Елена Владимировна Шестак
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] с использованием лэпбука
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р».
Задачи
Коррекционно-образовательные
-Закреплять понятия о звуке «р», механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы.
- Продолжать учить определять наличие и место звука «р» в слове.
- Закреплять знания о зимующих птицах.
- Способствовать обогащению словарного запаса, закреплять умение составлять сложные слова.
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [р] с использованием лэпбука» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- общую и мелкую моторику;
- артикуляционную моторику;
- речевое дыхание;
- фонематический слух и восприятие;
-зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение.
-Закреплять навык правильного произношения звука «р» изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитательные
* Воспитывать:
-желание говорить правильно и красиво;
- гуманное, заботливое отношение к зимующим птицам.
-усидчивость;
-активность и внимательность на занятии.
Словарь: красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах; беседа о зимующих птицах.
Оборудование: лэпбук, магнитофон.
Ход занятия.
Страница «1.
1. Организационный момент.
Логопед : Мудрая Сова подарила мне книгу. (Показывает лэпбук). Эта книга необыкновенная. Она помогает научиться произносить «трудные звуки». Хочешь, посмотрим её? Но сначала догадайся, о каком звуке сегодня нам расскажет книга. Это любимый звук тигра.
Ребенок: Это звук «рррр»!
Логопед : Правильно. А теперь для того, чтобы книга открылась тебе надо подуть на волшебную снежинку.
1. Дыхательное упражнение «Снежинка».
Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу. Длительно произнося звук, похожий на ф, дуть на снежинку, которую ребенок держит за короткую ниточку.
Методические указания: 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы ребенок произносил звук «ф»,а не «х».
Страница №2
1. Артикуляционная гимнастика,
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки : «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «погладить» небо вперед – назад (как кисточкой).
«Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
«Грибок»
Открыть рот, улыбнуться, присосать язык к небу и удержать под счет от 1 до 10, затем щелкнуть (сорвать грибок). Повторить упражнение неоднократно.
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 5 – 10 раз, губы улыбаются.
«Дятел – барабанщик»
Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
2. Правильная артикуляция звука «Р» :
- губы открыты;
- зубы разомкнуты;
- кончик языка поднят к небу (альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол;
- воздушная струя сильная;
- звук «Р» произносится с голосом – звонкий.
3. «Звуковая дорожка».
Логопед : Чтобы отчетливо услышать звук «р», мы порычим как тигр (логопед дает картинку с изображением тигра и дорожки, ребенок ведет пальцем и рычит).
4. Характеристика звука.
- Какой это звук : гласный или согласный?
- Согласный (язычок создаёт преграду воздуху).
- Звонкий или глухой?
- Звонкий.
- Твёрдый или мягкий?
- Твёрдый.
- Каким квадратиком мы его обозначим?
- Квадратиком синего цвета.
- Правильно, звук [р] согласный, звонкий, твёрдый.
5. «Слоговая дорожка».
Страница №3.
1. Су-джок.
(Ребенок катает су-джок по ладошке).
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу — правой
Я его катаю, браво.
Проговаривание слогов : кра, кро, кру, крэ,кры, акр, окр, укр, экр, ыкр.
(Называя слог, ребенок надевает колечко поочередно на пальцы).
2. Повторялки.
Логопед : Повтори за мной слова, четко проговаривай звук «р».
3. Игра «Чего не стало?» (с картинками).
Логопед : Внимательно посмотрите на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза (убираю одну картинку). Какой картинки не стало?
Ребенок называет картинку, четко произнося звук «р».
4. Игра «Поймай звук»,
«Хлопни в ладошки». Слышать заданный звук среди других в звуковом ряду. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать произносимые звуки и хлопнуть в ладошки только на определенный звук (например, на звук «р») : п, м, р, с,д,р,к,г,ф,р.
«Поймай слог». Слышать слог в ряду других слогов или слоговых сочетаний. Топнуть ногой, если в названных слогах будет услышан заданный слог,
5. Игра «Веселая рыбалка»
Материал:
Картинки с изображением рыбок (к рыбкам с помощью степлера прикрепить скобы, удочка с магнитиком, 2 ведерка, предметные картинки на звук «р» и другие звуки.
Правила игры:
Ребенок с помощью удочки «ловит» рыбок, на обратной стороне которых приклеены картинки. Как только рыбка поймана, ребенок переворачивает картинку и называет, что на ней изображено, определяет какой звук, Затем кладет рыбку со звуком «р»в красное ведро, если нет в названии картинки звука «р», то в желтое.
6.«Паровозик» («Найди место звука в слове»).
Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание.
Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.
Ход игры: На крыше вагончика находится схема из трех квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук находится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т. д.
7. Динамическая пауза под песню «Робот Бронислав».
Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка.
Страница №4
Лексическая тема «Зимующие птицы».
1. Упражнение «Рассмотри и назови».
Рассмотри картинку и ответь на вопросы.
-Кто на ветке дерева? - Воробьи.
-Кто под кормушкой?
-Кто на стволе дерева?
-Кто на кормушке?
-Кто летит к кормушке?
-Кто рядом с деревом?
2. Упражнение «Скажи наоборот». Закончи предложение
-Воробей маленький, а ворона…
-У синицы хвост короткий, а у сороки…
-Голубь тяжелый, а воробей …
-У синицы клюв тонкий, а у вороны…
3.. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложение
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют длиннохвостая.
У синицы грудка желтая, поэтому её называют желтогрудая.
У вороны черные крылья, поэтому её называют чернокрылая
4. Отгадай загадку.
- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? …
(Ворона)
5. Пальчиковый театр. «Ворона».
Кра! -
Кричит ворона. -
Кража!
Караул!
Грабеж!
Пропажа!
Вор прокрался
Утром рано!
Грош украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую
Коробку!
- Стой, ворона
Hе кричи.
Hе кричи ты,
Помолчи.
Жить не можешь
Без обмана -
У тебя ведь
Hет кармана.
- Как! -
Подпрыгнула ворона,
И моргнула
Удивленно:
- Что ж вы раньше
Hе сказали!
Кар-р-раул!
Кар-р-ман!
Укр-р-рали!
В. Орлов.
Страница №5
Сделай из мягкой проволоки букву»Р».
Художественное слово.
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Итог занятия.