Веселова Татьяна Викторовна
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста на тему «Моя семья»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Солнышко»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ре-бенком старшего дошкольного возраста
на тему «Моя семья»
Подготовила учитель-дефектолог: Веселова Т. В.
Селижарово 2024г
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие.
Публикация «Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста на тему „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: активизировать психические процессы (внимание, память, восприятие, логическое мышление); формировать у ребенка представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие «семья», из кого она состоит.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
- Закрепить знания ребенка о родственных связях.
- Закрепить знания ребенка о членах семьи, об их семейных обязанностях.
- Ввести в активный словарь ребенка обобщающее понятие «семья».
Коррекционно-развивающие :
-Развивать устную речь, зрительно-моторной координации, познавательных процессов.
- Развивать зрительную память, внимание.
- Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Продолжать учить отгадывать загадки.
- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- Развивать связную речь.
- Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.
- Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные :
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
- Воспитывать заинтересованность, любознательность, наблюдательность.
Демонстрационный наглядный материал: макет дерева, макет ромашки, тактильная книга «Моя семья.
Раздаточный материал: шарик су-джок, игра «Четвертый лишний»(овощи-фрукты, схема молотка, счетные палочки, игра «Собери бусы для мамы» из
геометрических фигур, лепестки ромашки.
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (загадки).
Наглядный: плоскостные куклы из фетра.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуй! Посмотри, что у меня в руках! Солнышко заглянуло к нам в гости. Оно волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет добрым и ласковым (педагог передает игрушку ребенку). Давай улыбнемся друг другу и солнышку и подари хорошее настроение.
Присаживайся.
Пальчиковая гимнастика Су-джок
-Смотри какой у меня есть шарик. (выполнять движение по показу педагога)
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладём,
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем,
Наши ручки развиваем.
-Что у него внутри? Какое колечко тебе больше нравиться? (поочередно прокатывать массажное колечко по пальцам от основания к кончику и обратно, начиная с большого на обеих руках по очереди).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний
Педагог: Как можно одним словом назвать всех, кого мы перечисляли?
Ребенок : Семья.
Педагог: Семья – кто это?
Ребенок : Это родные люди, которые живут рядом с тобой в одном доме.
Педагог: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Посчитай. Кто дети? Как зовут?
-Кто взрослые? Как зовут маму? Какая у тебя мама?
Как зовут папу? Какой у тебя папа?
Ответы ребенка.
3. Основная часть
Педагог (обращается к ребенку) : Слышишь, что-то шуршит? Кто это?
Появляется Незнайка (кукла). Незнайка услышал, что мы говорим о семье и поспешил к нам на занятие.
Педагог: Конечно же, Незнайка, оставайся с нами узнаешь много нового и интересного.
Педагог заранее прикрепил на доску дерево с листочками.
Педагог обращает внимание ребенка на макет дерева.
Педагог: Посмотри, какое дерево у нас выросло. Оно необычное и называется Древо Семьи. Листочки на нем волшебные, они расскажут нам, кто находится на этом дереве. А узнаем мы это только тогда, когда отгадаем загадки, которые не смог отгадать Незнайка. Итак, первая загадка.
Педагог:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…
Ребенок : Дед.
(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением дедушки. Ребенок выбирает плоскостную куклу (дедушку) из фетра)
Педагог: Скажи, а что любит делать дедушка?
Ребенок : Дедушка любит читать газеты, ремонтировать, ходить в гараж, ходить в баню.
Педагог: Правильно, дедушка любит мастерить, ремонтировать. И предлагает нам сделать из счетных палочек молоток.
Игра на мелкую моторику «Собери молоток из счетных палочек»
(Ребенку предлагается схема молотка и раздаются счетные палочки.)
Педагог: Молодец! Отличный получился подарок для дедушки.
Педагог зачитывает следующую загадку.
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? -
Это наша…
Ребенок : Бабушка.
(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением бабушки. Ребенок выбирает плоскостную куклу (бабушку) из фетра)
Педагог: Скажи, а что любит делать бабушка?
Ребенок : Бабушка любит готовить пироги, оладьи; вязать носки, шарфы; читать книги; рассказывать сказки; варить варенье, делать уборку.
Педагог: Бабушка предлагает нам поиграть в игры «Четвертый лишний», «Бабушкины пирожки» (д/и «Бабушкины пирожки» из пособия «Моя семья»)
Педагог: Молодец! С заданием бабушки справилась.
Педагог: Послушай следующую загадку.
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит,
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
Ребенок : Мама.
(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением матери. Ребенок выбирает плоскостную куклу (маму) из фетра)
Педагог: А что нравится делать маме?
Ребенок : Маме нравится наряжаться, готовить еду, гулять, ходить в магазин.
Педагог: У мамы порвались бусы, бусинки рассыпались. Давайте поможем маме собрать бусы.
Д/и «Собери бусы для мамы из геометрических фигур»
(Ребенку предлагается схема и геометрические фигуры.)
Педагог: Мама очень рада новым бусам!
Педагог: Внимательно слушай следующую загадку.
Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …
Ребенок : Папа.
(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением отца. Ребенок выбирает плоскостную куклу (папу) из фетра)
Педагог: Как вы думаете, чем нравится заниматься папе?
Ребенок : Папе нравится ремонтировать, чинить (водить) машину, смотреть телевизор, гулять, помогать маме.
Педагог: А сегодня папа предлагает поиграть в игру, которая называется «Радость и печаль». Родители самые родные на свете люди. Но дети часто огорчают своих родителей. Давайте выясним, какие поступки огорчают маму и папу, и постараемся их не совершать. Я буду называть поступки. Если ты считаешь, что этот поступок огорчит их, поднимай тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки…
Физминутка
-Отдохнём немного
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Папа, мамочка моя,
Старший братик мой и я (показывать пальчиком, как будто считает).
Руки шире разведу
И всех, всех я обниму!
- Кого ты обнимешь? (маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку).
Педагог: Как ты думаешь, кто находится на вершине Древа Семьи?
Ребенок : Девочка и мальчик / Дочь и сын/Дети
(Педагог отгибает листочек, появляется картинка с изображением дочери и сына. Ребенок выбирает плоскостные куклы (сына и дочки) из фетра)
Педагог: Для мамы и папы ты кто? Для бабушки и дедушки?
Ответ ребенка.
Педагог: Хорошо! Предлагаю тебе рассказать об обязанностях каждого члена семьи (используется задание «Семейные обязанности» из пособия тактильная книга «Моя семья»)
Ребенок выполняет задание : крутит круг, составляет предложения по картинкам.
Педагог: Скажи, пожалуйста, каким одним словом можно назвать всех, кто находится на нашем дереве?
Ребенок : Это семья.
Педагог: Что же такое семья?
Ребенок : Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, уха-живают друг за другом, помогают друг другу.
Педагог: Семья решила с тобой поиграть. Они будут меняться местами, а ты расставляй их на свои места.
Д/и «Расставь на свои места»
Педагог:Ты знаешь, что существует праздник, который так и называется – День семьи, любви и верности. У нас в стране его празднуют летом – 8 июля. У праздника очень нежный символ – цветок ромашка. Предлагаю собрать этот прекрасный цветок. Нужно взять лепесток, приставить его к серединке, сказав о семье добрые слова. У тебя семья какая?
Ребенок : Добрая, любимая, заботливая, прекрасная, веселая, радостная, удивительная, интересная, спортивная, музыкальная и т. д. Д/и «Красивые слова»
Педагог: У нас получился замечательный цветок, потому что мы сказали много добрых, хороших слов о семье. Желаю, чтобы в твоей семье всегда было светло и тепло. Незнайка принес шкатулку с подарочком. Педагог открывает шкатулку и достает сердечки.
-Подари сердечки всем тем, кого любишь, членам своей семьи.
3. Итог.
Педагог: Как интересно мы сегодня провели время! Чем мы сегодня с тобой занимались? Кто приходил к нам в гости? Что вам больше всего понравилось? Что было трудным? (Ответы ребенка)
Педагог: Как хорошо, когда у всех есть семья! Тогда все счастливы, потому что в семье любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали и заботились о них.
Спасибо! Молодец!