Получи документы

Конспект интегрированного занятия «Мой родной край-Южный Урал»

Ольга Глинина
Конспект интегрированного занятия «Мой родной край-Южный Урал»

Конспект интегрированного занятия

«Мой родной край – Южный Урал»

Старшая группа

Цель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о

родном крае.

Задачи.

1. Формировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Закреплять умение украшать узорами предметы декоративного искусства.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Мой родной край-Южный Урал“» размещена в разделах

2. Развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие, творческую фантазию, интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

3. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края, интерес к художественным образам народного изобразительно – пластического искусства.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П. П. Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.

Методы и приемы:

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, художественное слово);

- практические (создание окна с резными наличниками, игровая ситуация).

Используемые материалы.

Раздаточный: доска для лепки, соленое тесто, стека, клеенка, салфетка, силуэт деревянной избы из картона (на каждого ребенка).

Демонстрационный: иллюстрации с изображением наличников, иллюстрации с изображением элементов узора на наличниках, презентация «Города Южного Урала», макет деревянной русской избы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и гости. Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Здравствуй!».

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета. (Глобус)

- Ребята, давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.

- Как называется наша страна? (Россия).

- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Я хочу, чтобы вы тоже любили свою Родину.

2. Основная часть.

- Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём.

- Скажите, пожалуйста, как называется наш край? (Урал)

- Урал - это край, где мы живём. Уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские.

- Какие Уральские горы? Что можно про них сказать? (Высокие, холмистые).

Про него говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал и Бажова читал,

Тот у нас непременно останется». (Л. П. Владимиров).

- Павел Петрович Бажов уральский писатель.

- Он очень любил свой край. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали люди. А потом эти легенды перелагал в сказы. Рассказывал в своих произведениях про мастеров Урала. Первая книга его называлась «Уральские были».

- Назовите, пожалуйста, Сказы Бажова, которые мы читали.

Физминутка.

Осторожно ветер

За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко (постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько

Ветками черемух (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то,

Вперемешку с пылью.

- Наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется то место в России, где мы живем? (Южный Урал).

- Столица Южного Урала – Челябинск.

- Я приглашаю вас отправиться на экскурсию по городам и природным богатствам Южного Урала. Магнитогорск- назван по горе Магнитной, хранившей большие запасы магнитного железняка, у подножия которой был сооружён завод-гигант Магнитогорский металлургический комбинат. Большая часть железа в России приготовляется из магнитного железняка.

- Златоуст – старейший город. Расположен на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали.

- Какие ещё города на Южном Урале вы знаете? Чем они знамениты?

- Касли. Тульский купецосновал здесь - на берегах озера Большие Касли – литейный завод. На этом заводе зародилось и развивается в наши дни – художественное литьё. Каслинское литьё из чугуна.

- Следующий город Южного Урала. Догадались какой (Куса)

- Небольшой городок Куса. Наверное, мало кто знал бы о существовании этого городка, если бы он не прославился чугунным литьём.

Слайд №20, 21.

- История Кусинского железоделательного завода начинается очень давно, когда один купец купил у местных жителей землю для постройки завода. Место было выбрано отличное: две реки Куса и Ай снабжали завод водой.

Первая продукция завода скобы, гвозди. Затем завод освоил производство посудного и печного литья, которое, несмотря на простоту своих форм, требовало немалого умения и опыта.

- Слава Кусинского литья всегда была в тени славы знаменитого Каслинского литья. Лучшие произведения Кусы часто ошибочно назывались Каслинскими художественными отливками. Традиции мастерства Кусинские литейщики бережно передают из поколения в поколение.

- На Южном Урале живут разные народы : русские, татары, башкиры, казахи, армяне и др.

- Мы поговорим о русском народе. Русский народ селился не только в городах, но и в деревнях. В деревнях жили крестьяне, работающие на земле, и казаки – военнослужащие люди.

- Уральские деревни имели широкие улицы, так как у крестьян было много земли. Дома у крестьян были построены из брёвен и назывались «избы».

-Избы, сделанные из брёвен, покрывались соломой и досками. Крыша украшалась коньком. Конь – это воплощение плодородия и богатого урожая.

- Крепкие дома из дерева строили мастеровые – «древоделы», а строили они топором. Даже поговорка такая есть: «Топор всему делу голова», «Не бравшись за топор, избы не срубишь».

- Были еще и «мастеровые» - это мастера, которые украшали дома резьбой, резными узорами.

- Посмотрите, какие красивые окна.

- Как вы думаете, почему люди так старались украсить окна?

- Считалось, чтоокна - глаза на лице дома, свет, связь с внешним миром.

- Окна обрамлялись резными наличниками –это самая украшенная часть избы. Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Поэтому наличники – это украшение окна. В узорном убранстве наличников можно было увидеть образы растений, животных, фантастических существ.

Защищая своё жилище от злых сил, также изображализнаки – обереги:

круг – солнце, волны – вода, ломаная линия–земля. Образ птицы–это

символдобра, благополучия, счастья.

- На окна навешивали ставни, от слова ставить. Ставнями прикрывали окна от холода. Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы.

- В старину говорили, что днем окна смотрят на все происходящее, а на ночь окна закрываются ставнями и изба погружается в сон.

Физминутка.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём во одном краю.

Всех я вас приветствую!

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы хотите стать мастеровыми, соорудить окно и украсить его наличниками с узорами, которые вы сами придумаете.

- Предлагаю вылепить окно с наличниками из соленого теста, поместить на избу, а когда окно подсохнет мы его распишем краской на следующем занятии.

- Давайте вспомним какие узоры изображали мастеровые на наличниках.

Беседа по картинкам с изображением узоров на наличниках.

Показ выполнения окна и наличников из соленого теста

- Раскатываем жгутики – выполняем раму, затем из жгутиков разной формы вылепляем узоры (это может быть круг – солнце, волны – вода, ломаная линия – земля, образ птицы).

Самостоятельная деятельность детей.

3. Рефлексия.

- Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».

- Ребята, скажите, пожалуйста, из чего строили русские избы?

- Как называют украшение окон?

- Что нового для себя вы сегодня узнали на занятии?

- Назовите, пожалуйста, столицу Южного Урала?

- Какие народы живут Южном Урале?

- Чем славится город Куса, город Златоуст?

- Скажем нашим гостям до свидания! Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки» : учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.

3. Шестаков А. В. РОСТОК: учебное пособие по художественно- творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996. - 1992с.

4. Бабунова Е. С., Багаутдинова С., Едакока И. Наш дом – Южный Урал : программно – методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. – Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. - 255с.

5. Бажов П. П. «Сказы» : ООО Издательство «Эксмо», 2003. -183с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по реализации НРК «Цвети, мой край родной» "Цвети мой край родной" Цели: Дать детям представление о родине. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед.

Конспект занятия «Люблю тебя, мой край родной» Ход Ребята, закройте глаза и представьте: Ярко светит солнце, Дует лёгкий ветерок Мы вдыхаем его чистый Свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

«Мой родной край». Конспект занятия по патриотическому воспитанию (первая младшая группа)«Мой родной край». Конспект занятия по патриотическому воспитанию (первая младшая группа) Цель: воспитание у детей I младшей группы нравственно-патриотических чувств. Задачи: формировать начальные представления о своей малой Родине.

Центр нравственно-патриотического воспитания «Родной край — Южный Урал»Центр нравственно-патриотического воспитания «Родной край — Южный Урал» Край родной, малая родина, что же это? В памяти вплывают строки стихотворения «Малая Родина» Т. Боковой. Малая Родина – Островок земли.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя-мой край родной» Цель: 1. Обобщение знаний детей о растительном и животном мире родного края. 2. Развитие интереса к родному краю. 3. Формирование чувства.

Конспект занятия по речевому развитию «Сахалин — мой край родной» (подготовительная группа) Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема : «Сахалин – мой край родной» Воспитатель МБДОУ №42 «Черёмушки» Шакирова Людмила.

Проект «Наш дом Южный Урал» Участники проекта: дети, педагоги, родители. Тип проекта:познавательно - творческий, краткосрочный Актуальность проекта. Жизнь ребенка.

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Сценарий проведения праздничного мероприятия «Мой край родной, мой край неброский», посвященный 85-летию района Сценарий, посвященный 85-летию Земетчинского района «Мой край родной, мой край неброский». Сценарий подготовила Учитель.

Конспект занятия по составлению рассказа на тему «Мой край родной» Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; употреблять в речи сложноподчиненные предложения, упражнять в согласовании прилагательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Мой родной край-Южный Урал»
Опубликовано: 2 октября 2017 в 21:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД