МААМ-картинки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]»

Коковина Наталья Анатольевна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]»

Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль)(й)».

Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях, текстах и различать звуки (ль)(й) в речи.

Задачи:

1) закрепить умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

2) развивать фонематический слух: упражнять в определении места звука в слове;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]“» размещена в разделах

3) автоматизировать звук (ль) в словах, чистоговорках, предложениях, текстах;

4) упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных; согласовании прилагательных и существительных в роде и числе;

5) учить составлять предложения по сюжетным картинкам; пересказывать небольшой рассказ с опорой на сюжетную картинку (рассказ «Алена и Поля» Н. В. Нищева «Будем говорить правильно»);

6) учить дифференцировать звуки (ль)(й) в словах;

7) упражнять в образовании множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах;

8) учить ориентировке в пространстве, отрабатывать предлоги «над, под, между»;

9) развивать зрительную память: учить запоминать 9 картинок;

Ход занятия.

I. Повторение артикуляции звука (ль) : губы в улыбке, язычок наверху за зубками, кончик языка смыкается с деснами, передняя часть спинки языка упирается в верхние бугорки (альвеолы, горлышко вибрирует.

II. Автоматизация поставленного звука изолированно в игре «Лена учится петь» - «ль-ль-ль» (можно то громче, то тише); в слогах: игра «Лена научилась петь» - «ля-ля-ля, ли-ли-ли, ле-ле-ле, лю-лю-лю. Можно предложить ребенку запомнить звуковой ряд и повторить, например, «ля-лю-ли-ле» (слоги можно менять местами).

III. Автоматизация звука (ль) в словах, предложениях, текстах.

1. Игра «Цветы».

Перед ребенком на столе разложены картинки с изображением цветов. Дети называют цветы: лилия, колокольчик, лютик, тюльпан, василек. Логопед просит определить место звука в словах «лютик, тюльпан, василек» (В слове «лютик» звук (ль) стоит в начале слова, в слове «тюльпан, василек» в середине). Логопед просит назвать садовые и полевые цветы. ( Садовые: лилия, тюльпан; полевые: колокольчик, лютик, василек).

2. Игра «Один – много».

Логопед предлагает поиграть : «Я назову один цветок, а ты много».

Л. - В саду один тюльпан.

Р. - В саду много тюльпанов.

Л. - В поле один колокольчик.

Р. – В поле много колокольчиков.

Л. – В саду одна лилия.

Р. – В саду много лилий.

Л. – В поле один лютик.

Р. – В поле много лютиков.

Л. – В поле один василек.

Р. – В поле много васильков.

3. Игра «Чья ветка, чей лист, чье полено?».

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением деревьев (клен, тополь, липа, ель) и предлагает представить прогулку по парку. Ребенок рассматривает дерево и говорит:

«У тополя – тополиная ветка, тополиный лист, тополиное полено;

У клена – кленовая ветка, кленовый лист, кленовое полено;

У липы – липовый лист, липовая ветка, липовое полено».

Игра «Посадим аллеи и назовем их».

Аллея из тополей – тополиная аллея. Аллея из кленов – кленовая аллея.

Аллея из лип – липовая аллея.

Аллея из пальм – пальмовая аллея.

4. Спряжение в настоящем времени: «Гулять с бульдогом в кленовой аллее».

(Я гуляю, ты гуляешь, он (она, мы, вы, они).

5. Заучивание чистоговорки:

«Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель мы объехали

И домой поехали».

Можно варьировать: «до тополя доехали, до клена, до липы… и т. д.

6. Игра «Какой предмет?».

Туфли для балета – балетные туфли; платье для бала – бальное платье; избушка изо льда – ледяная избушка; клюв лебедя – лебединый клюв; ветка с колючками – колючая ветка; компот из малины – малиновый компот; поляна в лесу – лесная поляна; чашка из глины – глиняная чашка; сок из сливы – сливовый сок; юбка в клетку – клетчатая юбка; ткань из льна – льняная ткань и т. д.

7. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Например: «Коля наливает в лейку воду. Лиля и Павлик гуляют по аллее. Валя и Толя покупают лимоны. Олени гуляют на лесной поляне. Павлик лепит танк, а Юля лепит утку».

8. Пересказ рассказа «Алена и Поля».

Алена и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они гуляли у поликлиники на поляне и плели венки из лютиков. После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и лимоны. (Н. В. Нищева. «Будем говорить правильно».)

IV. Дифференциация звуков (ль)(й) в речи.

1. Игра «Что подарим Лене, а что Яне?».

Например: Лене – лев, малина, лимон, телефон, улитка, а Яне – юбка, ежик, йогурт, йод, ящерица.

2. Игра «Что где лежит?»

Логопед раскладывает 9 картинок (лев, улитка, лимон, ежик, юбка, малина, телефон, йогурт, ящерица) в три ряда. Просит ребенка посмотреть на картинки и сказать, что находится в левом верхнем углу, в правом нижнем, в левом нижнем, в правом верхнем и в центре.

Затем можно попросить ребенка назвать картинки в первом, во втором и в третьем ряду. Затем отрабатываются предлоги «под, над, между».

Например: «Какая картинка находится над лимоном, а какая под ним. Что находится между малиной и львом?» и т. д.

Затем предлагает запомнить картинки, закрыть глаза и после того, как логопед перевернет их изображением вниз, открыть глаза и вспомнить все картинки.

3. Игра «Чей предмет?».

Копыта оленя – оленьи копыта; мех лисы – лисий мех; дупло белки – беличье дупло; улей пчел – пчелиный улей; хвост акулы – акулий хвост; хвост павлина – павлиний хвост; ласты тюленя – тюленьи ласты;

4. Игра «Один – много».

Кол – колья – много кольев; стул – стулья – много стульев; лист – листья – много листьев; улей – ульи – много ульев; крыло – крылья – много крыльев и т. д.

5. Игра «Вставь нужное словечко».

Лед – йод.

В аптеке продают …йод.

Зимой на реке…лед.

Ямка – лямка.

В земле маленькая…ямка.

У юбки оторвалась…лямка.

Любочка – юбочка.

Девочку зовут …Любочка.

У нее новая…юбочка.

Люк – юг.

Там, где всегда тепло – это…юг.

В земле есть глубокий…люк.

Моль – мой.

Маленькая бабочка – это… моль.

Этот мячик…мой.

Список используемой литературы при составлении занятия :

1. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2002 г.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей. Изд. -во ГНОМ. 2006 г.

3. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Изд. -во «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2010 г.

4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : речевые игры на автоматизацию звуков. Москва. ТЦ Сфера. 2016 г.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [с] в словах, словосочетаниях. Цель: Автоматизировать звук[с].

«Автоматизация звука [Л]». Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Л]» Цели: Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки правильного произношения звука [Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах и словах» Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах. Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л]» Ход занятия: I. Организационный момент. – Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть.

Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука [Ш] по сказке «Теремок» Цель: закрепление и автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в умении правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах. Цель: закрепление навыка правильного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: автоматизация звука [л] Задачи: Образовательные: • Закреплять правильное произношение звука в слогах, словах, и во фразовой речи;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]» Цель: - коррекция произношения звука р. Задачи: - изолированное произношение звука р; - автоматизация звука р в слогах, словах, в чистоговорках;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в предложениях» Цели: 1. Развитие мелкой моторики; 2. Развитие просодической компонентов речи; 3. Развитие артикуляционной моторики; 4. Автоматизация звука.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]»План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: - закрепление правильного произношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]»
Опубликовано: 24 января 2019 в 11:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД