Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы»

Оксана Михайлова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы»

Цели:

Коррекционно – образовательные: - уточнить и активизировать словарь детей по теме: «Зима. Зимующие птицы»; - учить выделять характерные особенности птиц; - упражнять в составлении предложений по вопросам воспитателя; - закреплять образование относительных и притяжательных прилагательных; - совершенствовать навыки образования сложных прилагательных путем слияния прилагательного с существительным; - закрепить употребление предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.

Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах

Коррекционно – развивающие : - развивать диалогическую речь; - развивать внимание и память, словесно-логическое мышление; - корригировать общую и мелкую моторику; - формировать пространственные представления.

Коррекционно – воспитательные: - воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца; - воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Оборудование: презентация по теме; шапочки с изображениями птиц; мяч; тесто для изготовления угощения для птиц; семена, крупа, ягоды; салфетки.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. (Дети на ковре)

Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Давайте произнесем вместе волшебные слова «Раз, два, три, повернись, на лесной полянке окажись». (Дети поворачиваются вокруг себя.)

2. Основная часть. (Презентация)

1) Введение в тему. (2-ый слайд)

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? - Зима.

Воспитатель: - Назовите зимние месяцы. (3-ый слайд)

- Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: - Какая погода зимой на улице? - Погода морозная,

- Погода холодная,

- Погода снежная,

- Погода ветреная.

Воспитатель: - Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь отогрелись, расслабились.

Воспитатель: - Как птицы спасаются от холодной зимы? - Многие птицы

улетают в теплые края.

Воспитатель: - Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? -

- Зимующие птицы.

Воспитатель: (4-ый слайд) - Вновь разгулялась вьюга

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

- Мы сегодня поговорим о зимующих птицах. А какие птицы остались зимовать, вы узнаете, отгадав мои загадки. (Дети садятся на стульчики.)

2) Развитие словесно-логического мышления через работу с загадками.

Воспитатель читает загадки, дети называют птицу.

1) (5-ый слайд)

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(6-ой слайд) - Это синица.

2) (7-ой слайд)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(8-ой слайд) - Это клёст.

3) (9-ый слайд)

Чернокрылый,

Красногрудый.

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут!

(10-ый слайд) - Это снегирь.

4) (11-ый слайд)

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок.

(12-ый слайд) - Это воробей.

5) (13-ый слайд)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её.

(14-ый слайд) - Это сорока.

6) (15-ый слайд)

Столяр есть у нас в бору,

Целый день долбит кору.

В красной шапочке своей

Виден он среди ветвей.

(16-ый слайд) - Это дятел.

7) (17-ый слайд)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна.

(18-ый слайд) - Это ворона.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Правильно ответили на все загадки. Посмотрите, куда же прилетели и сели наши птички? (19-ый слайд)

- Птицы прилетели и сели на дерево.

3) Употребление предлогов в предложении. Ориентировка в пространстве.

Воспитатель: - Назовите птицу, которая сидит на нижней ветке.

- На нижней ветке сидит … синица.

Воспитатель: - Назовите птицу, которая сидит над воробьём.

- Над воробьем сидит … сорока.

Воспитатель: - Назовите птицу, которая сидит между снегирем и воробьем. - - Между снегирем и воробьем сидит …клёст.

Воспитатель: - Назовите птицу, которая сидит под деревом.

- Под деревом сидит …ворона.

Воспитатель: - Кто сидит выше всех? - Выше всех сидит …дятел.

Воспитатель: - Молодцы ребята! Правильно ответили на все вопросы.

4) Называние частей тела. (19-ый – 24-ый слайды)

Воспитатель: - У всех птиц одинаковое строение. Назовите какие ещё части тела птиц вы знаете? - У птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья, лапки.

5) Д/и «Скажи одним словом» (с мячом)

Воспитатель: - Теперь давайте повторим, что мы знаем о птицах.

- У сороки белые бока, поэтому она какая? … сорока белобокая.

- У сороки длинный хвост, поэтому она какая? … сорока длиннохвостая.

- У синицы желтая грудка, поэтому она какая? … синица желтогрудая.

- У вороны черные крылья, поэтому она какая? … ворона чернокрылая.

- У дятла длинный клюв, поэтому он какой? … дятел длинноклювый.

- У снегиря красная грудка, поэтому он какой? … снегирь красногрудый.

- У воробья короткий хвост, поэтому он какой? … воробей короткохвостый.

- У дятла длинный хвост, поэтому он какой? … дятел длиннохвостый.

6) Физминутка «Скачет шустрая синица» (рядом со стульями)

Воспитатель: - Ребята, в лесу холодно, давайте погреемся.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

- Вот мы и согрелись. Но пришла пора возвращаться в детский сад. Скажем вместе волшебные слова «Раз, два, три повернись, в детском саду окажись».

3. Продуктивная деятельность.

Воспитатель: - Вот вы и вернулись в нашу группу. С кем вы встретились в лесу? - С птицами. Воспитатель: - Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?

- Голод. Воспитатель: - Почему вы так думаете? - Земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло.

Воспитатель: - За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем вы можете помочь зимующим птицам?

- Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель: - Чем можно подкармливать птиц. - Крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса.

Воспитатель: - Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.

Воспитатель: - Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? Почему?

- Нет, их может засыпать снегом, разнести ветром.

Воспитатель: - Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?

- В кормушки.

Воспитатель: - Какие бывают кормушки? - Ответы детей. Воспитатель: - Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.

Воспитатель: - Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю. Поэтому я приготовила им необычное угощение. Вот оно (показывает) Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, из чего я приготовила это угощение? - Семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т. д., тесто.

Воспитатель: - Ребята давайте я вас научу, как можно сделать такое угощение? - Да.

Воспитатель: - Сначала мы скатываем из теста колобок, из него делаем блинчик. Затем блинчик украшаем разными семенами, крупой, ягодами. В конце, в угощение вставляем трубочку, для того, что бы, когда наше угощение подсохнет, мы вытащим трубочку, а в полученную дырочку вставим веревочку. Наше угощение готово, завтра вместе мы вывесим угощение на деревья, и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к нам в детский сад полакомиться нашими угощениями.

8. Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? Чем занимались?

Дети комментируют занятие.

Воспитатель: - Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Воспитатель: - А на прощание для наших гостей ребята прочитают стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой

1 – ребенок:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2 – ребенок:

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

3 – ребенок:

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

4 – ребенок:

Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5 – ребенок:

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: - Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе по теме «Овощи» Тема: Овощи. Задачи: расширение и уточнение словаря по теме; образование сложных слов; определение формы овощей; образование относительных.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Путешествие в страну зверей» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей разновозрастной группе комбинированной.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект подгруппового занятия по коррекции лексико-грамматических нарушений в старшей группе по теме «Зимующие птицы» Цель: формирование лексико-грамматического строя по лексической теме " Зимующие птицы". Задачи: 1. Коррекционно-образовательные -обобщение.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Живая природа» Программное содержание: закрепить понятие, что природа – это наш общий дом, знания детей о животных, рыбах, насекомых, птицах; тренировать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе пот теме «Временные представления» Занятие по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе по теме «Временные представления» Коррекционные задачи: формировать.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты». Тема: «Овощи - Фрукты». Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Цели: Коррекционно-образовательные: - Уточнить.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Я и моё имя» Учитель-логопед С. Г. Пермикина Цель: Помочь детям в познании и принятии собственного имени. Задачи Обучающие: Познакомить детей с положением.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Перелётные птицы» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. учитель-логопед: Ккутова Г. А. Тема: "Перелётные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы»
Опубликовано: 27 января 2017 в 21:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД