Елена Владимировна Покутнева
Конспект интегрированного (итогового) занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Земная жизнь Христа в православных праздниках»
Программное содержание: Продолжать развивать интерес к основам православной культуры.
Закрепить знания детей о православных праздниках, связанных земной жизнью Сына Божьего Иисуса Христа, о народных традициях, обрядах, праздничной трапезе.
Вызвать желание отобразить свои впечатления в изобразительной деятельности. Развивать воображение, творческую активность.
Предварительная работа: Знакомство детей на предыдущих занятиях с историей
Публикация «Конспект интегрированного (итогового) занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
православных праздников. Рассматривание иллюстраций, икон. Чтение отрывков из книги «Библия для детей», «Рождественские истории». Прослушивание аудиокассет «Рождественская ёлочка», «Сказка к Пасхе»; Разучивание стихов к православным праздникам, закличек, колядок, народных игр.
Материал оборудование: Иллюстрации изображающие евангельские события из жизни Иисуса Христа; атрибуты, связанные с праздниками (рождественская звезда,
птица, веточки вербы, крещенская вода, крашенные яйца, печенье, «козульки»,солнышко); изобразительные материалы: акварельные краски, тычки, печатки.
Ход занятия:
Воспитатель :
- Сегодня проведём рассказ
О нашем Господе Христе
О том, как жил Он на земле,
О том, как умер на Кресте,
Возрадуемся Воскресению,
Божественному Вознесению.
Ребята, в России много православных праздников в честь Пресвятой Богородицы, в честь Святых и чудотворных икон. Какие вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель : Но самые большие и светлые праздники связаны с земной жизнью Иисуса Христа.
Сегодня, вспоминая эти праздники, мы сможем и проследить жизненный путь Спасителя. Иллюстрации, которые здесь находятся, помогут нам в этом. А на «чудесном столике» есть предметы, связанные с тем или иным праздником.
(Сажаю детей)
1. Открываю первую иллюстрацию «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Воспитатель : Как вы думаете, какое событие здесь изображено и как называется праздник?
Дети: («Благовещение Пресвятой Богородицы».)
(Рассказ ребёнка об истории праздника)
Воспитатель : Посмотрите, какой из предметов на «чудесном столике» относится к «Благовещению»?
Дети: (Птица)
Воспитатель : Почему?
Дети: (В этот день выпускают птиц на волю. А дети выбегали на горки и закликали птиц. Считается, что птицы весну на крыльях приносят.)
Воспитатель : Кто знает такую закличку?
(ребенок читает закличку)
Курли - курли
Летят журавли.
Курды-си - курды-си
По Руси, по Руси,
Воробьи чирикают
Весну - Красну кликают
Синички - сестрички
Кулики - мужики
Скворцы - молодцы
Из-за моря к нам летите
Весну Красную несите!
2. Открываю вторую иллюстрацию - «Рождество Христово», приглашаю ребёнка.
Воспитатель : Расскажи нам о празднике.
(Рассказ ребёнка)
Воспитатель : Какой предмет на «чудесном столике» относится к «Рождеству»?
Дети: (Рождественская звезда)
Воспитатель : Почему?
Дети: (На «Рождество» звездой украшали ёлку. Ходили с ней по дворам, славили Христа, колядовали.)
Воспитатель : Вспомните наш праздник «Рождества» в детском саду, поколядуйте!
(Дети поют знакомые колядки)
Воспитатель :
Вот вам угощенье
Свежее печенье
Печенье не простое тут
Их «козульками» зовут
(Отдаю ребёнку, он относит на столик)
Воспитатель : Мы обязательно его попробуем после занятия.
3. Открываю следующую иллюстрацию «Сретение Господне»
(Вызываю ребёнка, он называет праздник)
Воспитатель : Что означает слово «сретение»?
Дети: (Встреча.)
Воспитатель : Встреча кого?
Дети: (Человека с Богом.)
Воспитатель : Расскажи об этом событии.
(Ребёнок рассказывает краткую историю)
Воспитатель : Найди предмет на столике, который относится к этому празднику.
Дети: (Солнышко.)
Воспитатель : Почему?
Дети: (Считалось, что в этот день зима с летом встречаются, поэтому закликали солнце и играли в народные игры.)
Дети встают и все вместе читают закличку «Солнышко красное» с выполнением движений.
Солнышко, красное (руки вверх)
Г ори, гори ясно (руки в стороны)
В небо пташкой залети (машут руками)
Нашу землю освети (показывают руками вниз)
В небе рыбкой поплыви (ладошками показывают плывущую рыбку)
Нашу землю оживи! (руки в стороны)
Всех на свете ребятишек (берутся за руки)
Обогрей, оздорови! (прыгают на двух ногах)
4. Следующая иллюстрация - «Крещение Господне»
(Ребёнок называет праздник и рассказывает о событии Крещения)
Воспитатель : Как по - другому называется этот праздник?
Дети: («Богоявление».)
Воспитатель : Почему?
Дети: (Потому что в этот день Бог-Отец явился людям. Открылись небеса и Бог – Отец сказал: «Это есть Сын Мой Возлюбленный» И на Иисуса Христа сошёл СвятойДух)
Воспитатель : Найди предмет на «чудесном столике», связанный с этим праздником.
Дети: («Крещенская вода».)
Воспитатель : -Почему?
Дети: (В этот день в Церкви освящают воду, её несут домой, чтобы окропить своих родных и близких и стены дома.)
Воспитатель : Для чего?
Дети: (Чтобы все были здоровы, чтобы в доме был мир, согласите и. т. д.)
Предлагаю ребенку окропить крещенской водой детей.
5. Открываю следующую иллюстрацию - «Вход Господен в Иерусалим».
Воспитатель : Почему так называется праздник?
(рассказ ребенка)
Воспитатель : У этого праздника тоже есть второе название. Какое?
Дети: («Вербное Воскресение».)
Воспитатель : Почему?
Дети: (В этот день освящают вербу в храме и несут домой, хлещут родных и близких.)
Воспитатель : Для чего?
Дети: (Верба даёт здоровье, силу, красоту.)
Воспитатель : Возьми вербу на «чудесном столике», покажи как это делали.
Ребёнок берёт вербу трогает ею детей, приговаривает:
«Верба, Верба, Верба - хлест
Верба-хлёст - бьёт до слёз,
Верба- синя - бьёт не сильно.
Верба красна бьёт напрасно,
Верба бела - бьёт за дело,
Верба - хлест бьёт до слёз!
6. Следующая иллюстрация - «Пасха»
Воспитатель : Какой это праздник?
Дети: («Пасха»)
Воспитатель : Как он по –другому называется?
Дети: («Светлое Христово Воскресение».)
Воспитатель : Расскажи об этом празднике.
(Рассказ ребёнка)
Воспитатель : Найди на «чудесном столике» предмет, который относится к этому празднику.
Дети: (Яйца)
Воспитатель : Почему?
(Рассказ ребёнка о Марии Магдалине, которая принесла весть царю Тиберию)
Воспитатель : Вспомните, в какие игры на Пасху вы играли с яйцами)
(Ответы детей)
Предлагаю поиграть в игру: «Чьё яйцо будет дольше крутиться?»
7. Показываю иллюстрацию «Вознесение Господне»
Воспитатель : Ребята, посмотрите на иллюстрацию. Что здесь происходит?
(Ответы детей)
Воспитатель : Как называется праздник?
Дети: («Вознесение Господне».)
Воспитатель : Почему он так называется?
(Ответы детей)
Воспитатель : Ребята, многие из православных праздников, которые мы с вами вспомнили на какое время года приходятся?
Дети: (На весну.)
Воспитатель : Перечислите их.
Дети: («Благовещение», «Вербное воскресение», «Пасха», «Вознесение».
Воспитатель : Да, это пора, когда все цветёт и зеленеет, сотворённая Богом природа оживает после зимнего сна и прославляет Создателя цветением и благоуханием. Такую, благодарную Богу весеннюю природу, мы постараемся отобразить в своих рисунках.
(Дети подходят к мольберту и приступают к работе. Звучит аудиозапись «Весенняя песня» Моцарта. В конце занятия рассматривание работ).
(Заканчиваю занятие стихами)
Воспитатель :
Как тянутся к солнцу трава и цветы
Так к Богу всегда устремляйся и ты
Расти, и Его благодатью храним
Живи, как тебе заповедано Им.