Папки-передвижки

Конспект индивидуальной НОД «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах»

Галина Чистова
Конспект индивидуальной НОД «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах»

Тема:

Приключения Жужжарика и Шуршарика

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить автоматизировать и дифференцировать звуки [Ш] и [Ж] в слогах и словах;

Развивающие: развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата, рук, фонематический слух, восприятие, память, воображение, зрительное восприятие;

Публикация «Конспект индивидуальной НОД „Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах“» размещена в разделах

Речевые: расширять словарный запас; согласовывать прилагательные с существительными в соответствии с числом и родом имени существительного; образовывать относительные прилагательные;

Воспитательные: воспитывать интерес к выполнению заданий.

Предварительная работа: индивидуальная работа по постановке звуков [Ш] и [Ж], автоматизации этих звуков в слогах, словах; разучивание артикуляционной гимнастики, физминутки.

Демонстрационный материал: тарелка, на которой наклеено изображение сказочной страны; картонные фигурки Жужжарика и Шуршарика; сумочка в виде Ёжика; ноутбук.

Раздаточный материал: манка; трубочка-поддувалка; карточки-схемы «Артикуляция звуков»; дидактические игры «Чашки после чаепития», «Какие покупки Жужжарика, а какие – Шуршарика», «Угощения для Ёжика – полезные чаи и вкусные джемы», «Живое – неживое»; фломастеры; раскраски с буквами.

Мультимедийные средства: презентация с артикуляционной сказкой.

Методические приемы: приветствие; игровая мотивация; создание проблемной ситуации; показ игровых персонажей; беседа; артикуляционная сказка; показ компьютерной презентации; показ и выполнение артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики; словесная игра «Слоговые цепочки»; дидактические игры «Чашки после чаепития», «Какие покупки Жужжарика, а какие – Шуршарика», «Угощения для Ёжика – полезные чаи и вкусные джемы», «Живое – неживое»; подвижная игра с художественным словом «Ёжик»; поощрение.

Этапы НОД:

I. Вводная часть:

1. Организационный момент.

Здравствуй! Ты любишь сказки? (Да.) Тогда я приглашаю тебя в сказку! Для этого у меня есть специальная волшебная палочка.

(Показываю волшебную палочку – большую трубочку-поддувалку; тарелку, на которой насыпана манка, а под манкой – изображение дворца и нескольких домов.)

Подуй в неё, и ты увидишь на тарелке, куда мы сегодня с тобой отправимся?

(Ребенок сдувает манку с тарелки.)

2. Сюрпризный момент.

Что здесь изображено? (Сказочная страна.) В одной волшебной стране жили-были друзья – два братца: Жужжарик и Шуршарик.

(Показывается изображение картонных фигурок – Жужжарика и Шуршарика.)

II. Основная часть:

3. Артикуляционная гимнастика в виде сказки с элементами биоэнергопластики с показом презентации.

Они, как и ты, очень любят делать зарядку для языка. Давай поможем им выполнить.

Слова из сказки Динамические упражнения для языка Движения рук

Слайд № 1

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок «Толстушка» надуть щёки. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Пальцы обеих рук сжать в кулаки.

Возврат в и. п.

Слайд № 2

Это необычный домик, с красной деревянной крышей и кирпичною трубою. «Хоботок» вытянуть губы вперёд. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Ладони соединить на уровне груди, как при хлопке, но без звука, не хлопая.

Возврат в и. п.

Слайд № 3

В теремке открыты окно и ставни. «Окошко» открыть верхние и нижние зубы. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

На каждой руке большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх; фиксируется «открытое» положение ладоней.

Возврат в и. п.

Слайд № 4

Дверь домика плотно закрыта и широко открыта для гостей. Веселее вместе жить. «Улыбка», «Окошко» чередовать движения. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Пальцы врозь.

Возврат в и. п.

И. п. : кисти рук ладонями вниз.

На каждой руке большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх; фиксируется «открытое» положение ладоней.

Возврат в и. п.

Слайд № 5

Стены теремка покрашены яркой краской. «Маляр» кончиком языка погладить щёки. И. п. : кисти рук ладонями вверх. Пальцы выпрямлены и сомкнуты.

Сгибать пальцы по направлению к плечу и от него в правую сторону, затем – в левую.

Возврат в и. п.

Слайд № 6

Круглый стол стоит в теремке. «Лопатка» показать круглый широкий язычок. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Кисти рук ладонями вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты.

Возврат в и. п.

Слайд № 7

На столе стоит круглый самовар. Вода кипит, самовар пыхтит. «Толстушка» надуть щёки, с шумом выпустить воздух. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Пальцы обеих рук сжать в кулаки.

Возврат в и. п.

Слайд № 8

Чашки возьмём, ароматный чай нальём. «Чашечка» поднять широкий расслабленный язык к верхней губе. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Кисти рук ладонями вверх, сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг; удерживать ладони в форме «чашечки».

Возврат в и. п.

Слайд № 9

Блинчик испечём «Блинчик» положить широкий язык на нижнюю губу. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Кисти рук ладонями вверх, пальцы выпрямлены и сомкнуты.

Возврат в и. п.

Слайд № 10

И медком польём. «Вкусное варенье» облизать широким языком верхнюю губу. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Кисти рук ладонями вверх, сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг; сгибать 4 пальчика по направлению к ладони.

Возврат в и. п.

Слайд № 11

Мышка хвостиком вильнула, «Иголочка» показать узкий язык. И. п. : Пальцы рук сжаты в кулак.

Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, ладони параллельно столу и соединяются друг с другом.

Возврат в и. п.

Слайд № 12

В домик быстро прошмыгнула «Поймай мышку» произнести «а-а» и прикусить кончик языка. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

На каждой руке большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх; фиксируется «открытое» положение ладоней. Одна ладонь обхватывает другую ладонь между большим пальцем и остальными.

Возврат в и. п.

Слайд № 13

Чай горячий пить не стала, «Холодок» подуть на язык-«чашечку». И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Кисти рук ладонями вверх, сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг; удерживать ладони в форме «чашечки». Шевелить 4 пальцами.

Возврат в и. п.

Слайд № 14

Позвала лягушку, весёлую подружку. «Лягушка улыбается» растянуть губы в улыбке. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Пальцы врозь.

Возврат в и. п.

Слайд № 15

Зайка скачет: та-та-та,

Всё равно я без хвоста. «Наказать непослушный язычок» положить широкий язык на губу, прикусить кончик: «та-та-та-та» И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Сжимать пальцы в кулак и разжимать.

Возврат в и. п.

Слайд № 16

Скоро Мишка-топтыжка придёт,

Что с теремком произойдёт? «Парус» улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, резко подуть на кончик языка, вызывая его вибрацию. И. п. : кисти рук ладонями вниз.

Одна рука сжимается в кулак перпендикулярно столу. Вторая ладонь кладется на кулак, кончики пальцев шевеляться.

Возврат в и. п.

4. Изолированное произнесение звуков [Ш] и [Ж]. Характеристика звуков.

Очень хорошо! Как ты думаешь, какой звук больше всего любит Жужжарик? (Ж-ж-ж). Правильно. А Шуршарик? (Ш-ш-ш). Совершенно верно. Что общего в произнесении этих звуков? (Губы круглые, язык «чашечкой» находится за верхними зубами, воздух теплый). А чем же они отличаются? (Звук [Ш] – глухой, а звук [Ж] – звонкий).

5. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в слогах. Развитие фонематического слуха. Словесная игра «Слоговые цепочки».

Послушай, как они разговаривают, и повтори за ними:

ША – ШИ – ШО ША – ЖА – ША

ЖИ – ЖУ – ЖА ЖО – ШО – ЖО

ЖИ – ШИ – ЖИ ШУ – ЖУ – ШУ

6. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в слогах. Развитие фонематического слуха. Дидактическая игра «Чашки после чаепития».

Однажды Шуршарик и Жужжарик, проводив своих гостей после чаепития, мыли посуду, но Жужжарик был неловок и мыл свою посуду неосторожно, и все чашки со звуком [Ж] треснули. Если в них налить чай, то чай вытечет и будет лужа. Прочитай слоги на чашках. Если в слоге звук [Ш] и буква Ш, то чашка – целая, нарисуй в чашке чай и пар над ней. Если в слоге звук [Ж] и буква Ж, то чашка – разбитая, рисуй трещинку и лужицу.

7. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в словах. Дидактическая игра «Какие покупки Жужжарика, а какие – Шуршарика».

Шуршарик и Жужжарик очень любят ходить в магазин и делать покупки. Но злой волшебник перепутал все товары, и теперь они не знают, как быть? Для Жужжарика назови слова со звуком [Ж] и проведи стрелочку к джипу, а для Шуршарика – со звуком [Ш] и проведи стрелочку к машине.

8. Физминутка «Ёжик».

Молодец! Посмотри, кто это ползёт и иголочки несёт? (Ёжик.)

Показывается изображение ёжика в виде корзиночки.

Правильно! Давай мы ёжику поможем добежать в гости.

Слова: Движения:

Идёт ёжик по дорожке

К своему дружку ужу. Ходьба по кругу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

К своему дружку ужу.

Встают парами лицом друг другу; хлопок в ладоши перед собой, хлопок в ладоши соседу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа,

День рожденья у ужа. Хлопок в ладоши перед собой, хлопок в ладоши, скрещивая руки, с соседом.

Уж позвал к себе на ужин Ходьба на месте.

Жабу, ёжика, стрижа. Присесть; встать, руки на пояс; руки выпрямить как «полёт птицы».

Жи-жи-жи, жи-жи-жи,

Ёжик весело бежит.

Встают парами лицом друг другу; хлопок в ладоши перед собой, хлопок в ладоши соседу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Пирожок несёт ужу. Хлопок в ладоши перед собой, хлопок в ладоши, скрещивая руки, с соседом.

Пирожок с черникой

И свежей ежевикой. Имитация лепки пирожков.

9. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в словах. Дидактическая игра «Угощения для Ёжика – полезные чаи и вкусные джемы».

Жужжарик и Шуршарик пригласили Ёжика на чаепитие. Приготовим для него полезные чаи.

• Чай (с чем) с ромашкой (какой) ромашковый.

• Чай (с чем) с шиповником (какой) шиповниковый.

• Чай (с чем) с ежевикой (какой) ежевичный.

• Чай (с чем) с жасмином (какой) жасминовый.

• Чай (с чем) с боярышником (какой) боярышниковый.

• К чаю у них (что) шоколад, плюшки, ватрушки, рожки, пирожки, пирожное, джем.

Ёжик побежал домой. Его дома ждут детки. Как их зовут? (Ежата.) Жужжарик и Шуршарик приготовили для ежат разные джемы, но они забыли наклеить этикетки к банкам. Давай им поможем разобраться с джемами.

(К каждой банке в кармашек кладется картинка с ягодами и фруктами, соотносит цвет банки с ягодами и фруктами).

• Джем из вишни (какой) вишнёвый.

• Джем из груши (какой) грушевый.

• Джем из ежевики (какой) ежевичный.

• Джем из крыжовника (какой) крыжовенный.

Положи банки с джемами Ёжику в сумочку. Он потом убежит и унесёт эти джемы своим ежатам.

10. Автоматизация и дифференциация [Ш] и [Ж] в словах. Дидактическая игра «Живое – неживое».

Поблагодарил Ёжик своих друзей и подарил им фотоальбом с картинками. Рассматривая картинки, Шуршарик и Жужжарик стали спорить: что здесь живое, а что – неживое. Помоги им в этом разобраться.

(Ребенок раскладывает картинки к соответствующим условным обозначениям – сердце (живой предмет, перечеркнутое сердце (неживой предмет).)

III. Заключительная часть:

11. Итог занятия.

Молодец! Ты очень хорошо справился с заданием! Нам пора возвращаться домой. Скажи, кто к нам приходил в гости? (Шуршарик, Жужжарик, Ёжик.) Какие звуки ты старался правильно произносить? (Ш и Ж.) Теперь Шуршарик и Жужжарик будут внимательнее. Чтобы ты не путал их буквы, они предлагают тебе взять домой их изображения, которые ты раскрасишь соответствующими цветами. Что ты должен выполнить дома?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Конспект занятия Форма: Индивидуальное Тема: Автоматизация звука [р] в слогах и словах Цель: Закрепить произношение звука [р] в слогах и.

Конспект занятия «Дифференциация букв «И», «Ш» в слогах и словах» Тема: Дифференциация букв И-Ш Цели: Дифференциация букв И-Ш в слогах и словах Задачи: П. УУД: Формировать умение принимать учебную задачу.

Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах и словах» МДОБУ Великосельский детский сад№14 Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] - [з].

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ч ] и [Щ] в слогах и словах» Цель: научить ребенка различать звуки Ч и Щ на слух и в произношении на материале слогов и слов. Задачи: — совершенствовать подвижность.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных «Т-Д» в слогах, словах, словосочетаниях» .

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Тема: «Автоматизация звука Л в слогах, словах». Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах. Задачи: - Продолжать учить выполнять.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Дифференциация звуков [Л]-[Р] в слогах, словах, предложениях» МДОУ общеразвивающего вида «Детский сад № 2 р. п. Семибратово» Конспект занятия для детей подготовительной группы Дифференциация звуков Л-Р.

НОД «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в слогах и словах» Конспект нод подгруппового занятия в старшей группе по теме «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах и словах» Цель: отрабатывать четкое.

Автоматизация звука [л] в слогах, словах и фразовой речи. НОД по мотивам сказки «Гуси-лебеди» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» Конспект непосредственно образовательной.

Конспект занятия «Автоматизация звука [К] в обратных слогах и словах» Коррекционно-образовательные задачи: - автоматизировать звук (К) в обратных слогах и словах; - закрепить произнесения звука К в обратных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуальной НОД «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] и [Ж] в слогах и словах»
Опубликовано: 10 июня 2018 в 10:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД