Получи документы

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)»

Елена Ладыгина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)»

Тема:

Звук [ч].

Цель:

автоматизировать звук [ч] в словах (звук в середине слова).

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произношении звука [ч] в середине слов;

- совершенствовать навык словообразования;

- активизировать словарный запас по теме: «Животные и их детёныши».

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы;

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)“» размещена в разделах

- совершенствовать пространственные ориентировки.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;

- воспитывать усидчивость.

Тип занятия:

закрепление.

Этап работы:

автоматизация звука.

Организационная форма проведения:

индивидуальная.

Возраст ребёнка:

6 лет.

Оборудование:

индивидуальное зеркало, картинки на тему: «Животные и их детёныши» (заяц – зайчонок, кролик – крольчонок, волк – волчонок, белка – бельчонок, собачка Жучка (игрушка, мячик, цветок одуванчик (макет или искусственный цветок).

Лингвистический материал:

слова, в том числе насыщенные звуком [ч], на тему: «Животные и их детёныши» (заяц – зайчонок – зайчата, кролик – крольчонок – крольчата, волк – волчонок – волчата, белка – бельчонок – бельчата; лиса – лисёнок – лисята, медведь – медвежонок – медвежата; овечка, уточка, курочка, собачка, кошечка, лисичка, белочка).

План проведения занятия:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

2) Пальчиковая гимнастика «Пчёлки».

3) Дыхательная гимнастика «Одуванчик».

4) Игра «Назови детёныша».

3. Динамическая пауза «Чики-чики-чикалочки».

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

1) Игра «Назови ласково».

2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]».

5. Итог занятия.

6. Использованная литература.

Ход проведения занятия:

1. Организационный момент.

В кабинете учителя-логопеда находится собачка Жучка.

Учитель-логопед:

- Посмотри, кто пришёл к нам в гости. Это собачка Жучка. Научим её упражнениям, которые мы с тобой умеем выполнять.

Объявление темы занятия.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед:

- Покажем собачке Жучке, как нужно выполнять артикуляционную гимнастику.

Повтор отработанных ранее артикуляционных упражнений «Улыбка», «Хоботок», «Вкусное варенье», «Грибок», «Чашечка» перед зеркалом.

2) Пальчиковая гимнастика «Пчёлки» (развитие мелкой моторики).

Учитель-логопед:

- Научим собачку Жучку выполнять пальчиковую гимнастику.

Выполнение пальчиковой гимнастики «Пчёлки».

(Левая рука стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На правой руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

(Заглядываем в "улей".)

Надо в дом постучать,

(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руки, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз, два, три, четыре, пять!

3) Дыхательная гимнастика «Одуванчик» (на развитие речевого дыхания).

Учитель-логопед:

- Научим собачку Жучку выполнять дыхательную гимнастику.

Взять в правую руку цветок. Держать его на уровне своего носа – рта. Вдохнуть аромат цветка носом и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом, как бы сдувая пушинки с одуванчика. Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

4) Игра «Назови детёныша» (на совершенствование навыка словообразования).

Учитель-логопед:

- Собачка Жучка принесла тебе картинки и мячик. Рассмотрим картинки. (Учитель-логопед выкладывает сначала картинки с изображением взрослых животных: заяц, кролик, волк, белка.) Перед тем, как увидеть другие картинки, мы поиграем в игру «Назови детёныша». Я тебе бросаю мяч и называю животное. Ты бросаешь мне мяч и называешь детёныша этого животного.

Заяц – зайчонок

Кролик – крольчонок

Волк – волчонок

Белка – бельчонок

- Молодец! Справился с этим заданием.

- А теперь посмотрим картинки с изображением детёнышей животных. Соедини картинки так, чтобы вместе оказались одинаковые животные: взрослое животное и его детёныш.

- Молодец! Ты правильно соединил картинки.

3. Динамическая пауза «Чики-чики-чикалочки».

Учитель-логопед:

- Собачка Жучка устала сидеть. Подвигаемся немного.

Учитель-логопед выполняет движения и произносит слова, ребёнок повторяет за педагогом и движения, и слова:

Чики-чики-чикалочки –

(Ноги вместе, подскоки.)

Едет гусь на палочке,

(Одна нога вперёд, подскоки.)

Уточка – на дудочке,

(Шагать «утиным шагом».)

Петушок – на будочке,

(Передвигаться, семеня ногами.)

Зайчик – на тачке,

(Прыжки, руки перед грудью.)

Мальчик – на собачке.

(Бег на месте.)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

1) Игра «Назови ласково» (на совершенствование навыка словообразования).

Учитель-логопед:

- Научим собачку Жучку играть в игру «Назови ласково». Я бросаю тебе мяч и называю животное. Ты бросаешь мне мяч и называешь это животное ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Начинаем игру.

Овца – овечка

Утка – уточка

Курица – курочка

Собака – собачка

Кошка – кошечка

Лиса – лисичка

Белка – белочка

- Молодец! Ты справился с этим заданием.

2) Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]» (на совершенствование фонематических процессов).

Учитель-логопед:

- Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [ч]». Я буду произносить слова – наименования животных, а ты слушай внимательно. Если услышишь в слове звук [ч], хлопай в ладоши.

Заяц – зайчонок – зайчата

Медведь – медвежонок – медвежата

Кролик – крольчонок – крольчата

Волк – волчонок – волчата

Лиса – лисёнок – лисята

Белка – бельчонок – бельчата

- Молодец. Ты справился с заданием.

5. Итог занятия.

Учитель-логопед:

- Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ч])

- Собачке Жучке пора возвращаться домой. Попрощайся с ней.

Использованная литература:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. В помощь логопедам и родителям. СПб., 2007.

2. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. – М. : Эксмо, 2013.

3. Исханова С. В. Игротерапия в логопедии: артикуляционные превращения. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Кирий Анна. Логопедические игры для малышей. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.

6. Лапп Е. А. Коррекция звуков [Щ] и [Ч]: индивидуальные занятия с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.

Публикации по теме:

Фонематические игры на логопедических занятияхФонематические игры на логопедических занятиях 1. Цель: учить детей различать звуки на слух, соотносить с картинкой, делить на две группы. 2. Цель: учить определять место звука в.

Конспект занятия по автоматизации звука [З’] Звук «Зь»: ставится по подражанию после закрепления твёрдого звука «З» 1. Звук «Зь» - длительное и многократное произнесение. 2. Автоматизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ч] в словах (звук в середине слова)»
Опубликовано: 9 апреля 2015 в 17:23
+135Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД