Лучший педагог года

Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве» (7 фото)

Татьяна Лашукевич
Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»

Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение

«Центр образования «Эврика»

Конспект

интегрированного урока

Художественно – эстетическое развитие

Компонент: «Хореография и ИЗО деятельность»

Тема: «Узоры декоративной росписи в элементах народного танца». На примерах декоративной росписи и русских хороводов.

Составитель: Лашукевич Т. П.

Кузнецова Е. Ф.

Петропавловск – Камчатский

2018 г.

Интегрированный урок :

Публикация «Конспект интегрированного урока „Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве“» размещена в разделах

«Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве».

Тема: Пластика и выразительность.

Под тема: «Узорыдекоративной росписи в элементах народного танца». На примерах декоративной росписи и русских хороводов.

Цель занятия:

Изобразительное искусство :

Научить видеть общие элементы в рисунке народного танца и в особенностях декоративной дымковской росписи;

Хореография :

Научить соединять различные виды творчества.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы

Учитель ИЗО: У нас сегодня совместный интегрированный урок, на который мы пригласили гостей и всех учеников второго класса, для того, чтобы показать, что же такое «Пластика и выразительность в хореографии и изобразительном искусстве».

На примере декоративной росписи и русских хороводов.

Педагог хореограф :

А для начала просмотрите, пожалуйста, небольшую видеозапись. Постарайтесь запомнить все, что увидели.

1. (Видео ансамбль «Берёзка»)

• Что увидели? Какой вид музыкального искусства представлен? (танец)

• Какой это танец? (народный)

• Танецкакого народа увидели? (русского)

• Как определили? (звучат народные инструменты, исполнители одеты в народные костюмы)

• А какие народные танцы вы знаете? (хоровод, кадриль, пляска)

• Какие рисунки танца вы знаете?

Танец – является одним из самых древнейших видов искусства. Как и у любых событий в истории, у танца есть свои этапы развития. И на всех этих этапах танец сопровождали: изобразительное искусство, поэзия, устное и письменное творчество. Именно благодаря всем этим видам искусства мы смогли узнать о танцевальной культуре разных эпох и разных народов.

Но, мы сегодня остановимся на одном виде:

Хоровод (карагод,танок,круг,улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское, оро (македонское, коло (хорватское, хоро (болгарское). Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью. Хоровод всегда был неотъемлемым элементом русской народной культуры. Издревле ни одно большое праздничное гулянье не проходило без веселых хороводов: люди брались за руки и образовывали круг, при этом еще громко били в ладоши.

Как вы думаете,что такое пластика и выразительность?

Пластика и выразительность :

1) Пластичность, выразительность линий — эмоциональная художественнаявыразительность, гармония, изящество.

2) В танце — плавность, изящество движений.

-Давайте сравним знаки в росписи и рисунок танца.

Преподаватель задает вопросы по пройденному материалу рисунок танца.

- Какие рисунки танца мы с вами знаем? (круг, змейка, корзинка, воротца, и т. д.)

Преподаватель называет знаки росписи, девочки исполняют русский хоровод «Василисы» :

Знак солнца (в росписи - это круги, а в танце - хоровод в один и два круга, спираль);

Знаки воды (в росписи - волнистые и ломаные линии, а в танце - змейка);

Засеянное поле (в росписи- ромбы и овалы с точками внутри, а в танце - прямые параллельные линии, которые в танце носят название – улицы, и лодочки);

Хлебные зерна (в росписи – веточки и колосья, а в танце – движения парами и тройками).

Учитель ИЗО:

- Посмотрите, а не кажется ли вам,ребята, что рисунок танца похож на орнаменты? Учащиеся отвечают (да, похож)

Учитель ИЗО:

- Рисуноктанца и народная роспись,похожи? (Конечно, похожи и роспись и рисунки танца)

- Как вы думаете, используются ли орнаменты в украшении хороводных костюмах?

- Кто занимается созданием костюмов для танца? (художники декораторы, модельеры)

- Почему на хороводных костюмах, изображаются разные орнаменты и цвета, как вы думаете? (если дети затрудняются с ответом, педагоги помогают найти ответ на поставленный вопрос.) Потому, что хороводы как же, как и костюмы в каждой области были свои.

- Что объединяетИЗО с народным танцем?

- О чем мы с вами на занятии будем говорить? (о народных росписях.)

- Какие народные росписи, в которых используются подобные «знаки» вы знаете? (дымковская, хохломская, гжельская и др.)

- Где еще можем увидеть подобный узор?

- В какой декоративной росписи?

-Из всех декоративных росписей мы более подробно остановимся на росписи дымковской игрушки.

Дымковскую игрушку знают не только взрослые и дети в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Называется она так потому, что родилась в слободе Дымково недалеко от города Кирова. Разными ремеслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки.

Обычно они были в виде сказочных животных – это петушки, козлики, уточки, коровки, индюшки. И конечно, не малое значение имели и фигуры людей – барынь, гусаров…

Народные мастера, особое внимание уделяли орнаментальной росписи, красивые Кокошники, платочки, шляпки и самое главное яркие, нарядные сарафаны или юбки.

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупные узоры.

Методы и технологииросписи Барыни.

Сейчас мы с вами приступим к росписи плоскостной игрушки «Барыня»,но для начала ознакомимся с некоторыми особенностями «Дымковской игрушки».

В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.

При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный - говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой - цвет неба.

У вас на столах есть плоскостной рисунок формата А3. Прежде чем приступить к росписи,послушайте этапы выполнения задания.

Сначала рисовали волосы, наносили брови и глаза, три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, кофту и завершалась роспись орнаментацией юбки.

Подготовка к самостоятельной работе.

1. На игрушке намечаете карандашом основные элементы (лицо, узор)

2. Раскрашиваете головной убор, жакет и один из элементов росписи на юбке одним из цветов.

3. Расписывается юбка

4. Рисуется лицо

5. Прорисовываются детали

Прежде чем приступить к практической работе, давайте проведем

«физ. минутку» в форме сидячего тренинга на закрепление материала.

Под веселую народную мелодию, учащиеся по показу педагога хореографа прорисовывают кистями рук все основные узоры росписи и рисунка танца.

Самостоятельная работа.

Роспись «Барыни».

Педагоги при необходимости, помогают учащимся, справится с заданием.

Итог урока :

- Посмотрите, какие красивые, росписи у нас получились.

- Итак, ребята,что вам понравилось сегодня на нашем занятии?

- Что самое интересное,вам запомнилось.

- Какую роспись мы с вами изучили?

- Чем похожи народный танец и народные узоры?

- Как вы думаете,как связаны пластика и выразительность в танце и в изобразительном искусстве?

Педагог хореограф :

Давайте мы закрепим наши знания в танце!

Все танцуют хоровод.

Посмотрите, какой красивый, пестрый хоровод у нас получился. Видя такое можно только гордиться, тем что, мы живем в России.

Молодцы ребята, спасибо вам, вы сегодня хорошо поработали!

До свидания!

Список литературы:

1. Алексеева, О. И. Народная хореография в вокально-хоровом коллективе : учеб. - метод. пособие / О. И. Алексеева ; Упр. культуры Белгор. обл., БГИКИ рец. : И. И. Веретенников, И. Н. Карачаров. – Белгород : БГИКИ, 2010.

2. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора : учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. Ч. 1 : История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В. М. Щуров ; Московская гос. консерватория. – М. : Музыка, 2007.

3. Ткаченко, Т. Народный танец. – М. : Искусство, 1967.

4. Уральская, В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М., 1972.

5. Климов, А. Основы русского танца. – М. : Искусство, 1994.

6. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е. // Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.

7. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - C. 58-63.

8. И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 332 с.

9. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П. И. Уткина, Н. С. Королева. - М. :Высш. шк., 1992. - 159.

Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»

Фото к публикации

Фото «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»
Конспект интегрированного урока - фото
Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение Центр образования Эврика Конспект интегрированного урока Художественно эстетическое развитие Компонент Хореография и ИЗО в школе ИЗО деятельность Тема Узоры декоративной росписи в элементах народного танца На примерах декоративной росписи и русских хороводов Составитель Лашукевич Т
Автор публикации:
Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»
Опубликовано: 11 января 2019 в 22:52
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД