Вертий Марина Викторовна
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию «Зимний пейзаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию на тему : «Зимний пейзаж»
Цель: средствами изобразительного искусства, музыки, поэзии создать образ зимней природы.
Программные задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию „Зимний пейзаж“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
Обучающие задачи: формировать представление о холодных цветах, закреплять представления о различных жанрах изобразительного искусства; формировать у детей умение передавать свои впечатления в рисунке, закреплять умение получать различные оттенки путем смешивания красок.
2. Развивающие задачи : развивать цветовое восприятие, композиционные умения, творческое воображение; развивать умение взаимодействовать со сверстниками.
3. Воспитывающие задачи: воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии картин, воспитывать любовь к красоте родной природы.
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, музыка, «Развитие речи» (восприятие художественной литературы, «Социально-коммуникативное развитие»
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за красотой зимних пейзажей; чтение стихотворений и рассказов о зиме; разучивание стихотворений о зиме; прослушивание музыкальных произведений: Чайковский П. И. «Времена года»
Формы организации образовательной деятельности: работа по подгруппам, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приё мы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря.
Активизация словаря: жанр изобразительного искусства, натюрморт, пейзаж, портрет.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Раздаточные материалы: тонированные листы бумаги голубого, серого цветов, гуашь, кисти, баночки для воды, палитры.
Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация, карточки с изображениями картин разных жанров в трех экземплярах (в конвертах, звукозапись «Времена года. Зима» П. И. Чайковского.
Ход занятия
- Ребята, доброе утро! У меня для вас есть серьезное задание: нас просят о помощи ребята средней группы. В конвертах вы найдете изображения картин разных жанров. Ребята из средней группы их рассматривали и перепутали все картины. Сами они еще не могут распределить картины по жанрам, а вы с этой задачей справитесь. Какие жанры изобразительного искусства мы с вами знаем? (Ответы детей)
- Прежде чем приступить к выполнению задания мы с вами разделимся на три команды.
- За две минуты вам необходимо разделить картины на три группы. (Дети приступают к выполнению задания под динамичную музыку.)
В конце игры каждая команда представляет картины одного жанра, аргументируя свой выбор. Затем каждая команда раскладывает картины каждого жанра в отдельный конверт.
- Ребята, вспомните, как мы с вами рисовали «Золотую осень». Нам помогла в этом одноименная картина И. Я. Левитана («Золотая осень»). Найдите его среди пейзажей.
- Вспомните, какие краски вы использовали в ваших работах (Ответы детей).
- Как мы с вами называли эти цвета? ( Теплые: при взгляде на эти цвета мы чувствуем тепло солнечных лучей, языки пламени костра).
- Но бывают и холодные цвета. Как вы думаете какие цвета относятся к холодным? (Ответы детей).
- Посмотрите на экран (Презентация. Слайд «Цветовой круг»). Перед вами цветовой круг, все цвета круга мы можем разделить на теплые и холодные. Теплые мы с вами уже знаем. Давайте теперь внимательно посмотрим и назовем, какие цвета относятся к холодным? (Ответы детей)
- Что вы чувствуете, глядя на холодные цвета? (Ответы детей). (Ощущение холодной воды в луже, холодного ветра, дождя, снега в ладони, морозного дня и т. д.)
- Ребята недаром мы свами заговорили про холодные цвета. Ведь на дворе зима. А чтобы мы с вами не замерзли давайте немного поиграем.
Физкультминутка
«С неба падают снежинки».
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками.
А потом покажем маме.
(дети поднимают руки над головой, кружась «ловят снежинки»)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягиваясь, разводят руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Выше поднимаем ноги.
(Шагают на месте, высоко поднимая ноги).
Вон лисица в поле скачет,
Словно рыжий мягкий мячик.
(Прыгают на месте).
Ну, а мы идем, идем.
(Ходьба на месте).
И к себе приходим в дом.
(Подходят к столам).
- Ребята, какими словами мы можем описать зиму? (Белоснежная, морозная, вьюжная, холодная, студеная, суровая, красивая, сказочная, чудесная, волшебная).
- Вы абсолютно правы. Зима – это удивительное, сказочное время года! Недаром она вдохновляла великих русских поэтов, композиторов и художников. Сейчас я приглашаю вас в картинную галерею насладиться красотой зимних пейзажей, которые написали великие русские художники.
Показ слайдов ( Обсуждение цветового решения картин: какие цвета использует художник, изображая снег, небо, деревья, обратить внимание на контрастность снега при сочетании с темными стволами деревьев; отметить использует художник только холодные цвета или включает теплые оттенки (солнечные лучи, блики на снегу); какого цвета падающие от деревьев тени. Обсудить какое настроение возникает, при взгляде на картины: радостное, восторженное, спокойное, тихое, печальное, унылое.)
Слайд «Васнецов А. М. «Зимний сон»
- Ребята, послушайте, как удивительно точно Федор Иванович Тютчев в своем стихотворении «Чародейкою зимою…» передал образ зимы, который мы видим на картине А. М. Васнецова. Создается впечатление, что художника и поэта вдохновляли одни и те же виды русской зимы.
Слайд «Грабарь И. Э. «Зимний пейзаж»
Слайд «Кустодиев Б. М. «Зима»
Слайд «Шишкин И. И. «Зима»
Слайд «Картинная галерея»
Практический этап
- Сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую, где каждый из вас создаст свой собственный образ зимы - «Зимний пейзаж».
- Перед вами стоит задача сначала определить какое настроение будет у вашего пейзажа : это будет радостный солнечный зимний день или пасмурный, хмурый. Может это будет утро или вечер.
- Выберите фон для своего будущего пейзажа (Дети выбирают фон).
- Теперь вам предстоит подумать какие деревья вы изобразите, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше изобразить деревья, которые находятся близко к нам. Их надо изображать больше, выше и ярче. Затем дальние объекты. Они будут меньше, не такие яркие.
- Мы с вами видели, что на картинах художников снег и небо приобретают различные оттенки. Чтобы изобразить снег и придать белой краске оттенок можно в нее добавить капельку краски яркого цвета. Для смешения цветов вам понадобится палитра.
- Вы можете приступать к работе, а прекрасное произведение П. И. Чайковского «Времена года. Зима» будет вас настраивать на творческий лад и помогать в создании зимнего пейзажа.
Самостоятельная работа детей.
Рефлексивно-оценочный этап
- Ребята у вас получились чудесные работы! Предлагаю открыть нашу собственную галерею «Зимние пейзажи». (Отметить и обсудить с детьми удачные композиционные и цветовые решения в рисунках).