Наталия Леонтьева
Конспект интегрированного индивидуального занятия для ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста Дифференциация звуков С-Ш
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- научить ребенка различать звуки С и Ш на слух и в произношении на материале слогов и слов.
- совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата;
- закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках;
- учить дифференцировать звуки, произнося их изолированно, в слогах
и словах;
- развивать фонематический слух;
Публикация «Конспект интегрированного индивидуального занятия для ребёнка с ДЦП старшего дошкольного возраста Дифференциация звуков С-Ш» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
- развивать навыки звукослогового анализа: учить определять наличие звука в слове, деление слова на слоги;
- учить пользоваться различной громкостью голоса;
- способствовать развитию речевого дыхания;
- способствовать формированию грамматического строя речи;
- способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
Оборудование:
- игрушка Степашка;
- карточки со звуками С и Ш (вода и змея);
- волшебное письмо;
- массажная дорожка (со следами камушки, крупа, крышки, шишки и т. д.)
- игрушки или картинки (санки и машинка);
- «волшебный» кубик – на кубик наклеены разные эмоции человека (пиктограммы);
- пособие для мелкой моторики (крышки, прищепки);
- пособие для нетрадиционной артикуляционной гимнастики (шарик, ложечки);
- картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];
- пособие для дыхательной гимнастики «Буря»;
- пособие к игре «Вазы»;
- мяч фитбол
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Настал новый день, давай встретим его с улыбкой. Я улыбнусь тебе и гостям, а ты улыбнись мне и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохни через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
(делается вдох выдох три раза)
- Сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это, ты узнаешь, отгадав загадку:
Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы, уши больше головы?
- Правильно, это заяц. А зовут его Степашка. В его имени есть звуки С и Ш, но он не умеет их правильно произносить и просит нас научить его.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы научить его правильно произносить эти звуки нужно размять губки, щёчки и язычок.
Проводиться нетрадиционная артикуляционная гимнастика при помощи шарика:
1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо - влево.
2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "Чашечка", цель - поймать шарик в "Чашечку".
5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
При помощи чайной ложечки:
6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.
3. Д/и «Поймай звук»
- Сначала поиграем в игру. Я буду произносить разные слова, а ты мне сигналить, а помогут нам змея и водичка. Покажи пальцами, как змея шипит, как водичка бежит.
(звук [Ш], показать змею – большой палец правой руки соединить с указательным и средним. Все пальцы прижаты друг к другу.
звук [С] – пальцами левой руки «бегайте» по столу.)
Сад, шум, дом, сок, лак, шея, мак, оса, каша, нора, нос, хлеб, мышь, лук, аист, донышко.
4. Упражнения для развития мимики.
- Степашка хочет пойти в лес к друзьям.
- У меня есть «волшебный» кубик и мы можем узнать какие у Степашки друзья.
5. Д\и «Волшебное письмо» (характеристика звуков)
- Степашка хочет пойти в лес, но не знает, какая будет погода. А у нас есть волшебное письмо, только его надо расколдовать. (Логопед дает ребенку карточку со стрелочками. Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С).
Ш-С-ШШ-СС-Ш-С (Произносить громко, тихо, умеренно)
6. Д/и «Следы на снегу» (массажная дорожка)
- Ура! Погода будет хорошая! Пройдись по снегу. Делай шажок и произноси звук С или Ш в конце каждого моего слова:
карандаШ, автобуС, ноС, мыШь, ананаС, финиШ, детеныШ, т. д.
7. Д/и «Эхо» (Ребёнок прыгает на мяче фитболе и повторяет последний слог)
Как хорошо в лесу! В лесу эхо. Повторяй последний слог:
Каша, роса, карандаши, бусы, камыши, волосы, колесо, крыша, колбаса.
8. Д/и «Не ошибись»
- Степашка предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись!». Давай покажем ему, какая ты внимательная:
- Мороз пальчики пощипывает (бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на слоги от большого пальца к мизинцу)
Са – са – ша, сы – ши – сы, су – шу – су, аса – аша – аса,
шва – сва – сва, шас – шос – шус
- Молодец! А теперь попробуем на лыжах прокатиться («вставать» в углубления пробок указательными и средними пальцами, двигаться делая по шагу на каждое слово)
шайка – сайка, шок – сок, шут – суд, шитый – сытый, шутки – сутки
9. Игра «Отгадай слово» (деление слов на слоги)
- Ой! Что же здесь случилось? Степашка придумал для тебя слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давай поможем Степашке вернуть звуки на место. (Ребенок должен назвать слово и определить место положение звука в слове (в начале, в середине, в конце) и разделить на слоги)
. ова, ма. ина,
. амолёт,. арф
10. Игра «Вазы» (Согласование числительного со словосочетанием)
- Степашка вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил. Помоги ему их собрать.
Подбирает недостающие части.
- А теперь давай посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так:
один красивый кувшин, два красивых кувшина и т. д.
Считает, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
11. Логоритмическое упражнение. (на каждую чистоговорку ребёнок наступает в тазик с камушками, на следующую чистоговорку с пластиковыми резаными бутылками, на следующую в тазик с крышами от воды и ещё раз)
- А давай попробуем развеселить Степашку, поиграем с ним, а то он очень расстроился из-за разбитых кувшинов:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
12. Упражнение на развитие дыхания «Буря».
Ребёнок дует через соломинку в пластиковую бутылку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.
- Покажи какая «Буря» бывает в лесу.
13. Игра на развитие фонематического слуха.
- Ох, сколько же снежинок надула. А снежинки волшебные, с картинками. Тебе нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани:
Санки, шкаф, бусы, кошка, чашка, автобус, сумка, шапка, шуба, сапоги и т. д.
А теперь давай, и мы Степашку поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
16. Итог.
- Молодец! Тебе понравилось играть со Степашкой? А что тебе запомнилось больше всего? Ты хорошо отвечала, играла, Степашке тоже очень понравилось и за это он дарит тебе волшебную ледышку (леденец «Чупа – чупс»).