Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»

Татьяна Лашукевич
Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»

Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение

«Центр образования «Эврика»

Конспект

интегрированного урока

Художественно – эстетическое развитие

Компонент: «Хореография и ИЗО деятельность»

Тема: «Узоры декоративной росписи в элементах народного танца». На примерах декоративной росписи и русских хороводов.

Составитель: Лашукевич Т. П.

Кузнецова Е. Ф.

Петропавловск – Камчатский

2018 г.

Интегрированный урок:

«Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве».

Тема: Пластика и выразительность.

Под тема: «Узорыдекоративной росписи в элементах народного танца». На примерах декоративной росписи и русских хороводов.

Цель занятия:

Изобразительное искусство:

Научить видеть общие элементы в рисунке народного танца и в особенностях декоративной дымковской росписи;

Хореография:

Научить соединять различные виды творчества.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы

Учитель ИЗО: У нас сегодня совместный интегрированный урок, на который мы пригласили гостей и всех учеников второго класса, для того, чтобы показать, что же такое «Пластика и выразительность в хореографии и изобразительном искусстве».

На примере декоративной росписи и русских хороводов.

Педагог хореограф:

А для начала просмотрите, пожалуйста, небольшую видеозапись. Постарайтесь запомнить все, что увидели.

1. (Видео ансамбль «Берёзка»)

• Что увидели? Какой вид музыкального искусства представлен? (танец)

• Какой это танец? (народный)

• Танецкакого народа увидели? (русского)

• Как определили? (звучат народные инструменты, исполнители одеты в народные костюмы)

• А какие народные танцы вы знаете? (хоровод, кадриль, пляска)

• Какие рисунки танца вы знаете?

Танец – является одним из самых древнейших видов искусства. Как и у любых событий в истории, у танца есть свои этапы развития. И на всех этих этапах танец сопровождали: изобразительное искусство, поэзия, устное и письменное творчество. Именно благодаря всем этим видам искусства мы смогли узнать о танцевальной культуре разных эпох и разных народов.

Но, мы сегодня остановимся на одном виде:

Хоровод (карагод,танок,круг,улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское, оро (македонское, коло (хорватское, хоро (болгарское). Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью. Хоровод всегда был неотъемлемым элементом русской народной культуры. Издревле ни одно большое праздничное гулянье не проходило без веселых хороводов: люди брались за руки и образовывали круг, при этом еще громко били в ладоши.

Как вы думаете,что такое пластика и выразительность?

Пластика и выразительность:

1) Пластичность, выразительность линий — эмоциональная художественнаявыразительность, гармония, изящество.

2) В танце — плавность, изящество движений.

-Давайте сравним знаки в росписи и рисунок танца.

Преподаватель задает вопросы по пройденному материалу рисунок танца.

- Какие рисунки танца мы с вами знаем? (круг, змейка, корзинка, воротца, и т. д.)

Преподаватель называет знаки росписи, девочки исполняют русский хоровод «Василисы»:

Знак солнца (в росписи - это круги, а в танце - хоровод в один и два круга, спираль);

Знаки воды (в росписи - волнистые и ломаные линии, а в танце - змейка);

Засеянное поле (в росписи- ромбы и овалы с точками внутри, а в танце - прямые параллельные линии, которые в танце носят название – улицы, и лодочки);

Хлебные зерна (в росписи – веточки и колосья, а в танце – движения парами и тройками).

Учитель ИЗО:

- Посмотрите, а не кажется ли вам,ребята, что рисунок танца похож на орнаменты? Учащиеся отвечают (да, похож)

Учитель ИЗО:

- Рисуноктанца и народная роспись,похожи? (Конечно, похожи и роспись и рисунки танца)

- Как вы думаете, используются ли орнаменты в украшении хороводных костюмах?

- Кто занимается созданием костюмов для танца? (художники декораторы, модельеры)

- Почему на хороводных костюмах, изображаются разные орнаменты и цвета, как вы думаете? (если дети затрудняются с ответом, педагоги помогают найти ответ на поставленный вопрос.) Потому, что хороводы как же, как и костюмы в каждой области были свои.

- Что объединяетИЗО с народным танцем?

- О чем мы с вами на занятии будем говорить? (о народных росписях.)

- Какие народные росписи, в которых используются подобные «знаки» вы знаете? (дымковская, хохломская, гжельская и др.)

- Где еще можем увидеть подобный узор?

- В какой декоративной росписи?

-Из всех декоративных росписей мы более подробно остановимся на росписи дымковской игрушки.

Дымковскую игрушку знают не только взрослые и дети в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Называется она так потому, что родилась в слободе Дымково недалеко от города Кирова. Разными ремеслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки.

Обычно они были в виде сказочных животных – это петушки, козлики, уточки, коровки, индюшки. И конечно, не малое значение имели и фигуры людей – барынь, гусаров…

Народные мастера, особое внимание уделяли орнаментальной росписи, красивые Кокошники, платочки, шляпки и самое главное яркие, нарядные сарафаны или юбки.

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупные узоры.

Методы и технологииросписи Барыни.

Сейчас мы с вами приступим к росписи плоскостной игрушки «Барыня»,но для начала ознакомимся с некоторыми особенностями «Дымковской игрушки».

В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный - говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой - цвет неба.

У вас на столах есть плоскостной рисунок формата А3. Прежде чем приступить к росписи,послушайте этапы выполнения задания.

Сначала рисовали волосы, наносили брови и глаза, три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, кофту и завершалась роспись орнаментацией юбки.

Подготовка к самостоятельной работе.

1. На игрушке намечаете карандашом основные элементы (лицо, узор)

2. Раскрашиваете головной убор, жакет и один из элементов росписи на юбке одним из цветов.

3. Расписывается юбка

4. Рисуется лицо

5. Прорисовываются детали

Прежде чем приступить к практической работе, давайте проведем

«физ. минутку» в форме сидячего тренинга на закрепление материала.

Под веселую народную мелодию, учащиеся по показу педагога хореографа прорисовывают кистями рук все основные узоры росписи и рисунка танца.

Самостоятельная работа.

Роспись «Барыни».

Педагоги при необходимости, помогают учащимся, справится с заданием.

Итог урока:

- Посмотрите, какие красивые, росписи у нас получились.

- Итак, ребята,что вам понравилось сегодня на нашем занятии?

- Что самое интересное,вам запомнилось.

- Какую роспись мы с вами изучили?

- Чем похожи народный танец и народные узоры?

- Как вы думаете,как связаны пластика и выразительность в танце и в изобразительном искусстве?

Педагог хореограф:

Давайте мы закрепим наши знания в танце!

Все танцуют хоровод.

Посмотрите, какой красивый, пестрый хоровод у нас получился. Видя такое можно только гордиться, тем что, мы живем в России.

Молодцы ребята, спасибо вам, вы сегодня хорошо поработали!

До свидания!

Список литературы:

1. Алексеева, О. И. Народная хореография в вокально-хоровом коллективе: учеб. - метод. пособие / О. И. Алексеева ; Упр. культуры Белгор. обл., БГИКИ рец.: И. И. Веретенников, И. Н. Карачаров. – Белгород: БГИКИ, 2010.

2. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В. М. Щуров ; Московская гос. консерватория. – М.: Музыка, 2007.

3. Ткаченко, Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.

4. Уральская, В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М., 1972.

5. Климов, А. Основы русского танца. – М.: Искусство, 1994.

6. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е. // Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.

7. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - C. 58-63.

8. И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 332 с.

9. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы: учеб. для проф. учеб. заведений / П. И. Уткина, Н. С. Королева. - М.:Высш. шк., 1992. - 159.

Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»

Фото к публикации

Автор публикации:
Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»
Опубликовано: 11 января 2019 в 22:52
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета» (Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Оформление участка «Зимние забавы».
Зима шагает весело по городам и сёлам. С Новогодними праздниками, кучей подарков, интересными и весёлыми развлечениями для детей и взрослых. Много снега,...