Получи документы

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе

Галия Саттарова
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию : «Мир каргопольской игрушки» в средней группе

Цель: Познакомить с историей возникновения каргопольской игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: „Мир каргопольской игрушки“ в средней группе» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные:

• расширять представления детей о народных игрушках;

познакомить детей с историей возникновения каргопольской игрушки, их узорами, разнообразием;

• пополнять и обогащать словарь детей (ярмарка, каргопольская игрушка, народные игрушки, узоры, роспись).

Развивающие :

развивать социально – коммуникативные навыки;

развивать связную речь детей;

развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление, двигательную активность, творческое воображение.

Воспитательные:

• воспитывать интерес, любознательность к искусству, через ознакомление с различными видами народных игрушек;

• проявлять уважение к людям труда;

• воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: ноутбук, иллюстрации с народными игрушками (дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, игрушки, раскраски с народными игрушками, картинки с узорами, лото «чудо - узоры», загадки и стихи о народных игрушках.

Ход НОД

Организационный момент (звучит закличка, записанная на флешке) :

Собирайся народ,

Вас ярмарка зовёт!

А на ярмарке что есть,

Вам всего не перечесть.

Птички, зайчики, вертушки,

Куклы, мишки, погремушки…

Разные игрушки покажем,

Их историю расскажем!

Воспитатель: Ребята, кто знает, куда нас закличка пригашает?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Правильно, нас ярмарка ждёт. А вы знаете, что такое ярмарка? Ещё с давних времён у русского народа есть обычай – устраивать ярмарки. На ярмарке люди не только предлагали и покупали товары: расписную посуду, разные сладости, игрушки, но и пели, танцевали, веселились. И мы с вами оказались сегодня на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила. Дети подходят к столу, на котором, находятся дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки. С дымковскими и филимоновскими игрушками дети уже знакомы.

Воспитатель: Ребята, назовите игрушки, которые вам знакомы.

Дети: называют.

Игра «Найди пару. Почини игрушку» под оживлённую музыку

(каждый ребёнок получает либо узор народной росписи, либо какую – то предметную картинку с дымковской или филимоновской игрушкой, на которой не хватает части узора. Задача детей: найти недостающий элемент игрушки, встать парами).

Воспитатель: У каждого из вас или картинки с игрушками, где не хватает узора, или узор к какой – либо игрушке, пока звучит музыка, надо найти себе пару, починить дымковские и филимоновские игрушки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, все справились. Ребята, тут ещё игрушки на подносе остались. Вы знаете, как они называются?

Дети: нет.

Воспитатель: это каргопольские игрушки (показ глиняных фигурок – игрушек). Это люди, животные (кони, медведи, олени, сказочные герои). Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек - полуконь. дети стоят в кругу, рассматривают игрушку, Полкана, аккуратно передавая её по кругу).

Показ презентации и рассказ воспитателя о каргопольских игрушках.

Воспитатель: давайте сядем за столы и внимательно посмотрим презентацию о каргопольских игрушках.

Каргопольские игрушки не спутаешь ни с какими другими. Размером они с ладонь, но если на них долго смотреть, то они кажутся огромными великанами. Раньше каргопольскую игрушку лепили в селе Гриневе, а теперь в городе Каргополе Архангельской области, где сейчас находится предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Давным-давно, из местной красной глины в Каргополе начали делать посуду, а из остатков глины стали делать игрушки. С давних времен жители этого города и ближайших окрестных деревень летом держали скот, занимались земледелием, выращивали хлеб, а осенью, зимой и весной делали глиняную посуду, жили крестьяне очень бедно, поэтому своим детям они мастерили игрушки из остатков глины. Изготавливали их особым – «обварным» способом: 1. Лепили фигурку; 2. обжигали; 3. погружали в густой мучной раствор – болтушку. Мука пригорала и оставляла на светлой игрушке чёрный кружевной узор. Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно-зелёный, синий. Основной узор – это крупные круги и овалы с обводкой другим цветом, так же используются точки, линии, разноцветные чёрточки. Элементы орнамента: круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай. Известные мастера - Иван Дружинин из деревни Гринёво и Ульяна Бабкина. В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей семьи Шевелёвых — целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.

Физкультминутка - игра «Платочек» под музыку

Воспитатель: Давайте немного отдохнём, ведь на ярмарку люди приходили не только свой товар показать и продать, но и повеселиться, поиграть. Вот платочек расписной. Он волшебный - не простой. Будет платочек с детьми играть, всех собою накрывать. Дети под музыку танцуют. По окончанию музыки приседают и закрывают глаза. Ведущий накрывает платком ребенка и говорит: «Раз, два, три. Кто же спрятался внутри?» Дети отгадывают.

Подведение итогов занятия

Воспитатель: садитесь на стулья и послушайте стихотворение о каргопольской игрушке. Внимательно слушайте и запоминайте, какие игрушки встретятся в стихотворении.

Каргополь умел работать

И умел повеселить.

Для детишек – ребятишек

Мог игрушку смастерить.

Выбирал там мастер сказку –

Был его весёлым нрав!

Вот медведь глядит с опаской,

В танце на ногу припав.

Хочешь сам слепить такого?

Вот собачки, вот Полкан,

Бородатые кентавры

И смешной Тяни – толкай!

Удивляется Диана’ :

«Как поскачет он такой? –

И рассматривает рьяно, -

Конь с двойною головой?

Буду я лепить такого!» -

И усердно глину мнёт,

И вытягивает шейку,

Ножкам форму придаёт.

Кира выбрала Полкана

И задумалась слегка,

Как же вылепить такого

Из единого куска,

Лучше сформовать как шляпку

И бородку прилепить, -

Каргопольскую науку

На игрушке применить.

Юля с Натой лепят смело

Их кентавр могуч и крут

С глиной действовать умело

Руки их не устают.

Как занятье пролетело

Не заметили в делах.

А весёлые игрушки

Гордо встали на столах.

Ждёт их печка после сушки

В печке станут кирпичом

Глиняные шейки. ушки

И вода им нипочем!

Их распишут детки ярко

Изучив цветной узор.

Мамы наши от подарка

Оторвать не смогут взор!

Воспитатель: Понравилось вам ребята стихотворение? О чем в нем рассказывается? Как называются эти игрушки? Кто запомнил названия игрушек? Вот и солнышко за тучку скрылось. Наша ярмарка закрылась. Приходите снова к нам. Рады мы всегда гостям.

Рефлексия с волшебным Колпачком

Воспитатель: Кому надену колпачок, тот отвечает на вопрос.

• Где мы сегодня были?

• К каким игрушкам подбирали пары?

• О каких ещё игрушках сегодня узнали?

• Где изготавливают эти игрушки?

• Из какого материала их изготавливают?

• Какие цвета выбирают мастера для своих игрушек?

• Какие узоры вы запомнили?

• Хотите ли вы ещё побывать на ярмарке?

• О чём хотите узнать в следующий раз?

Приложение

Стихотворение Ольга Шарко

Ах, игрушки Каргополья,

Как люблю смотреть на вас!

Развесёлое раздолье,

Ярких красок перепляс!

Вы как будто не из глины,

А из сказки созданы,

И с далёких пор былинных

Нам для радости даны.

Бережёт нас Берегиня,

Охраняет Конь-Полкан –

Самый сильный и поныне

Справедливый великан,

Ну, а если надо очень

Чтобы в жизни повезло –

Конь двуглавый днём и ночью

Различит добро и зло.

Дарят людям тарарушки

Мир и счастье сотни лет!

Каргопольские игрушки,

Лучше вас на свете нет!

Тарарушка – диалектное название игрушки в северных областях России. Возникло от слова тарарай – шутник, забавник, сказочник.

Дидактическая игра «Заплатки»

Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения филимоновских, дымковских и каргопольских игрушек. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия.

Методическое сопровождение: картинки филимоновских, дымковских и каргопольских игрушек с недостающими элементами (вырезаны кружки, недостающие элементы картинок.

Ход игры. В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок). Дети выбирают одну или несколько картинок. «Заплатки» выкладывают в середину стола лицевой стороной вверх. Игроки подбирают к «дырке» подходящую «заплатку». Накладывают недостающий кружок на картинку. Тот ребёнок, кто «зашьёт» больше «дырок», побеждает в игре.

Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

Цель: Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.

Задачи:

• Формировать представления детей о русских народных промыслах (каргопольском, филимоновском, дымковском.)

• Умение детей определять характерные черты каждого из видов народного искусства, группировать картинки по сходству.

Методическое сопровождение:

коробка, оформленная в стилистике народных узоров; широкие полосы различного цвета, картинки с изображением изделий народных умельцев (5-10 шт. каждого вида промысла).

Ход игры. В игре участвуют от одного до 6-8 игроков (по количеству заготовленных полос и картинок). Чок-чок-чок, открывайся сундучок! Сундучок открывается, игра начинается. Дети выбирают одну широкую полосу любого цвета – «полочку» волшебного сундучка. Картинки выкладываются в середине стола тыльной стороной вверх. В соответствии с заданием воспитателя или водящего, дети «ставят на полочку изделия народных умельцев» - раскладывают на полосу картинки. Кто правильно и быстро выполнит задание, тот победил.

Варианты заданий:

Поставь на полочку филимоновские игрушки. Поставь на полочку фигурки животных и назови вид народного промысла. Подобрать картинки с изображением изделий одного промысла. Подобрать картинки с изображением животных в различных народных промыслах. Подобрать картинки с изображением людей в различных народных промыслах.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цели:

• Умение детей собирать целостное изображение игрушек из частей.

• Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.

Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.

Ход игры.

В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).

Везли игрушки на базар,

Да рассыпали товар.

Все игрушки сломались,

Лишь осколки нам остались.

Вы, ребятки, не зевайте,

А осколки собирайте.

Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей. Тот ребёнок, который выполнит работу правильно и быстро, побеждает.

Игра может проходить в несколько этапов (от простого к сложному) :

• составление изображения путём накладывания деталей на картинку;

• составление изображения путём складывания деталей на столе, картинка служит образцом;

• составление изображения из деталей по памяти.

Дидактическая игра «Трафареты»

Цель: Умение детей повторять форму филимоновских игрушек, узнавать элементы филимоновской, дымковской, каргопольской росписи. Ознакомление с техникой исполнения узоров народных игрушек.

Методическое сопровождение: плоскостные силуэты народных игрушек, украшенные росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки.

Ход игры.

В игре участвуют один и более игроков (по количеству подготовленных силуэтов). Ребёнок выбирает понравившийся трафарет, прокладывает его к листу бумаги и обводит. Затем раскрашивает свою работу, используя трафарет как образец.

• Первоначально ребёнок повторяет элементы росписи. Воспитатель хвалит работу, обращает внимание ребёнка на точность повторения элементов узора.

• Затем ребёнок добавляет свои элементы в украшение игрушки. Воспитатель отмечает удачное решение в рисунке.

• Наконец, ребёнок самостоятельно украшает игрушку по мотивам народной росписи. Воспитатель поддерживает творческое применение полученных умений.

Литература, в помощь воспитателям и родителям.

Каргопольская игрушка. Народное искусство детям. Издательство: «Мозаика – Синтез», 2017г.

• Клиентов А. «Народные промыслы»

• Каменева Е. «Волшебная глина»

• Серия альбомов-раскрасок И. Лыковой:

Небесная гжель. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка и др.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик»Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «В. П. Катаев «Цветик — семицветик» Интегрированное занятие по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) в старшей группе на тему: В. П. Катаев «Цветик.

Конспект интегрированного коллективного занятия по речевому развитию «Для чего нам нужен дом» с детьми 2–3 летКонспект интегрированного коллективного занятия по речевому развитию «Для чего нам нужен дом» с детьми 2–3 лет Направление: речевое развитие. Тема: Для чего нам нужны дома. Педагогические цели: закреплять знания детей о частях дом (подъезд, лестница,.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Пчёлки спешат на помощь» Конспект интегрированного занятия на тему: «Пчёлки спешат на помощь» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование математических.

Интегрированное занятие по речевому развитию в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты» Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны. Инструменты». Цели: Познавательные: формировать познавательную сферу, расширять и укреплять.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Зимние забавы» Конспект занятия познавательного развития в средней группе: «Зимние забавы» Цель: - Повторить с детьми признаки и особенности зимы; закреплять.

Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Конспект занятия в первой младшей группе по речевому развитию «Игрушки» Елена Долгих Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Видео и конспект индивидуального занятия по речевому развитию в средней группе «Домашние животные»Видео и конспект индивидуального занятия по речевому развитию в средней группе «Домашние животные» Цель: создать условия для уточнения и знаний о домашних животных. Задачи: -Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детенышах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе
Опубликовано: 20 декабря 2020 в 17:07
+105Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД