Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности «Прогулка в зимний лес»

Людмила Комарова
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности «Прогулка в зимний лес»

Конспект интегрированного занятия по экологии: «Прогулка в зимний лес». Старшая группа компенсирующей направленности. Лексическая тема «Зимующие птицы».

Составили воспитатели:

Комарова Людмила Петровна,

Елизарьева Ольга Александровна

МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №16 "Солнышко"

Цель: создание благоприятных условий для закрепления представлений детей о зимующих птицах; формирование у детей основ экологической культуры.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах

Задачи: - Закреплять представления детей о зимующих птицах нашего края; учить разделять их на оседлых и кочующих;

- Продолжать развивать умение различать: зимующих птиц по внешнему виду, повадкам, голосам, способу добывания корма, особенностям образа жизни; зимующих и перелётных птиц;

- Содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;

- Активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы";

- Учить пересказывать небольшие рассказы о зимующих птицах, рассказывать стихи;

- Продолжать учить детей грамматически правильно строить свои высказывания при ответе на вопросы, отвечать на вопросы полным предложением;

- Способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения;

- Воспитывать интерес к жизни зимующих птиц, заботливое и доброжелательное отношение к ним, желание помочь пережить суровое зимнее время;

- Продолжать воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и друг друга.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок и их подкормка, беседы о зимующих птицах, рассматривание фото и иллюстраций, составление коротких рассказов о зимующих птицах (ворона, воробей, галка, голубь, снегирь, клёст, свиристели, отгадывание описательных загадок, заучивание стихов к занятию, дидактические и словесные игры по теме, прослушивание записей с голосами птиц, знакомство с художественной литературой, разучивание пальчиковой гимнастики «Прилетайте, птички», конкурс для родителей и детей по изготовлению кормушек и плакатов на тему «Берегите птиц», украшение группы плакатами.

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, фонограмма с музыкой П. И. Чайковского из альбома «Времена года» (январь «У камелька», презентация к занятию, костюм «Вороны», корзинка с сосновыми шишками (по количеству детей, на столах: тарелки с разными видами семян и зёрен, кисти для клея, мучной клейстер в розетках, картонные заготовки для «пряников» в виде сердечек с верёвочками, салфетки, стулья.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение. А теперь повернитесь ко мне и послушайте загадку. Если её отгадаете, узнаете, о чём будет наше занятие.

Если крыльями взмахнем,

Будем - в небе голубом.

Нас зимою подкормите,

Дети, кто мы, назовите? (Зимующие птицы)

Педагог: О чём мы с вами будем говорить на занятии? (Мы будем говорить о зимующих птицах)

(Появляется Ворона).

Ворона: Кар-кар!

Ношу я серенький жилет,

а у крыльев – чёрный цвет.

Пусть моей мечте не сбыться

Стать великою певицей!

День и ночь неугомонно каркаю, ведь я…кто? (Ворона)

Педагог: Здравствуй, тётушка Ворона! Как поживаешь?

Ворона: - Кар-кар-кар! Это просто кошмар! Пришла зима, замела стёжки-дорожки, а с ними и мои любимые мусорные кучи. Ни кар-кар-горбушки хлеба, ни кусочка кар-кар-колбаски, ни кар-кар-картошечки не отыскать в снегу. Все умные птицы уже давно улетели, одна я здесь осталась, холод и голод терплю.

Педагог: Постой, тётушка Ворона! Ребята, разве только ворона - смелая птица, которая мороза не боится и может даже зимой еду себе добывать? Каких птиц мы можем часто видеть на улицах города и летом и зимой? (Летом и зимой мы можем встретить голубя, воробья, галку, ворону). Этих птиц мы называем оседлыми.

Ворона: Кар-кар-каррраул! Значит я не одна такая умная, поближе к жилью человека перебралась?

Педагог: Ты, тётушка Ворона, присядь, да послушай ребят. Они хотят рассказать тебе об этих птицах (Дети встают в круг, Ворона садится в центр на стульчик; дети рассказывают короткие рассказы-описания о вороне, воробье, галке, голубе. На экране поочерёдно появляются слайды с этими птицами: №1 – с вороной, №2 – с воробьём, №3 – с галкой, №4 – с голубем).

Ворона: Молодцы, ребята! Пре-кар-кар-кар-красно рассказали о нас, о птицах. А я на днях пролетала над соседним лесочком! Совсем опустел лес нынче: звери попрятались кто – куда, а птицы – те на зимовку уж давно подались. Там, на зимовке, говорят - настоящий курорт: пальмы, бананы, жарища!

Педагог: Это, смотря на какой зимовке, тётушка Ворона.

Ворона: На какой, на какой, на обыкновенной!

Педагог: Обыкновенных зимовок не бывает. Бывают зимовки в жарких странах, а бывают зимовки холодные, такие, как у нас. Есть такие птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера. Мы таких птиц называем кочующими. Ребята, расскажите тётушке Вороне, какие птицы прилетают к нам на зимовку? (На зимовку к нам прилетают свиристели, снегири, клесты).

Ворона: Да быть такого не может! Не поверю, чтобы к нам птицы зимовать прилетали бы!

Педагог: А вот и может! Правда, ребята? (ответы детей)

В зимний лес я на прогулку

приглашаю вас пойти,

Интересней приключенья

нам, ребята, не найти!

Там тётушка Ворона найдёт ответы на все свои вопросы. А мы её в этом поможем. Согласны?

Ворона: А я вам дорогу покажу, а то заблудитесь ещё чего доброго без кар-кар-карты.

Педагог: Только перед зимней прогулкой люди всегда…(одеваются. ) Давайте и мы оденемся потеплее (дети имитируют, как одевают куртку, шапку, рукавицы, шарфик, валенки). Педагог читает стихотворение:

Куртку, шапку, рукавички, шарфик намотаем тёплый, валеночки-невелички, и не страшен снег холодный!

(Дети за Вороной и педагогом «идут в лес», произносят стихотворение):

Друг за другом становитесь,

крепко за руки беритесь,

по дорожкам, по тропинкам,

не спешим, не отстаём,

в лес мы дружно все идём!

По сугробам высоко

ноги поднимаем,

а по льду совсем легко

тихонечко шагаем,

мы деревья и кусты

«змейкой» обойдём

и к лесной опушке

скоро мы придем!

(На доске появляется слайд №5 - «зимний лес»).

Ворона: Ну вот, кажется, добрались. Я вам честно и от-кар-кар-кровенно говорила, что нет здесь ни-кар-кар-кого!

Педагог: Давайте присядем, отдохнём немного с дороги (Дети и Ворона садятся на стульчики).

Педагог: Ребята, как красиво и тихо в зимнем лесу:

Тёмный лес, что шапкой

принакрылся чудной,

и заснул под нею,

крепко, непробудно…

Лес спит и не слышит, что мы пришли к нему в гости. Давайте с ним поздороваемся (Дети повторяют за педагогом слова приветствия):

Здравствуй, лес, зимний лес,

полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится:

может зверь, а может птица?

Всё открой, не утаи,

ты же видишь, мы – свои.

(На экране появляется слайд №6: «Загадки о зимующих птицах» - о синице, снегире, воробье, сороке, дятле.)

Педагог: Лес проснулся и хочет с нами поиграть: он приготовил для ребят интересные загадки. Если вы ответите правильно, мы увидим, кто прячется в зимнем лесу (Педагог зачитывает загадки, дети отгадывают, на экране появляются изображения птиц).

Педагог: Посмотри, тётушка Ворона, сколько птиц живёт в зимнем лесу! И это ещё не все зимующие птицы!

Ворона: Ну, живут, а может, все они местные, как вы говорите - оседлые.

Педагог: Ребята найдите и назовите птицу, которая прилетает к нам с первым снегом (С первым снегом к нам прилетает снегирь). Послушайте рассказ об этой интересной птичке (ребёнок рассказывает о снегире).

Ворона: Пре-кар-кар-красный рассказ. Только что-то я не пойму! Зачем же им в такую даль было лететь, если и на Севере – снег, и у нас – снег, там – мороз, и у нас – мороз. Тоже мне, зимовка, кар-кар-курорт! Одно горе!

Педагог: Не скажи, у нас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. А главное, у нас много любимого корма снегирей.

Ворона: А чего у нас много-то, может и я этим кар-кар-кар-миться буду?

(На экране появляется слайд №7 - игра «Накорми птиц»).

Педагог: Сейчас узнаешь. Ребята, будут угощать птичек. У каждой птички – свой любимый корм. Нужно рассказать, какую птичку, и каким кормом угощаете. Чем вы угостите клеста (воробья? Чем накормите синицу (снегиря?

(Дети распределяют корм и отвечают: клёста угощу семенами шишек, воробья я угощу пшеном, синицу я накормлю семечками, снегиря - ягодами рябины. После того, как дети «накормят клеста», Ворона обращается к детям).

Ворона: Это что за птица диковинная! Клюв – кар-кар-крестом! (дети отвечают: это клёст)

Педагог: Это ещё одна из кочующих птиц. Удивительна она не только своим клювом. Послушай, что о клесте знает Настя Б. (Ребёнок рассказывает стихотворение и рассказ о клесте).

Не страшны ему метели,

Гнезда вьет зимой на ели,

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный клёст.

Ворона: Кар-кар-красиво рассказала, молодец!

(После того, как дети «накормят снегиря», Ворона обращается ко всем).

Ворона: Рябина! Что в ней вкусного? Я рябину не очень жалую.

Педагог: А для снегирей и свиристелей – рябина дороже всяких пальм и бананов.

Ворона: Кто такие эти свиристели? Я о таких птицах слыхом не слыхивала и видом не видывала.

Педагог: Никита Я., расскажи нам о свиристелях (Рассказ ребёнка о свиристелях).

Ворона (обращается к ребёнку): Ис-кар-кар-кренне говорю - заслушалась, как складно да ладно ты рассказываешь.

Педагог: Птички поели, повеселели, хотят с нами поиграть. Тётушка Ворона, умеешь ли ты играть в игру «Четвёртый лишний»?

(На экране появляется слайд №8 – игра «Четвёртый лишний»: три ряда картинок с перелётными и зимующими птицами (воробей, ворона, утка, дятел; голубь, грач, снегирь, клёст; лебедь, синица, сорока, сова).

Ворона: А что это за игра, наверно с кар-кар-картинками?

Педагог: Правильно, с картинками. Правила игры простые: нужно из четырёх картинок выбрать одну лишнюю и объяснить, почему она не подходит (Дети находят и называют «лишних» - перелётных птиц).

Ворона: По се-кар-кар-крету вам скажу, что мы, зимующие птицы, и петь – большие мастерицы!

Педагог: Сейчас, уважаемая Ворона, ты увидишь, что наши дети очень наблюдательные и внимательные - умеют различать птиц по голосам?

(на экране: слайд №9 – игра «Кто поёт?»: стучит дятел, свистит снегирь, тенькает синичка; на слайде №10 – игра «Чей голос?»: карканье вороны, стрекотание сороки, чирикание воробья).

Ворона: Кар-кар! И мой голос узнали. Мне кар-кар-крайне приятно!

(На экране появляется слайд №11. Игра «Найди 5 отличий»).

Ворона: Кар-кар-караул! В глазах двоится у меня – 2 дятла-близнеца сидят!

Педагог: Не волнуйся, тётушка Ворона! Это ещё одна игра. Самые внимательные ребята найдут 5 отличий одного дятла от другого. Кто правильно отвечает, тот шишку получает (по окончании игры педагог раздаёт всем детям по сосновой шишке).

Педагог: Дятлы нашелушили много шишек. Давайте с ними поиграем.

Самомассаж ладоней сосновыми шишками (дети выполняют движения руками и проговаривают текст):

Дятлы на сосне сидят,

дятлы шишки шелушат (круговые движения шишкой по руке)

Дети с шишками играют,

меж ладошками катают (катают шишку вдоль по ладони)

Колются они не больно,

дети очень все довольны! (сжимают шишку поочерёдно в каждой руке)

Педагог: Ну что, тётушка Ворона, теперь ты веришь, что у нас тут зимуют не только оседлые птицы, но и кочующие?

Ворона: Как не поверишь, если своими глазами увидела. Век живи, век – учись! Выходит, мне не плакать, а веселиться надо! Получается, что я сама на кар-кар-курорте живу. Ну и чудеса, кар-кар-кар!

Педагог: А о жарких странах ты не жалей. Зимуй лучше с нами. А мы с ребятами и тебе и всем зимующим птицам будем помогать. Об этом пусть лучше они тебе расскажут сами.

Проводится пальчиковая игра «Кормушка» (дети проговаривают слова и выполняют движения руками):

Прилетайте, птички, (большие пальцы - вместе, другие – «машут крыльями») сала дам синичке (на ладони делают ребром другой ладони режущие движения) Приготовлю крошки:

хлебушка немножко (перетирают пальцы)

Эти крошки – голубям! (протягивается 1 ладошка)

Эти крошки – воробьям! (протягивается 2 ладошка)

Галки да вороны,

ешьте макароны! (ладонь трётся об ладонь)

Ворона: Вот спасибо, ма-кар-кар-кароны я люблю!

Педагог: Ребята, я предлагаю вернуться в детский сад и приготовить для всех зимующих птиц угощение: вкусные «прянички».

Ворона: Пряниками нас на-кар-кар-кормите, это здорово!

Педагог: Но сначала попрощаемся с зимним лесом такими словами:

Скажем вместе на прощанье,

Лес дремучий, до свиданья! (Дети повторяют за педагогом слова прощания, становятся друг за другом, идут за Вороной):

Друг за другом становитесь,

крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам,

не спешим, не отстаём,

В детский сад мы все идём!

По сугробам высоко

ноги поднимаем,

А по льду совсем легко

тихонечко шагаем,

Мы деревья и кусты

«змейкой» обойдём,

К нашему садику

скоро мы придем!

Ворона: Ну, вот и дошли. Вы с-кар-кар-корее «прянички лепите», а я полечу, всех зимующих птиц обрадую. Будем с нетерпением ждать вашего угощения. Мы, птицы, в долгу не останемся: весной да летом всех червяков-кар-кар-карнеедов да гусениц-листогрызов в садах-огородах истребим. До с-кар-кар-кар-корой встречи!

(Педагог и дети прощаются с Вороной, Ворона «улетает». Дети «раздеваются» и с педагогом подходят к столам).

Педагог: Перед вами картонные заготовки в виде сердечек для «птичьих пряников», мучной клей и семена. Посередине заготовки - отверстие с верёвочкой. Вы догадались, для чего? (Для того, чтобы повесить на ветки деревьев) Необходимо сначала намазать заготовки мучным клейстером и выложить на них разные семена. То же самое сделаем с другой стороны. После того, как «пряники» подсохнут – можно будет угощать птиц! Всем понятно? Тогда – за работу! (дети готовят «угощения» под музыку из альбома П. И. Чайковского «Времена года»: январь «У камелька»).

Педагог: Я уверена, что птицам ваше угощенье придётся по вкусу. Мы возьмём его с собой на прогулку. Наше занятие подошло к концу. Вам было интересно в зимнем лесу? Что было для вас интереснее всего? Что вам запомнилось? Какие задания были наиболее трудными? (ответы детей) На прощанье, Лера З. хочет обратиться ко всем с просьбой (читает отрывок из стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»):

Приучите птиц в мороз к своему окну,

чтоб без песен не пришлось

нам встречать весну!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного итогового занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Встречаем весну!»Конспект интегрированного итогового занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Встречаем весну!» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ!»Тема: «Встречаем весну!» Цель.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в зимний лес» Цель: -Обобщение представлений детей о зимних явлениях в природе. Задачи: Обучающая: -учить детей создавать образ зимней природы, предавать.

Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» Цель: закреплять и расширять представления детей о лесе.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Огород Копатыча» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект НОД по экологии в старшей группе компенсирующей направленности «Скоро зима» Тема: «Скоро зима!». Цель: формирование представления о жизни диких животных в лесу. Форма организации: подгрупповая. Задачи: образовательные:.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес» МКДОУ "Нивушка" Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка в лес»2018 г. Составила: воспитатель Миниахметова Л. Р. Цель: Формировать.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе (6–7 лет) компенсирующей направленности с ТНР на тему «Зимний городок» Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие (развитие речи). • Социально-коммуникативное развитие • Познавательное развитие.

Конспект занятия в средней группе «Прогулка в зимний лес» ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС (конспект занятия юный эколог в средней группе №4 «Кораблик) Подготовила воспитатель: Н. А. Кононец.

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Прогулка в зимний лес» Цель. Обогатить знания детей о жизни зверей, о деревьях в зимнее время года. Провести музыкально – игровое занятие с использованием музыкально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности «Прогулка в зимний лес»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 21:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД