Венера Асанова
Конспект интегрированного занятия по краеведению «Путешествие по Крыму» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
"Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное
развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое
развитие".
Цели:
- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о
Крыме;
- сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их
обитателях;
- расширять представления детей о народах населяющих Крым;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по краеведению „Путешествие по Крыму“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крым. Родной край
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их
культуре, языку, национальной одежде и традициям;
- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
- развивать познавательную активность, создать положительный
эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к
природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Оборудование и материалы: Ноутбук, карта Крыма; четыре клубочка
(зелено-коричневый, синий, желтый, оранжевый) ; интерактивная доска
для просмотра презентации: лесов, гор, морских обитателей, полей Крыма,
культур выращиваемых в Крыму; костюмы для детей (русский, украинский,
крымскотатарский, национальные куклы, эмблемы для детей «Путешествие
по Крыму».
Предварительная работа:
1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих
наш полуостров; рассматривание карты Крыма.
2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О
Медведь - горе», «О Черной горе- Карадаг», «О горе Ай-Петри») ;
3. Рассматривание картин о животных и растениях Крыма;
4. Разучивание стихотворений о Крыме;
5. Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»;
6. Прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым.
Ход занятия:
-Воспитатель: -Ребята, сегодня у нас с вами особое занятие. К нам пришли
гости, ваши родители. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).
Воспитатель: -Я хочу начать наше занятие с чтения стихотворения. А вы
дети должны сказать о каком крае будет идти речь.
Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой
мы живем, наша Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Россия – большая страна, наша большая родина.
-А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым,
Республика Крым). Обратить внимание детей на карту Крыма, почему Крым
называется полуостровом?
-А как называется столица Крыма? (Ответы детей)
Воспитатель: -Самое родное место на земном шаре для каждого из нас –
это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь
родились вы сами. Наш Крым удивительный и сказочный и сейчас, ребята
мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю и узнаем все
о нем. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки.
Воспитатель: Первый клубочек у нас зелено-коричневого цвета, а вы
ребята закройте глаза.
-Я сейчас скажу волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам
край родной!». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек. (Дети
открывают глаза, клубочек прикрепляется на карту Крыма, зеленая зона) .
Слайд 1. «Крымские леса»
Воспитатель: Куда же мы попали? ( дети: в лес).
-Давайте мы с вами послушаем звуки леса. (звучит запись «Шум леса»)
Ребенок:
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: Давайте узнаем, что же и кто же таится в загадочном
Крымском лесу?
Скажите мне, ребята, какие деревья вы знаете растущие в лесах Крыма?
(ответы детей). А кустарники? Какие еще растения есть в лесу? (ответы
детей). А где в Крыму растет лес? (в горах) Почему? (деревья любят влагу,
прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно
спастись только в горах). А какие Крымские горы вы знаете? (Карадаг, Аю-
Даг, Ай-Петри) Молодцы, ребята!
-А вы знаете, что у нас в Крыму есть высокий водопад, который вытекает из
выступа крымских гор, называется он Учан-Су, летом он почти исчезает из-
за жары.
Воспитатель: А скажите мне, кто же живет в крымских лесах? (Животные и
птицы) Какие?
Воспитатель: Ну что ж, в горах и лесах Крыма мы побывали, отправляемся
дальше? У нас есть второй волшебный клубочек синего цвета. Давайте все
вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам
край родной!» (клубочек прикрепляется на карту, синяя зона) .
Слайд2. «Крымское море». Звучит запись «Шум моря»
Воспитатель: Куда же привел нас этот клубочек? ( дети: на море).
-Мы оказались на берегу моря. А кто знает, сколько морей в Крыму? Как
они называются? А для чего нужно людям море, зачем они ездят на него?
(ответы детей). А кто знает какая вода в море? ( дети: соленая)
Ребенок:
Кто же это подшутил,
Море, над тобою?
Пошалил и посолил
Море голубое?
Можно в нем воды набрать,
Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.
Видно, соль со всей земли
К морю притащили,
Взвесить точно не могли
И… пересолили!
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, каких морских обитателей вы знаете
(ответы детей). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они
фильтруют воду).
-Назовите самых крупных обитателей Черного моря (Дельфины, они добрые
и умные)
Д\И «Кто живет в море»
- А в воде живёт индюк? Нет.
- А в воде живёт утюг? Нет.
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? Да.
- А большие мандарины? Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? Да.
- Рыбы в нашем море есть? Да.
- Крокодилов в нём не счесть? Нет.
- Дети плещутся в воде? Да.
- Вместе с птицами в гнезде? Нет.
Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что
море для морских обитателей – это родной дом, а для того что бы оно
всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!
Физ-минутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше? Где же наш следующий
клубочек? Какого он цвета? (Желтый).
Говорим все вместе слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край
родной!» (прикрепляется на карту, желтая зона)
Слайд 3. «Крымские поля и степи»
Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю
очень много.
-Что люди выращивают на полях? (ответы детей). У нас на картинке
изображено хлебное поле: люди выращивают пшеницу и рожь. Что из них
делают? (Муку, а затем пекут хлеб). Какого оно цвета? (желтое,
золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся,
как будто волны.
Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят). Мы
должны их беречь от огня.
-А чем еще богат наш Крым? Что выращивают? (Сады и виноградники) --
Какие фрукты растут в садах? Что из них делают?
Воспитатель: Вот и на полях Крыма мы побывали, остался у нас один,
последний клубочек, куда же он нас приведет? Какого он цвета?
(Оранжевого).
-Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам
край родной!» (прикрепляется на карту, оранжевая зона)
Слайд 4. «Дома»
Воспитатель: Ребята, последний клубочек оранжевый, потому что окна в
домах светятся оранжевым светом. И привел он нас в города и села Крыма.
Какие красивые здесь улицы и дома, а живут в этих домах люди, люди
разных национальностей. Люди – это главное богатство Крыма.
-Какие национальности народов Крыма вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, наш Крым богат национальностями, и что только люди не
умеют делать и песни петь, и легенды складывать, и танцевать, и игры
придумывать. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и
обычаи. Давайте побываем в нескольких семьях разных национальностей и
уз наем их традициях и обычаях.
Воспитатель: Итак, в какую семью мы попали?
(Звучит русская народная музыка, выходит ребенок в русском
костюме)
Воспитатель: Здравствуй, русская красавица! Как зовут тебя? Вот в гости
мы к тебе заглянули, можешь рассказать нам, какой-нибудь русский
обычай?
Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо я с удовольствием расскажу
вам об одном очень интересном обычае :
На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и
дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.
Воспитатель: А зачем клали эти вещи?
Ребенок: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.
Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.
И, конечно же, что бы всегда был здоров.
Воспитатель. –Расскажите пожалуйста, какие национальные блюда подают
к столу, когда к ним приходят гости? (рассказывает мама ребёнка)
Воспитатель. -Спасибо вам. Ребята в какой семье мы побывали?
(в русской).
-Теперь пойдем дальше.
(Звучит украинская музыка, выходит ребенок в украинском
костюме)
Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в украинской).
Давайте поздороваемся на украинском языке: ( дети: «Добрий день!»)
Добрий день, добрый молодец! Как зовут тебя? Не расскажешь ли ты нам об
обычаях своего народа?
Ребенок: Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на
голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила,
которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы,
хлебные колосья, ленты, лук, чеснок. А еще венок давали мужчинам, как
оберег, если они шли на войну. Так же его прибивали на двери дома, чтобы
у семьи было здоровье целый год.
-Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду.
Воспитатель. –Ну, а теперь вы расскажите нам, какие сладости готовят
Украинцы? (Рассказывает мама ребенка)
Спасибо вам (имя, очень интересен был ваш рассказ.)
Ну, что ж заглянем еще в одну семью.
Запись крымскотатарской музыки (выходит ребенок в
национальном костюме)
Воспитатель: -Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в
крымскотатарской).
-Давайте поздороваемся на татарском языке: «Селям Алейкум!»
- Как зовут тебя красавица?
- Примешь нас к себе в гости, расскажешь обычаи своего народа?
Ребенок: -Алейкум селям! Крымские татары очень гостеприимные люди,
гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает
лучшее место за столом. А еще в наших семьях дети целуют руку
родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.
Воспитатель: -Расскажите и вы нам о своих национальных блюдах.
(Ребенок вместе с мамой рассказывают)
Воспитатель. -Спасибо и вам огромное. Нам всем было очень интересно
побывать и у вас в гостях.
На этом ребята мы закончим свое путешествие, самое главное, что б мы
жили в мире и согласии, чтоб никогда не ссорились и помогали друг другу.
Чтоб помнили и уважали традиции своего народа. Чтоб любили свою
Родину, свой Крым и гордились им.
Ребенок: Даже если мало места,
Все равно нам здесь не тесно.
Вместе мы одна семья
Все народы здесь друзья.
Воспитатель: Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали, много
знаете о нашем родном крае.
-А сейчас уважаемые родители наши дети споют вам песню о Крыме.
(Дети поют песню о Крыме «На ладонях ласкового моря)