Конспект интегрированного занятия «Мой родной край-Южный Урал»

Ольга Глинина
Конспект интегрированного занятия «Мой родной край-Южный Урал»

Конспект интегрированного занятия

«Мой родной край – Южный Урал»

Старшая группа

Цель. Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о

родном крае.

Задачи.

1. Формировать знания детей о Южном Урале. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Закреплять умение украшать узорами предметы декоративного искусства.

2. Развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие, творческую фантазию, интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

3. Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края, интерес к художественным образам народного изобразительно – пластического искусства.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа:

Чтение сказов П. П. Бажова. Просмотр мультипликационных фильмов по произведениям П. П. Бажова. Заучивание пословиц и поговорок о Родине.

Методы и приемы:

- наглядные (показ, демонстрация);

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, художественное слово);

- практические (создание окна с резными наличниками, игровая ситуация).

Используемые материалы.

Раздаточный: доска для лепки, соленое тесто, стека, клеенка, салфетка, силуэт деревянной избы из картона (на каждого ребенка).

Демонстрационный: иллюстрации с изображением наличников, иллюстрации с изображением элементов узора на наличниках, презентация «Города Южного Урала», макет деревянной русской избы.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята и гости. Давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга,улыбнитесь и скажите: «Здравствуй!».

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета. (Глобус)

- Ребята, давайте рассмотрим его. Глобус имеет форму шара, потому что это модель Земли. На глобусе изображены все страны мира, моря и океаны. А вот здесь – наша страна, в которой мы живём.

- Как называется наша страна? (Россия).

- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. Чем лучше человек знает свой край, тем больше он его любит. Я хочу, чтобы вы тоже любили свою Родину.

2. Основная часть.

- Среди просторов нашей страны есть чудесный край, в котором мы живём.

- Скажите, пожалуйста, как называется наш край? (Урал)

- Урал - это край, где мы живём. Уральская природа очень разнообразная и неповторимая. На Урале есть горы, а называются они Уральские.

- Какие Уральские горы? Что можно про них сказать? (Высокие, холмистые).

Про него говорят, что камнями - богат,

И умельцами тоже он славится.

Кто в краю побывал и Бажова читал,

Тот у нас непременно останется». (Л. П. Владимиров).

- Павел Петрович Бажов уральский писатель.

- Он очень любил свой край. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали люди. А потом эти легенды перелагал в сказы. Рассказывал в своих произведениях про мастеров Урала. Первая книга его называлась «Уральские были».

- Назовите, пожалуйста, Сказы Бажова, которые мы читали.

Физминутка.

Осторожно ветер

За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко (постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько

Ветками черемух (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то,

Вперемешку с пылью.

- Наша страна большая, а у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и живёт.

- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется то место в России, где мы живем? (Южный Урал).

- Столица Южного Урала – Челябинск.

- Я приглашаю вас отправиться на экскурсию по городам и природным богатствам Южного Урала. Магнитогорск- назван по горе Магнитной, хранившей большие запасы магнитного железняка, у подножия которой был сооружён завод-гигант Магнитогорский металлургический комбинат. Большая часть железа в России приготовляется из магнитного железняка.

- Златоуст – старейший город. Расположен на берегах горной реки Ай. На весь мир известен достижениями Златоустовских мастеров гравюры на стали.

- Какие ещё города на Южном Урале вы знаете? Чем они знамениты?

- Касли. Тульский купецосновал здесь - на берегах озера Большие Касли – литейный завод. На этом заводе зародилось и развивается в наши дни – художественное литьё. Каслинское литьё из чугуна.

- Следующий город Южного Урала. Догадались какой (Куса)

- Небольшой городок Куса. Наверное, мало кто знал бы о существовании этого городка, если бы он не прославился чугунным литьём.

Слайд №20, 21.

- История Кусинского железоделательного завода начинается очень давно, когда один купец купил у местных жителей землю для постройки завода.Место было выбрано отличное: две реки Куса и Ай снабжали завод водой.

Первая продукция завода скобы, гвозди. Затем завод освоил производство посудного и печного литья, которое, несмотря на простоту своих форм, требовало немалого умения и опыта.

- Слава Кусинского литья всегда была в тени славы знаменитого Каслинского литья. Лучшие произведения Кусы часто ошибочно назывались Каслинскими художественными отливками. Традиции мастерства Кусинские литейщики бережно передают из поколения в поколение.

- На Южном Урале живут разные народы: русские, татары, башкиры, казахи, армяне и др.

- Мы поговорим о русском народе. Русский народ селился не только в городах, но и в деревнях. В деревнях жили крестьяне, работающие на земле, и казаки – военнослужащие люди.

- Уральские деревни имели широкие улицы, так как у крестьян было много земли. Дома у крестьян были построены из брёвен и назывались «избы».

-Избы, сделанные из брёвен, покрывались соломой и досками. Крыша украшалась коньком. Конь – это воплощение плодородия и богатого урожая.

- Крепкие дома из дерева строили мастеровые – «древоделы», а строили они топором.Даже поговорка такая есть: «Топор всему делу голова», «Не бравшись за топор, избы не срубишь».

- Были еще и «мастеровые» - это мастера, которые украшали дома резьбой, резными узорами.

- Посмотрите, какие красивые окна.

- Как вы думаете, почему люди так старались украсить окна?

- Считалось, чтоокна - глаза на лице дома, свет, связь с внешним миром.

- Окна обрамлялись резными наличниками –это самая украшенная часть избы.Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Поэтому наличники – это украшение окна. В узорном убранстве наличников можно было увидеть образы растений, животных, фантастических существ.

Защищая своё жилище от злых сил, также изображализнаки –обереги:

круг – солнце, волны – вода, ломаная линия–земля. Образ птицы–это

символдобра, благополучия, счастья.

- На окна навешивали ставни, от слова ставить. Ставнями прикрывали окна от холода. Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы.

- В старину говорили, что днем окна смотрят на все происходящее, а на ночь окна закрываются ставнями и изба погружается в сон.

Физминутка.

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём во одном краю.

Всех я вас приветствую!

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы хотите стать мастеровыми, соорудить окно и украсить его наличниками с узорами, которые вы сами придумаете.

- Предлагаю вылепить окно с наличниками из соленого теста, поместить на избу, а когда окно подсохнет мы его распишем краской на следующем занятии.

- Давайте вспомним какие узоры изображали мастеровые на наличниках.

Беседа по картинкам с изображением узоров на наличниках.

Показ выполнения окна и наличников из соленого теста

- Раскатываем жгутики – выполняем раму, затем из жгутиков разной формы вылепляем узоры (это может быть круг – солнце, волны – вода, ломаная линия – земля, образ птицы).

Самостоятельная деятельность детей.

3. Рефлексия.

- Посмотрела я на ваши поделки и поняла, что «умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».

- Ребята, скажите, пожалуйста, из чего строили русские избы?

- Как называют украшение окон?

- Что нового для себя вы сегодня узнали на занятии?

- Назовите, пожалуйста, столицу Южного Урала?

- Какие народы живут Южном Урале?

- Чем славится город Куса, город Златоуст?

- Скажем нашим гостям до свидания! Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

2. Лыкова И. А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 144 с.

3. Шестаков А. В.РОСТОК: учебное пособие по художественно- творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996. - 1992с.

4. Бабунова Е. С., Багаутдинова С., Едакока И. Наш дом – Южный Урал: программно – методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. –Челябинск: Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. - 255с.

5. Бажов П. П. «Сказы»: ООО Издательство «Эксмо», 2003. -183с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по реализации НРК «Цвети, мой край родной» "Цвети мой край родной" Цели: Дать детям представление о родине. Воспитывать любовь и уважение к Родине, чувство ответственности перед.

Конспект занятия «Люблю тебя, мой край родной» Ход Ребята, закройте глаза и представьте: Ярко светит солнце, Дует лёгкий ветерок Мы вдыхаем его чистый Свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

«Мой родной край». Конспект занятия по патриотическому воспитанию (первая младшая группа)«Мой родной край». Конспект занятия по патриотическому воспитанию (первая младшая группа) Цель: воспитание у детей I младшей группы нравственно-патриотических чувств. Задачи: формировать начальные представления о своей малой Родине.

Центр нравственно-патриотического воспитания «Родной край — Южный Урал»Центр нравственно-патриотического воспитания «Родной край — Южный Урал» Край родной, малая родина, что же это? В памяти вплывают строки стихотворения «Малая Родина» Т. Боковой. Малая Родина – Островок земли.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя-мой край родной» Цель: 1. Обобщение знаний детей о растительном и животном мире родного края. 2. Развитие интереса к родному краю. 3. Формирование чувства.

Конспект занятия по речевому развитию «Сахалин — мой край родной» (подготовительная группа) Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема : «Сахалин – мой край родной» Воспитатель МБДОУ №42 «Черёмушки» Шакирова Людмила.

Проект «Наш дом Южный Урал» Участники проекта: дети, педагоги, родители. Тип проекта:познавательно - творческий, краткосрочный Актуальность проекта. Жизнь ребенка.

Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал»Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.

Сценарий проведения праздничного мероприятия «Мой край родной, мой край неброский», посвященный 85-летию района Сценарий, посвященный 85-летию Земетчинского района «Мой край родной, мой край неброский». Сценарий подготовила Учитель.

Конспект занятия по составлению рассказа на тему «Мой край родной» Цель: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; употреблять в речи сложноподчиненные предложения, упражнять в согласовании прилагательных.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Мой родной край-Южный Урал»
Опубликовано: 2 октября 2017 в 21:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

«Теремок». Сценарий празднования Покрова в младшей группе
ТЕРЕМОК Действующие лица: Осень Хозяйка взрослые Медведь Лисичка Зайчик Под р. н. м. «Вологодский краковяк» Хозяйка заводит детей в зал. Хозяйка...
Фотоотчет праздничного мероприятия в средне-старшей группе «День матери»
Пожалуй нет на свете лучшего слова, чем Мама. Мама- самый лучший, нежный и любимый человек на всем белом свете. Это и подтверждают следующие строчки...
Фотоотчёт о экспериментальной деятельности «Цветные льдинки» в младшей группе
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет краску( и меняет цвет, при низкой температуре замерзает ( превращается в лёд....