Алла
Конспект интегрированного занятия «Друг мой, северный олень!» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
«Друг мой, северный олень!»
(занятие)
(старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Морозко» Дурасова Алла Александровна)
Возраст: дети от 6 – 7 лет
Интеграция : «Социализация». «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Программные образовательные задачи.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Друг мой, северный олень!“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
* Активизировать интерес детей к познанию родного края.
* Обогащать представления детей об олене, как хорошем помощнике для северного
человека.
* Заинтересовать детей изготовлением изображения оленя из бумаги в технике оригами.
* Формировать образные представления, воображение, речетворческие способности
(описание своей поделки).
* Вызвать положительные эмоции на результат своего труда.
Методы и приёмы реализации занятия
* зрительный контакт с детьми
* наглядность
* сообщение новых знаний
*ситуативный разговор
*беседа
* физкультурная минутка
* постановка вопроса
* описание
* загадка
* создание ситуаций успеха для каждого ребёнка
* рефлексия
* музыкальное сопровождение «Мелодии зимы» Э. Компанейца
* дружелюбный тон
* поддержка, установка «ты всё можешь»
* показ педагога, что и как делать
* поощрение самостоятельных действий
*помощь и показ процесса изготовления бумажного оленя по просьбе ребёнка
* индивидуальная работа
* рассматривание слайдов
* просмотр видео материала
Словарная работа.
Уточнение словаря: Стойбище – временная стоянка оленеводов
Каюр – погонщик оленей
Хорей – тонкий гибкий шест, которым управляется оленья упряжка
Обогащение словаря: Северный олень
Оленья упряжка
Гордый, выносливый
Оборудование, материалы.
* мультимедийная установка
* музыкальный центр
* макет «Зимнее стойбище народа ханты»
* образец изображения оленя из бумаги
* заготовка – выкройка из бумаги оленя для каждого ребёнка
* бумажные цветные полоски 10 цветов с национальным орнаментом
* клей
* атрибуты, имитирующие рога оленя - для детей
Содержание занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, мои юные друзья! Хочу предложить вам увлекательное и занимательное дело. Вас заинтересовало моё предложение?
(ответы детей)
Воспитатель: Возьмёмся за руки, друзья. У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами - одна большая крепкая и дружная семья. И живём мы вместе в удивительном и прекрасном городе.
- Вы любите город, в котором живёте? (ответы детей)
- Как называется наш город? (ответы детей)
- А кто знает, как называется край, в котором мы живём? (ответы детей).
Обобщение воспитателя: край, в котором мы живём, называется Югорским.
- Кто является коренными жителями Югорского края? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: коренными жителями Югорского края являются малые народы - ханты и манси.
Дети рассаживаются на стульчики перед мультимедиа.
- А знаете ли вы, чем занимается народ ханты? (ответы детей).
Сообщение воспитателя: (сопровождается показом слайдов)
Одно из основных занятий народа ханты – оленеводство. Олень - очень сильное и выносливое животное, может долго бежать и не устаёт. Его тонкие ноги не проваливаются в снег.
Люди заметили это. И, поэтому., как вы думаете, что они сделали? (ответы детей).
Обобщение воспитателя: Люди приручили их, и олени стали домашними животными. Главное преимущество оленей перед другими домашними животными в том, что они находятся на подножном корме.
- Что значит «находятся на подножном корме?» (ответы детей)
Обобщение воспитателя: «Находятся на подножном корме» - это значит, что животные сами находят корм.
- Знаете ли вы, чем летом питаются олени? (ответы детей)
- Чем зимой питаются олени? (ответы детей)
- Как добывают корм олени зимой?
Обобщение воспитателя:
Летом олени едят траву, грибы, объедают листья кустарников; а зимой - разгребают копытами снег, чтобы добраться до мха – ягеля, лишайников, травы. Передние копыта оленя удлинённые и очень широкие, поэтому ими удобно разгребать снег в поисках корма.
Оленей используют как транспорт. Зимой и летом возят олени людей на длинных санях (нартах) и верхом. В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет оленьей упряжкой погонщик (каюр, в руках у каюра длинный тонкий гибкий шест (хорей). С помощью хорея управляется оленья упряжка. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, живут в чумах на стойбище, (стойбище – временная стоянка оленеводов).
Ханты очень любят и знают своих оленей. Называют их по – разному, например, по форме пятна, по количеству пятен, по особенному цвету (пятнистый, серенький). Ещё они разговаривают с прирученными оленями, дают им даже имена, поют им песни, гладят по шее и по лбу между бугорками, откуда растут рога. Олени благодарно смотрят, шевелят ушами, мотают головой, тыкают свою мордочку в грудь оленеводу.
Воспитатель обращает внимание на слайд с изображением северного оленя :
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
- Что можно сказать о внешнем виде оленя? Как он выглядит? (ответы детей)
- Из каких частей состоит тело оленя? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: Олень – гордое, красивое и выносливое животное. Он не боится северных холодов, так как природа подарила этому животному густой, лёгкий и очень тёплый мех; а на шее у оленя – длинная пушистая грива.
Олень для северного человека – очень хороший помощник.
В праздники оленьи упряжки украшают национальными орнаментами и ханты устраивают соревнования.
Вопросы:
- Кто из вас был на празднике? (ответы детей)
- Хотите посмотреть фрагмент праздника?
(Видеоматериал «На празднике оленеводов»)
Ханты гордятся своими оленями. Про оленей в народе говорят :
- Оленю лучшая мерка – в дороге проверка;
- Сильному оленю большая дорога не страшна, а слабому и маленькая тяжела;
- Как высоко олень несёт свою голову, так же высоко держи имя своё.
Воспитатель: Предлагаю посмотреть на северных оленей и полюбоваться ими.
(Видеоматериал «В гостях у оленеводов крайнего севера»)
Рефлексия.
- Дети, кто хочет рассказать о том, какой олень?
- Что нового, интересного вы узнали об олене?
- Чем является олень для северного человека?
- А сейчас, ребята, физкультурная минутка «Важенка и оленята»
Музыкальное сопровождение «Мелодии зимы» Э. Компанейца
Воспитатель – важенка, дети – оленята.
Воспитатель раздаёт детям атрибуты, имитирующие рога оленят.
Воспитатель: Кто такая важенка? (ответы детей)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята.
Дети двигаются врассыпную со свободными движениями рук, высоко поднимая колени
Объясняет каждому
Всё что не понятно…
Показывает жест руками к детям
Бегают, играют, рожками бодают.
Меж кустами белыми: прыг-прыг-прыг
Держась прямо, не опуская головы, руки на поясе, прыгать, поочерёдно высоко поднимая согнутые в коленях ноги
Над снегами пышными: скрип-скрип-скрип.
Шагают на месте, высоко поднимая колени
На большой поляне
В морозный ясный день,
Разгребая снег копытом,
Ищет ягель наш олень.
Небольшой наклон вперёд, руки свободно вдоль туловища, поднимают ногу, согнутую в колене. Совершают имитационные движения «добраться до мха - ягеля»
И, вдыхая свежий воздух
Ноздри раздувая,
Оленята с важенкой целый день играют
Свободные движения детей
Оригами.
Воспитатель:
От рогов ветвистых, стройных на снегу заметна тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря? Это… северный олень.
Мы будем делать изображение оленя из бумаги.
Показ образца бумажного оленя : воспитатель обращает внимание детей на цветную полоску с орнаментом, которая находится вокруг туловища оленя за передними ногами.
Воспитатель: Как вы думаете, что это может быть? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: это часть праздничной упряжки оленя.
Такой олень получится у каждого из вас.
Показ воспитателя контурных линий и способ изготовления изображения оленя.
Работа детей :
- процесс изготовления бумажного оленя;
- наклеивание цветной бумажной полоски с элементами национального орнамента.
Рефлексия.
Что сделал из бумаги каждый из вас?
Рассмотрите своих бумажных оленей, полюбуйтесь ими, придумайте им имена (ребёнок называет имя своего оленя).
Кто хочет рассказать о своём бумажном олене?
(В случае затруднения ответов детей – образец рассказа воспитателя:
Моего оленя зовут Белолобик.
Он быстрый, красивый и добрый.
У него праздничная упряжка красного цвета.)
Обобщение воспитателя: Вы проявили уверенность в своих силах, старательность, активность - поэтому и олень получился у каждого.
Воспитатель предлагает детям встать, взять своих бумажных оленей и подойти к макету.
- Что вы видите? (ответы детей)
Обобщение воспитателя: Это макет зимнего стойбища народа ханты:
Чум на стойбище стоит, в котелке вода кипит.
Рядом нарты у столба поджидают седока.
Предлагаю не тужить и оленей отпустить…
дети расставляют оленей на макете (получилось целое стадо оленей;
- Вы запомнили своего оленя? Как запомнил своего оленя (имя ребёнка?
Беги, мой оленёнок, с ветвистыми рогами,
По тайге, занесённой пушистыми снегами.
Друг, мой, северный олень, белый, словно, снег
Он в сугробах до колен не убавит бег.
После занятия.
Воспитатель: Предлагаю перенести макет в группу, пригласить своих родителей и детей из других групп. Пусть они полюбуются твореньем ваших очень умелых рук.
Вы согласны? (ответы детей).