Светлана Коваленко
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук [С]» (подготовительный этап)
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: „Звук [С]“ (подготовительный этап)» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает рассказ взрослого, пытается сочинять сам.
Сказка как сокровищница русского народа находит применение в коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
При использовании сказки в системе логопедических занятий преследуют такие цели.
Совершенствование лексико-грамматических средств языка и звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности).
Развитие связной речи.
Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.
Воспитание любви ко всем людям и природе.
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки - это мир, в котором он живёт. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он населяет удивительными маленькими и большими существами; самые обыденные предметы в его сознании живут своей собственной насыщенной и интересной жизнью.
В своей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевое нарушения со сказкой,мы встречаемся на первых этапах по постановке звуков. Мы используем сказки Веселого Язычка, где главным героем является сам язычок. С помощью Веселого Язычка ребята знакомятся с речевым аппаратом, где ротиком является домик в котором он живет, в домике есть дверь и крылечко, потолок и стенки. Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Например упражнение «Вкусное варенье» ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье. клубничное, малиновое, яблочное? Вот так и заодно и активизируется словарь у ребенка. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зуб.
В артикуляционные сказки так же желательно вводить элементы мелкой и общей моторики. Вот на заборе (упр. "Заборчик") сидит кошка и сердится: пшшш, выпускает коготки (полукруглые ладони в напряжении) - и на солнышке успокаивается: мяу (ладошки расслабляются). Так в процессе коррекционной работы преображается сказка - преображаются и дети.
Артикуляционные сказки можно разнообразить, вводить новые сюжеты и элементы, чтобы у детей не пропадал интерес.
На подгрупповых занятиях при планировании лексических тем я тоже включаю метод сказко терапии, где основными целями разработанного цикла занятий являются формирование лексико –грамматических средств языка, развитие связной речи и коррекция звукопроизношения. Признакомстве с лексическими темами «Осень», «Зима», «Весна, Лето» я знакомлю детей с методом цветового игротренинга. В начале занятия детям сообщаю о том, что сегодня мы совершаем путешествие в «Желтую сказку», жители которого имеют соответствующий цвет (по аналогии выстраиваю работу по сказкам с другими цветами «Красная сказка», «Зеленая сказка», «Розовая сказка», «Белая сказка», т. д. Например, дети в игровой форме изменяют существительные по падежам (например, В «Красной сказке»; Р. п. – «У красной кружки нет красной ручки», Д. п. «Девочка дает корм красному петуху»; образуют множественное число существительных (например, в «Розовой сказке» : стул – розовые стулья, окно – розовые окна и т. д.). В «Зеленой сказке» дети согласовывают прилагательные с числительными (одна зеленая груша, две зеленые груши, пять зеленых груш, в «Желтой сказке» учатся, а затем и закрепляют умение пользоваться предлогами (например «Желтая бабочка залетела ПОД желтый стол, вылетела ИЗ _ПОД желтого стола).На индивидуальных занятиях я включаю навыки составления или пересказа небольших рассказов или сказок по сюжетным картинкам. В ходе занятия звуки автоматизируются : звук [Р ] - красный, розовый, серый, черный. Звук [С ] - красный, синий, серый, серебряный.
Также на подгрупповых логопедических занятиях я использую в работе сказки - диалоги, это небольшие диалоги, где включаются в разговор два сказочных героя лиса и еж. Например: Бежит ежик воль дорожек и скользит по льду. Говорит ему лисица: - «Дай,переведу». Отвечает серый ежик : «У меня две пары ножек сам,я перейду». В сказках - диалогах у детей развивается диалогическая речь, интонация, темп, выразительность.
В занятиях – игры сказки и сказки – инсценировки - легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т. д.) ; релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке);игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались)упражнения на развитие всех анализаторных систем. Именно использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивости внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно: ведь дети с различными речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый материал. важно отметить, что сказка максимально ориентирована на потребность ребенка в эмоциональном общении с логопедом, в ней дети одновременно и участники и зрители происходящего. Это могут быть сказки –инсценировки, дидактические игры, сказки –спектакли. При совместном творчестве с детьми может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия. При подготовке к занятию я продумываю различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с сюжетно – дидактической игры, побор сюжетных и пейзажных картин и т. д. Использование сказок в коррекционной работе с детьми среднего дошкольного возраста способствуют как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно – следственных отношений событий и отражению их в речи.