Получи документы

Конспект художественно-образовательной деятельности по мотивам картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Ольга Бородина
Конспект художественно-образовательной деятельности по мотивам картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель: развитие способностей восприятия произведений изобразительного искусства.

Ход:

Дети входят в помещение картинной галереи.

Педагог: Ребята, мы с вами находимся в художественной галерее. Давайте для начала вспомним правила поведения в галерее.

Дети: Не шуметь, не трогать картины руками, не толкаться и т. д.

Педагог: Перед вами сейчас несколько картин. Я хочу вам прочитать стихотворение, а вы попробуйте догадаться о какую картину мы с вами рассмотрим сегодня?

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

Публикация «Конспект художественно-образовательной деятельности по мотивам картины А, Саврасова „Грачи прилетели“» размещена в разделах

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла она.

Автор: Е. Карганова

Педагог: Ребята, о чем это стихотворение?

Дети: о весне!

На пол падает осколок стекла. Педагог поднимает

Педагог: Ребята, посмотрите, что это? Нам необходимо прервать нашу экскурсию. Дело в том, что я знаю, откуда это стеклышко.

Зачитывает сказку

Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Больше всего любил Саврасов цветы, деревья, реки, леса - все то, что называют природой. Вот наступил однажды весенний месяц март. Все уже заждались солнышка и тепла, а их все нет и нет. И пошел художник Саврасов в лес, за город, посмотреть, где же весна задержалась. Идет по дороге, по сторонам поглядывает. Как же все некрасиво вокруг! Грязный мокрый снег под ногами хлюпает, земля в проталинах черная, безжизненная. Небо серое, неприветливое, вот-вот пойдет сыпать снегом или дождем. Деревья стоят голые, все какие-то кривые, будто от ветра скрючились. Оглянулся вокруг себя Саврасов. Тоска! Нет, не стоит даже начинать. Хватит того, что и из окна на все это нагляделся. Надоело уж. Стоит художник, задумался.

Очнулся он от громкого птичьего крика. Поднял голову, улыбнулся. А-а-а, да это грачи прилетели. Вон как галдят, делят что-то. Всегда важные, черные, а сейчас сбились в кучу под березками, растрепанные, как воробьи. Да что же это у них там случилось?

Решил Саврасов подобраться поближе. Вдруг крик грачиный стал еще громче, все крыльями замахали, и тут из кучи малы, вырвался самый большой и, видно, самый старый грач. Летит он, а в клюве у него, что-то сверкает, переливается, будто бриллиант драгоценный. А за ним вдогонку двое молодых грачей кинулись, напали на него, и уж совсем ничего не видно стало, словно в воздухе большой черной тряпкой машут, а из нее пух да перья сыплются.

Вдруг художник видит: прямо на него сверху летит что-то, в воздухе сверкает. Еле успел руку протянуть - и вот лежит у него на ладони какое-то толстое тяжелое стеклышко. Лежит и тихо светится, то желтый лучик из него сверкнет, то голубой. И сразу, будто теплее стало. Хотел он поднести стеклышко к глазам, да тут все три грача на него набросились. И будто понимают что-то, стараются стеклышко у него из руки выбить, в глаза крыльями бьют. Рассердился Саврасов, взял в руки большую палку, да как закричит:

- А ну, прочь, разбойники! Вот я перья-то вам повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести следует!

Смотрит, отстали грачи, сели рядом на ветке, будто совет держат. Посидели-посидели, «покаркали» что-то между собой. И вдруг самый старый повернулся к Саврасову да и. заговорил человеческим голосом:

- Мил-человек, отдай нам наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить.

Саврасов головой потряс, глаза кулаками протер. Что же это за диво такое, сон ему снится, что ли?

А грач головой кивнул и опять заговорил:

- Я главный в стае, самый старый грач. Мы каждый год улетаем на зиму далеко-далеко. А весной мы возвращаемся домой, на родину. Но Россия вон какая большая страна! Без нашего стеклышка мы обязательно заплутаемся.

- А чем же оно может вам помочь? - спросил Саврасов.

- Да ведь оно волшебное, - сказал грач. – Посмотри-ка в него.

Поднес Саврасов стеклышко к глазам, глянул в него, да так и сел на мокрый снег. Батюшки святы! Что же это случилось? На сердце у него сразу стало тепло-тепло. Вроде уже и ветер утих, и ноги сразу согрелись. А главное, все вокруг совершенно изменилось, а что - он и понять не может. Как будто и деревья те же, и земля, и небо. Но все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести! Голубоватый воздух словно тихо светится. Березки стоят тоненькие, юные, купают ноги в весенних лужицах.

И церквушка среди ветвей показалась вдруг художнику такой милой, словно лицо старого родного человека, которого любишь с детства.

И понял Саврасов, что нет для него на всем свете ничего роднее и лучше. Словно кто шепнул ему на ухо, что если сумеет он так написать свою картину, то это поймут и другие. Ему не нужны для нее яркие блестящие краски. Главное, что­бы дохнуло от нее теплом.

- Ну, понял теперь, как мы находим родину? - спросил грач. - Ты человек, и так свой дом найдешь. Верни нам наше стеклышко, а мы тебя отблагодарим.

Сжал Саврасов стеклышко в кулаке, к груди его крепко прижал.

- Простите меня, птицы весенние! Знаю я теперь, на что нужно вам чудесное стеклышко. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам свою родину сумею как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.

Подумал немного старый грач, и ответил:

- У нас, грачей, правило такое: кто стеклышко хранит, тот и вожак. Я совсем стар уже, а молодые решили его у меня отнять. Не хотел я отдавать, вот и оказалось оно у тебя. Ладно, художник. Храни его до осени, когда нам пора будет на зиму в дальнюю даль отправляться. А уж осенью отдашь его обратно. Я сам тогда передам его самому сильному из молодых. Ты уж, мил человек, не подведи нас, а то совсем пропадем мы в чужих-то краях.

И другие грачи на ветвях головами кивают, соглашаются. Обрадовался Саврасов.

- Спасибо тебе грач, что не пришлось мне стеклышко ваше волшебное силком отнимать. А вернуть-то я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Я уж точно знаю, что это будет самая лучшая моя картина. И назову-ка я ее…

- «Грачи прилетели»!

- Спасибо за уважение, художник, - важно ответил ему старый грач. - Мы ведь и правда, на крыльях Весну приносим. Сейчас она пошла своего дедушку Мороза навестить, но вот-вот вернуться уж должна. Совсем скоро тепло будет. Ну, до сентября! Уговор дороже денег. Встретимся на этом же месте.

Взмахнули крыльями грачи и улетели.

А Саврасов стоит и чувствует, как тепло по всему его телу разливается. Побежал он домой, поставил на мольберт холст, натянутый на рамку, взял кисти и краски и начал работать. Не сразу у него все получилось. Много раз еще приезжал он и на то место, и в другие деревни ездил, чтобы маленькие зарисовочки-этюды сделать.

Но написал он все-таки картину, каких не было раньше в России. Посмотрит на нее любой чело­век - и его словно солнышко лучом согрело. Вроде и нет ничего особенного - а все свое, милое сердцу. Одним словом - Родина!

И сначала стеклышко Саврасову ох, как помогало! А потом глядит он - что с ним, что без него - все теперь одинаково. Нашел художник свою родину, и не нужно ему больше стало никакое волшебство. Вот так-то!

А как наступил сентябрь; да стали деревья золотыми, отдал Саврасов стеклышко старому грачу, пожелал весенним птицам счастливого пути и счастливого возвращения домой, на родину.

Педагог: Ребята, как вы думаете, а здесь мы можем увидеть эту картину?

Дети показывают картину.

Педагог: Эту картину написал Алексей Кондратьевич Саврасов. Называется она «Грачи прилетели». Сегодня мы с вами познакомимся с ней поближе. В каком жанре она написана?

Дети: Пейзаж.

Педагог: Какое время года изображено на картине?

Дети: Весна.

Педагог: Какой именно период весны?

Дети: Ранняя.

Педагог: Как вы об этом догадались?

Дети: Не до конца растаял снег, еще нет листьев на деревьях!

Педагог: Как вы думаете, где побывал художник, чтобы написать эту картину?

Дети: В лесу, на поле, в деревне.

Педагог: И что интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Грачи на деревьях, тает снег, нарисованы дома, стоит вдалеке колокольня.

Педагог: Какие деревья выбрали грачи?

Дети: Березы

Педагог: Грачи выбрали старю, корявую березу. Она толстая, ветви упругие. Гнезда тут надежно закреплены. А когда распустятся листья, гнезда будет не видно среди листвы.

Педагог: На березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда. Расскажите о грачах? Что они делают?

Дети: ремонтируют гнезда, выводят птенцов.

Педагог: Грачи радостные, шумливые. Ремонтируют гнезда. Внизу у корней

березы грач нашел веточку и несет ее в клюве. Они счастливы, что вернулись домой. Представьте себе их крик. (дети закрывают глаза, звучит фонограмма карканья грачей). Они громко кричат, делятся впечатлениями о далеком путешествии на свою любимую Родину. Рассказывают друг другу о том, как обустроят свои гнезда, как будут растить своих птенцов, будут учить их летать.

Ребята, посмотрите на картину и скажите, чего на картине больше, неба или земли?

Дети: Неба

Педагог: Какие тона преобладают: теплые или холодные? Назовите какие?

Дети: Есть и холодные и теплые (серые, голубые, синие, желтые, коричневые)

Педагог: О чем это нам говорит? Почему художник использовал именно такую палитру в написании картины?

Дети: Потому что еще холодно. Но с наступлением весны становится теплее.

Педагог: Правильно. Вы видите на этой картине солнце? Где оно?

Дети: За облаками

Педагог: Солнышко скрылось за облаками, оно еще не яркое, ленивое. Оно чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Оно то выглянет, то спрячется.

Рефлексия.

Педагог: Мы посетили с вами картинную галерею и рассмотрели картину великого русского художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Но в каждом музее, выставочном зале или галерее есть «Книга отзывов». Там люди записывают свои впечатления об увиденном и то, что им больше всего запомнилось. Вы сейчас мне будете говорить ваши отзывы, а я буду их записывать.

Как называется картина?

Кто автор?

Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Педагог: А сейчас я вам предлагаю, ребята пройти в группу и создать свой собственный шедевр. Какой вы видите раннюю весну? Что бы вы изобразили на холсте?

ОД продолжается в группе.

Публикации по теме:

«Грачи прилетели», фотоотчёт продуктивной деятельности детей разновозрастной группы«Грачи прилетели», фотоотчёт продуктивной деятельности детей разновозрастной группы Весна полноправно вступила в свои права,бегут ручьи,тепло пригревает солнышко и конечно прилетели перелётные птицы. Одними из первых прилетели.

Мастер-класс «Коллективная работа «Грачи прилетели» с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности»Мастер-класс «Коллективная работа «Грачи прилетели» с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности» «Грачи прилетели» - коллективная работа с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности (мастер-класс) Цель: углубление.

Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Составление описательного рассказа Задачи: 1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать; 2. Учить составлять описательные.

Конспект занятия «Грачи прилетели — наступила весна»Конспект занятия «Грачи прилетели — наступила весна» С наступлением весны календарной, все ярче светит солнышко, все звонче слышны голоса птиц. Вот и мы с ребятами освежили свои знания про.

Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!» Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить.

Конспект НОД по оригами в средне-старшей группе «Грачи прилетели»Конспект НОД по оригами в средне-старшей группе «Грачи прилетели» Задачи: продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; освоить новую базовую форму «рыба»; совершенствовать.

Конспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПРКонспект ОД по развитию речи «Сюжетный рассказ по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Грачи прилетели»Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Грачи прилетели» Тема:«Грачи прилетели» Цель: Познакомить детей с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели», развивать у детей эмоциональный отклик на весенние.

Конспект организованной образовательной деятельности «Птицы прилетели — весну принесли» в подготовительной группеКонспект организованной образовательной деятельности «Птицы прилетели — весну принесли» в подготовительной группе Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Птицы прилетели - весну принесли» Задачи: Развивающие:.

Конспект познавательной прогулки «Грачи прилетели-весну принесли»Конспект познавательной прогулки «Грачи прилетели-весну принесли» Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект художественно-образовательной деятельности по мотивам картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 15:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД