Папки-передвижки

Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»

Кира Ануфриева
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»

Комитет по образованию Администрации г. Подольска

МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

Конспект индивидуального занятия по теме :

"Автоматизация звука [л] "

Подготовила: учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №3 «Радуга»

Ануфриева Кира Владимировна

Подольск, 2015г.

Конспект индивидуального занятия

Тема: «Автоматизация звука [л]»

Публикация «Конспект индивидуального занятия по теме: „Автоматизация звука [л]“» размещена в разделах

Цель занятия : автоматизация звука [л] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

закрепить правильное произношение звука [л] в слогах, словах,

предложениях;

- уточнить характеристику звука [л] по акустическому и артикуляционному признакам;

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать фонематическое восприятие;

продолжить работу над развитием речевого дыхания (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания, силы и высоты голоса;

продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;

развивать мелкую и общую моторику;

закрепить навык звукового анализа слов со звуком [л];

закрепить навык правильного употребления простых и сложных предлогов.

Коррекционно-воспитательная задача:

воспитывать у ребенка аккуратность и навык самоконтроля за речью.

Здоровьесберегающие технологии:

развитие мелкой и общей моторики;

развитие дыхания и голоса (автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания);

развитие мимических мышц.

Оборудование: зеркало, картинка для звукоподражания; волчки (голубой и розовый, желтый пластмассовый цветок, игрушечные теплоход, мальчик и девочка; большой, вязанный, разноцветный, поролоновый кубик, с разноцветными кружками — от 1 до 6 — на каждой грани; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [л] : стол, лапа, иголка, осел, лопата, клубок; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», дидактическое пособие «Солнышко» (состоит из объемного солнышка, поролонового облака и лучиков-прищепок, дидактическое пособие «Рыболов» (состоит из аквариума, удочки и картинок, в названии которых есть звук [л] : лампа, пенал, палка, вилка, акула).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуй! Послушай внимательно слова. Назови в них общий звук.

Лана, волк, мел. (В этих словах общий звук [л]).

Молодец. Сегодня мы будем учиться красиво говорить звук [л].

Для этого сначала поиграем с языком, сделаем гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика (с опорой на картинки-символы)

На улице хорошая погода, «улыбнулись»

Играем на «Трубочке».

Чередование «Улыбки-Трубочки»

Пошли качаться на «Качелях» (поднимаем и опускаем кончик языка, касаясь то верхней, то нижней губы; то верхних, то нижних зубов; то верхних, то нижних альвеол.);

Покачались, сели на «Лошадку», скачем.

Прискакали к реке, увидели лодку с красивым «Парусом». Поднимаем язык за верхние зубы (ребенок удерживает язык в таком положении под счет от1 до 10 три раза).

С языком поиграли, теперь разминаем пальцы.

3. Пальчиковая гимнастика (на песню «Пассатижи» из м/ф «Фиксики»

(куплет про «Молоток.» и припев)

- Пальцы и язык сделали свои «зарядки» и готовы нам помогать.

4. Закрепление правильного произношения изолированного звука [л]

Посмотри на картинку.

- Загудел наш самолет,

Он отправился в полет.

Произнеси звук [л] столько раз, сколько кружков нарисовано под картинкой. Чтобы не ошибиться, нажимай на кружки пальчиком, как на кнопочки

(О О О)

5. Развитие дыхания и голоса.

Самолет летит близко, произнеси звук [л] громко. А если самолет летит далеко, как произнесем звук [л]? (Тихо). Произнеси.

6. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.

- Расскажи о звуке [л], похвали его.

Какой это звук? (Звук [л] - согласный, твердый, звонкий звук).

Почему звук [л] согласный? Когда мы произносим звук [л], воздух встречает преграду – язык, который упирается в верхние зубы.

Почему звук [л] звонкий? (Когда мы произносим звук [л], голос звенит (можно прижать ладонь к горлу.) Молодец.

Сверху, с самолета видим поле, снижаемся. Что это растет? (Это цветок). Какого цвета цветок? (Это желтый цветок). Вышли из самолета. Подул сильный ветер. Подуй на цветок сильно. Ветер усиливается. Подуй сильно 3 раза. (Перед ребенком на столе лежит пластмассовый желтый цветок, который от длительного выдоха крутится). Молодец.

7. Развитие мимических мышц.

- Ты смотри сейчас и слушай,

щеки словно шар воздушный. (Даша надувает щеки)

- А теперь все увидали -

Щеки худенькими стали.

Не понравилась ей каша,

Сильно брови хмурит Даша.

Молодец.

8. Развитие фонематического восприятия.

- У меня есть друг - Кубик. Он любит играть в слоги. (Перед ребенком большой вязанный разноцветный, поролоновый кубик, на каждой грани которого есть разноцветные кружки — от 1 до 6). Я назову слог, а ты брось кубик. Потом повтори слог столько раз, сколько попросит Кубик.

- Великан в пещере жил,

Произносим слоги — ИЛ.

- Бросай кубик. (Ксюша повторяет слог ИЛ столько раз, сколько указано на кубике)

Он огромный очень был.

Произносим слоги — ЫЛ.

Стал ему костюмчик мал,

Произносим слоги - АЛ.

Туча мимо проплыла.

Самолеты гудят — ЛА.

Внизу речка и село.

Самолеты гудят — ЛО.

Скачет лошадь по селу,

Самолеты гудят — ЛУ.

Все предметы так малы,

Произносим слоги — ЛЫ.

9. Автоматизация в слогах. Звуковой анализ слогов.

Послушай слог — АЛ. Сколько звуков ты услышала?

Я услышала два звука.

Назови первый звук.

Первый звук — [а].

Какой это звук?

Звук [а]- гласный звук, обозначу красным квадратом.

-Назови второй звук.

-Второй звук — [л].

- Какой это звук?

-Звук [л] - согласный, твердый, звонкий, обозначу его [л] синим квадратом с колокольчиком.

Послушай слог — ЛА (ребенок выкладывает схему этого слога из цветных фишек и объясняет, почему данные звуки обозначаются именно этими цветами).

10. Физминутка (Короткий отрывок - выполнение движений под куплет и припев из песни «Как солдаты на параде.» (зарядка)

11. Автоматизация звука в словах.

- Что это? (Это теплоход). На палубе теплохода стоят пассажиры: девочка и мальчик. В их именах есть звук [л]. Послушай и догадайся, как зовут мальчика? Артем, Рома, Слава. (Мальчика зовут Слава).

- Как зовут девочку? Рая, Мила, Маруся (Девочку зовут Мила).

- Ребята хотят с нами поиграть, пока теплоход не отчалил от причала. У Милы в чемодане игрушки.

Игра «Волчки» :

- Что это? (Волчки). Это голубой, а это розовый. Выбери тот, в названии цвета которого есть звук [л]. Какой это волчок? (Это голубой, пластмассовый волчок).

( Перед Дашей волчки: розовый и голубой). Покрути правой рукой. Теперь левой. Молодец.

Я произношу рифмованные строчки, а ты показываешь движения

Игра «Доскажи словечко». (После каждого ответа ребенка, логопед

выкладывает картинку с соответствующим названием на стол в

стопку).

Слава с улицы пришел,

Сел обедать он за … стол.

Пес Полкан встречает папу,

Подает он папе. лапу.

Оля шьет платок из шелка.

У нее в руках. иголка.

По тропе осленок шел,

рядом с ним шагал. осел.

Не нашли в земле мы клад,

Поломали пять. лопат.

Кот все нитки уволок,

Он под стол загнал. клубок.

Логопед выкладывает дидактическое пособие «Домик» перед ребенком. Логопед из стопки попорядку выкладывает на стол картинки-ответы перед ребенком.

- Назови картинку. Где стоит в этом слове звук [л]?

12. Автоматизация в словосочетаниях.

Зимой солнышко какое? (Тусклое). Давай сделаем его ярким (Логопед выкладывает перед ребенком лучики-прищепки). Приклепляй лучики и считай: (Один лучик, два лучика, … пять лучиков).

13. Автоматизация в предложениях.

Логопед показывает объемное дидактическое пособие «Солнышко» с глазами, ртом и носом, и объемное облако (из поролона)

Назови ласково. Что это? (Это — солнышко).

Логопед показывает облако (в объеме, из поролона).

- Вдруг набежало … что? (Облако). Оно хочет поиграть в «прятки».

Где находится солнышко?- Солнышко находится над (под) облаком.

Куда спряталось солнышко? – Солнышко спряталось за облако.

Откуда выглянуло солнышко? – Солнышко выглянуло из-за облака.

А где теперь солнышко? – Солнышко перед облаком.

- Погода хорошая. Отправляемся на рыбалку. Называй то, что поймаешь: Я поймала.

(Я поймала. (лампу, пенал, палку, вилку, акулу, пазл). Молодец, дома собери пазл вместе с мамой и на полученной картинке найди и назови слова со звуком [л].

14. Итог занятия :

Чем мы занимались на занятии? (Я училась красиво говорить звук [л])

Список использованной литературы:

1. Куликовская Т. А. Загадки-добавлялки на сонорные звуки Л, Р — М. : Издательство ГНОМ, 2015. - 48с.

2. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей : пособие для педагогов и родителей — М. : Издательство ГНОМ, 2014. - 112с.

3. Пожиленко Е. А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л] : Пособие для логопедов. - Спб. : КАРО, 2009. - 256с. + 32с. цв. вкл. - (Серия «Популярная логопедия»).

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в слогах и словах» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить.

Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа) Конспект индивидуального занятия по теме «Автоматизация звука [р] в прямых слогах» (старшая группа) Ход занятия I. Огрмомент. Сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального занятия по теме: «Автоматизация звука [л]»
Опубликовано: 6 июня 2015 в 14:19
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД