Получи документы

Конспект интегрированного познавательного занятия в старшей группе «Глины волшебство»

Марина Кузьмичева
Конспект интегрированного познавательного занятия в старшей группе «Глины волшебство»

Программное содержание:

- познакомить с гончарным ремеслом;

- закрепить знания о народных промыслах из глины;

- словарная работа:

обогащение: гончарный промысел, копанец, топанец, кружало, обжиг, обвар;

активизация: глина, гончарный круг, гончар, гончарная мастерская, глиняный горшок;

- развивать внимание, память, познавательный интерес;

- приобщать к народным ремеслам посредством изготовления поделки из глины;

- воспитывать чувство красоты, национального самосознания.

Публикация «Конспект интегрированного познавательного занятия в старшей группе „Глины волшебство“» размещена в разделах

Оборудование: разрезные картинки по видам промыслов – «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымково», грамзапись русской народной мелодии, кусочек глины на каждого ребенка, доски, стеки, ноутбук.

Предварительная работа: чтение стихов о промыслах, рассматривание иллюстраций гончарного промысла, рисование, лепка, отгадывание загадок, чтение сказок, чтение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла», подготовка презентации по загадке о глиняном горшке.

Ход занятия:

Дети стоят возле воспитателя.

Воспитатель: (читает стих) :

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим и поработаем всем на удивление (стук в дверь, воспитатель вносит три конверта). Почтальон принёс нам конверты. Хотите узнать, что в них? Встаньте за столы (раздает конверты по одному на стол).

Воспитатель: Открывайте конверты, что в них? (ответы детей). Доставайте всё из конверта на стол (дети достают разрезные картинки).

Воспитатель: Ой, беда-беда! По дороге видно, что - то случилось с картинками, они стали непохожими сами на себя. Что же делать, как вы думаете (сложить картинки). Помогите, соберите картинки.

Воспитатель: (обращаясь к детям каждого стола отдельно) Что изображено на вашей картинке?

Дети: На нашей картинке изображена дымковская няня (филимоновская игрушка, гжельская ваза)

Воспитатель: Молодцы, правильно узнали. Кто знает, как можно сказать про эти изделия по-другому (народный промысел). Повтори….(спросить 3-4 детей).

Воспитатель: Из какого материала сделаны эти изделия? (из глины). С давних времен работа с глиной называлась гончарным промыслом (закрепить с 3-4 детьми). Знаете ли вы, как называется человек, делающий изделия из глины? (ответы детей).

Воспитатель: Такой человек называется – гончар.

Воспитатель: Подойдите ко мне (на столе поднос с кусочками глины). Что это дети? (глина). Какого цвета глина? (серая, желтая). Потрогайте глину руками, какая она (липкая, мягкая, мажется). Из такой глины создавали игрушки и посуду народные мастера.

Воспитатель: Протрите руки салфетками и присаживайтесь на скамью. Загадаю вам загадку, да загадку трудную, удивительную:

Был я на копанце,

Был я на топанце,

Был я на кружале,

Был я на пожаре,

Был я на обваре,

Когда молод был, людей кормил,

Когда стар стал, пеленаться стал (горшок)

Воспитатель: Трудно отгадать, да я помогу, много расскажу. «Был я на копанце», как вы думаете, что делали в этом месте? Что напоминает вам это слово? (ответы детей).

Воспитатель: В этом месте копали глину. Копали глину в овраге. У каждого мастера была своя ямка, свое заветное место (слайд 2). Вот так выглядел один копанец (слайд 3). А в современном мире глину добывают машины (слайд 4). Как называлось место, где копали глину (спросить 3-4 детей).

Воспитатель: «Был я на топанце» – в этом месте глину подготавливали к работе (слайд 5, топтали, мешали, делали ее податливой, гладкой, к работе готовой. Что делали в топанце? (топтали, готовили глину к работе).

Воспитатель: «Был я на кружале». Кто знает, что обозначает это слово? (ответы детей).

Воспитатель: Кружало – гончарный круг. Раньше, давным-давно посуду изготавливали вручную, жгутиками, а позже для этого стали пользоваться гончарным кругом (слайд 6). Гончар ногами крутил нижний большой круг, а в месте с нижним крутился меньший круг, на котором гончар работал с глиной, придавая ей форму руками. Отсюда и произошло слово «кружало», т. е круг, крутится.

Воспитатель: Что такое кружало (гончарный круг). Почему он так называется? (гончар крутит круги). Правильно. Труд гончара был очень нелегкий. В настоящее время используют электрический гончарный круг (слайд 7).

Воспитатель: «Был я на пожаре». Как вы представляете себе эту ситуацию? (ответы детей).

Воспитатель: Подготовленную посуду отправляли на «пожар», а точнее в печь, которую возводили на улице (слайд 8). Посмотрите, как обжигали в ней посуду (слайд 9). После обжига она становилась твёрдой, как камень. В настоящее время используют электрическую печь (слайд 10)

Воспитатель: «Был я на обваре» - посуду из глины разрисовывали, украшали, а для закрепления узора обваривали специальным покрытием (слайд 11).

Воспитатель: «Когда молод был – людей кормил, а стар стал – пеленаться стал». В старину бережно относились к посуде. Разбитую и треснутую посуду старались

сохранить, обвивали берестой – «пеленали» (слайд 12).

Воспитатель: (слайд 13) А вот и мой дружок – глиняный горшок. Он и есть отгадка к удивительной народной загадке. А сейчас давайте поиграем, вставайте в круг.

Физкультминутка на основе загадки:

Был я на копанце, (копают)

Был я на топанце, (топают ногами)

Был я на кружале, (кружатся)

Был я на пожаре, (машут руками, изображая огонь)

Был я на обваре, (полуприседания с поворотом в стороны)

Когда молод был, (поглаживают щёки)

Людей кормил, (руки вперед и встороны)

Когда стар стал, (наклон вперед)

Пеленаться стал. (обнимают руками себя за плечи)

Воспитатель: Я предлагаю вам попробовать себя в роли мастеров, и вылепить, что вы хотите. Проходите в гончарную мастерскую, занимайте любое место, берите кусочек глины, для украшения вашего изделия используйте стеки (дети работают под мелодию русской народной песни).

Заключительная часть.

Воспитатель: Поздравляю вас, ребята, теперь вы посвящены в народное искусство гончарного промысла. О каком народном промысле вы сегодня узнали? (о гончарном промысле).

Воспитатель: Пусть народное искусство останется с вами на всю жизнь. Оно, конечно же, сделает ее интереснее, ярче, богаче. На память хочу подарить вам картинки с изображением глиняного горшка (раздаёт детям картинки).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного познавательного занятия «От зёрнышка до каравая» (подготовительная группа)Конспект интегрированного познавательного занятия «От зёрнышка до каравая» (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Берёзка» Конспект интегрированного познавательного.

Конспект НОД познавательного занятия в старшей группе «Здравствуй, лето!» Конспект НОД познавательного занятия в старшей группе «Здравствуй лето!» Цель: Закрепить знания о признаках лета. Закрепить знания о ягодах,.

Конспект познавательного интегрированного занятия по ПДД для детей средней группы «Приключения Нюши на дороге» Конспект познавательного интегрированного занятия по ПДД для детей средней группы. «Приключения Нюши на дороге».Цель: дополнить представления.

Конспект познавательного речевого занятия «Мой город Санкт-Петербург» в старшей группе Задачи: -Закреплять знание о своем городе, о его достопримечательности - Развивать зрительно- мыслительный процесс,умение анализировать.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «По следам энергосбережения» Занятие по энергосбережению «По следам энергосбережения» Развивать у детей познавательную активность, учить детей быть бережливыми. Конспект.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Тайны космоса» Конспект Старшая группа Тема: Тайны космоса. Цель: Расширение знаний о космосе у детей 5-6 лет Задачи: 1. Развивать умение внимательно слушать.

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме «Домашние и дикие животные» Цель: систематизировать представление детей о домашних и диких животных, их повадках. Выявлять противоречия с помощью приема : «хорошо.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Удивительные превращения» Цель: Формирование познавательного интереса у детей. Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Муравьи» Тема: «Муравьи» познавательное занятие в старшей группе Составила: Воспитатель Андрияш Татьяна Андреевна Цель: Создать условия для знакомства.

Конспект занятия познавательного цикла в старшей группе по системе Глена Домана «Посуда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Солнышко» п Красногвардейское Красногвардейского района Республики.

Автор публикации:
Конспект интегрированного познавательного занятия в старшей группе «Глины волшебство»
Опубликовано: 16 июля 2018 в 20:09
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД