случилось? На сердце у него сразу стало тепло-тепло. Вроде уже и ветер утих, и ноги сразу согрелись. А главное, все вокруг совершенно изменилось, а что - он и понять не может. Как будто и деревья те же, и земля, и небо. Но все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести! Голубоватый воздух словно тихо светится. Березки стоят тоненькие, юные, купают ноги в весенних лужицах.
И церквушка среди ветвей показалась вдруг художнику такой милой, словно лицо старого родного человека, которого любишь с детства.
И понял Саврасов, что нет для него на всем свете ничего роднее и лучше. Словно кто шепнул ему на ухо, что если сумеет он так написать свою картину, то это поймут и другие. Ему не нужны для нее яркие блестящие краски. Главное, чтобы дохнуло от нее теплом.
- Ну, понял теперь, как мы находим родину? - спросил грач. - Ты человек, и так свой дом найдешь. Верни нам наше стеклышко, а мы тебя отблагодарим.
Сжал Саврасов стеклышко в кулаке, к груди его крепко прижал.
- Простите меня, птицы весенние! Знаю я теперь, на что нужно вам чудесное стеклышко. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам свою родину сумею как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.
Подумал немного старый грач, и ответил:
- У нас, грачей, правило такое: кто стеклышко хранит, тот и вожак. Я совсем стар уже, а молодые решили его у меня отнять. Не хотел я отдавать, вот и оказалось оно у тебя. Ладно, художник. Храни его до осени, когда нам пора будет на зиму в дальнюю даль отправляться. А уж осенью отдашь его обратно. Я сам тогда передам его самому сильному из молодых. Ты уж, мил человек, не подведи нас, а то совсем пропадем мы в чужих-то краях.
И другие грачи на ветвях головами кивают, соглашаются. Обрадовался Саврасов.
- Спасибо тебе грач, что не пришлось мне стеклышко ваше волшебное силком отнимать. А вернуть-то я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Я уж точно знаю, что это будет самая лучшая моя картина. И назову-ка я ее…
- «Грачи прилетели»!
- Спасибо за уважение, художник, - важно ответил ему старый грач. - Мы ведь и правда, на крыльях Весну приносим. Сейчас она пошла своего дедушку Мороза навестить, но вот-вот вернуться уж должна. Совсем скоро тепло будет. Ну, до сентября! Уговор дороже денег. Встретимся на этом же месте.
Взмахнули крыльями грачи и улетели.
А Саврасов стоит и чувствует, как тепло по всему его телу разливается. Побежал он домой, поставил на мольберт холст, натянутый на рамку, взял кисти и краски и начал работать. Не сразу у него все получилось. Много раз еще приезжал он и на то место, и в другие деревни ездил, чтобы маленькие зарисовочки-этюды сделать.
Но написал он все-таки картину, каких не было раньше в России. Посмотрит на нее любой человек - и его словно солнышко лучом согрело. Вроде и нет ничего особенного - а все свое, милое сердцу. Одним словом - Родина!
И сначала стеклышко Саврасову ох, как помогало! А потом глядит он - что с ним, что без него - все теперь одинаково. Нашел художник свою родину, и не нужно ему больше стало никакое волшебство. Вот так-то!
А как наступил сентябрь; да стали деревья золотыми, отдал Саврасов стеклышко старому грачу, пожелал весенним птицам счастливого пути и счастливого возвращения домой, на родину.
Педагог: Ребята, как вы думаете, а здесь мы можем увидеть эту картину?
Дети показывают картину.
Педагог: Эту картину написал Алексей Кондратьевич Саврасов. Называется она «Грачи прилетели». Сегодня мы с вами познакомимся с ней поближе. В каком жанре она написана?
Дети: Пейзаж.
Педагог: Какое время года изображено на картине?
Дети: Весна.
Педагог: Какой именно период весны?
Дети: Ранняя.
Педагог: Как вы об этом догадались?
Дети: Не до конца растаял снег, еще нет листьев на деревьях!
Педагог: Как вы думаете, где побывал художник, чтобы написать эту картину?
Дети: В лесу, на поле, в деревне.
Педагог: И что интересного увидел художник и изобразил на своей картине?
Дети: Грачи на деревьях, тает снег, нарисованы дома, стоит вдалеке колокольня.
Педагог: Какие деревья выбрали грачи?
Дети: Березы
Педагог: Грачи выбрали старю, корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда тут надежно закреплены. А когда распустятся листья, гнезда будет не видно среди листвы.
Педагог: На березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Расскажите о грачах? Что они делают?
Дети: ремонтируют гнезда, выводят птенцов.
Педагог: Грачи радостные, шумливые. Ремонтируют гнезда. Внизу у корней
березы грач нашел веточку и несет ее в клюве. Они счастливы, что вернулись домой. Представьте себе их крик. (дети закрывают глаза, звучит фонограмма карканья грачей). Они громко кричат, делятся впечатлениями о далеком путешествии на свою любимую Родину. Рассказывают друг другу о том, как обустроят свои гнезда, как будут растить своих птенцов, будут учить их летать.
Ребята, посмотрите на картину и скажите, чего на картине больше, неба или земли?
Дети: Неба
Педагог: Какие тона преобладают: теплые или холодные? Назовите какие?
Дети: Есть и холодные и теплые (серые, голубые, синие, желтые, коричневые)
Педагог: О чем это нам говорит? Почему художник использовал именно такую палитру в написании картины?
Дети: Потому что еще холодно. Но с наступлением весны становится теплее.
Педагог: Правильно. Вы видите на этой картине солнце? Где оно?
Дети: За облаками
Педагог: Солнышко скрылось за облаками, оно еще не яркое, ленивое. Оно чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Оно то выглянет, то спрячется.
Рефлексия.
Педагог: Мы посетили с вами картинную галерею и рассмотрели картину великого русского художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Но в каждом музее, выставочном зале или галерее есть «Книга отзывов». Там люди записывают свои впечатления об увиденном и то, что им больше всего запомнилось. Вы сейчас мне будете говорить ваши отзывы, а я буду их записывать.
Как называется картина?
Кто автор?
Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Педагог: А сейчас я вам предлагаю, ребята пройти в группу и создать свой собственный шедевр. Какой вы видите раннюю весну? Что бы вы изобразили на холсте?
ОД продолжается в группе.