Конспект интегрированного занятия по развитию речи и приобщению к искусству в старшей группе «Грачи прилетели»

Евгения Нутикова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и приобщению к искусству в старшей группе «Грачи прилетели»

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

[/h3]

Цель: Приобщение детей к прекрасному миру живописи. Продолжать формировать навыки составления описательного рассказа.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательная – учить детей рассматривать картину, правильно понимать её содержание; учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине; связно, последовательно описывать предметы и персонажи. Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции. Обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы. Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (скороговорками, закличками).

Коррекционно-развивающая - развивать диалогическую речь - отвечать на поставленные вопросы. Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, координацию речи с движением. Развивать творческое воображение.

Кррекционно-воспитательная — воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли. Воспитывать самостоятельность, активность.

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Портрет А. К Саврасова; репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; магнитофон; голоса птиц в DVD-записи; мяч; музыкальные инструменты (бубны, трещетки, ложки, шумелки, треугольник, бубенцы).

Словарная работа:

а) обогащение: пейзаж, оттепель, проталины, грачи, гнезда, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый; вестники весны.

б) активизация: слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, чинят, тает, скрылось и т. п.

слова - определения: радостные, шумливые, старая корявая береза, молодые, стройные, ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке.

Предварительная работа:

1. Чтение литературных произведений, стихов о временах года.

2. Рассматривание иллюстраций, картин разных жанров изобразительного искусства.

3. Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».

4. Наблюдения в природе во время прогулок, с родителями.

5. Рисование времен года.

Методы и приемы: художественное слово; напоминание; вопросы-ответы; беседа по картине; помощь в составлении рассказа; поощрение; физминутка; дидактические игры; прослушивание DVD -записи.

Ход занятия.

Организационный момент. Психогимнастика:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

Подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем наше занятие.

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Воспитатель: Ребята, что вы слышите?

Дети: Это кричат птицы.

Воспитатель: Какие птицы так разговаривают?

Дети: Предположения детей (грачи).

Воспитатель: Правильно, а когда так поют грачи?

Дети: Грачи так поют весной.

Воспитатель: Скажите, как в народе называют грачей? Почему?

Дети: В народе грачей называют вестниками весны, так как они первыми возвращаются из теплых краев.

Воспитатель: Послушайте скороговорку.

У грачихи пять грачат.

Громче всех они кричат.

(Воспитатель предлагает произнести скороговорку: громко, тихо, медленно, быстро).

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что с наступлением весны грачи возвращаются из теплых краев в родные места. Я предлагаю вам поиграть в игру «Признаки весны», и вспомнить, какие еще изменения происходят весной в природе. Предложение должно начинаться со слова «Весной…».

Игра с мячом «Признаки весны».

Дети: Весной солнце светит ярче; весной тает снег; весной капает капель; весной на деревьях набухают почки; весной появляются проталины; весной трескается лед на реках; весной появляются первые цветы – подснежники; весной бегут, журчат, звенят ручьи; весной просыпаются животные после зимней спячки; весной день становится длиннее, а ночь короче.

Воспитатель: Скажите, Если сейчас весна, то, какое время года было до нее? А что наступит потом?

Дети: До весны была зима, а после весны наступит лето.

Воспитатель: Назовите весенние месяцы по порядку.

Дети: март, апрель, май.

Молодцы!

(Дети присаживаются на стулья).

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что с наступлением весны природа оживает, пробуждается, появляются новые краски. Давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить.

Игра «Закончи предложение»

Поэты пишут ….стихи, композиторы пишут ….музыку, художники пишут…. картины.

Воспитатель: Ребята, какие жанры живописи вы знаете?

Дети: Пейзаж, натюрморт, портрет, автопортрет.

Воспитатель: Что такое пейзаж?

Дети: Это когда художник на картине изображает природу: реки, горы, деревья, поля, небо.

Воспитатель: Что такое Натюрморт?

Дети: Натюрморт это изображение предметов, которые нас окружают, которые создал человек и природа.

Воспитатель: Чем портрет отличается от автопортрета?

Дети: Портрет это когда художник изображает человека, друга, близких людей, а на автопортрете художник рисует себя.

Воспитатель: Ребята, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет. (Показ портрета). Главное произведение этого художника «Грачи прилетели».

Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите, в каком жанре написана эта картина? Почему?

Дети: Эта картина написана в жанре пейзаж, потому что на ней изображена живая природа.

Воспитатель: Правильно, это пейзаж. Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину, какое время года изобразил на картине художник?

Дети: На картине художник изобразил весну.

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна.

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине?

Дети: Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.

Воспитатель: Расскажите о грачах. Что они делают?

1-й ребенок. Грачи поправляют, ремонтируют старые гнезда, вьют новые, чтобы откладывать яйца и высиживать птенцов. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, смешные, шумливые. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись домой.

В. : Какие деревья выбрали грачи?

2-й ребенок. Грачи выбрали березы. На переднем плане стоит старая корявая береза, а справа в воде стоят длинные, стройные, молодые березы. Гнезда у грачей на толстых, упругих ветвях. Гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце? Как вы догадались?

3-й ребенок. Солнце скрылось за облаками. Оно еще неяркое, ленивое. Чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-желтого цвета. На снегу видны тени от берез. Чувствуется, что снег тает под теплыми лучами солнца. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о небе? Какое оно, весеннее небо?

4-й ребенок. Небо немного хмурое, серое, тяжелое, свинцовое, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо. Оно покрыто голубовато-серыми облаками. Облака: серо-желтые кучевые, пушистые, задумчивые, прозрачные, и т. д.

Воспитатель: Ребята, расскажите, каким вы видите снег?

5-й ребенок. Снег на картине потемневший, грязный, рыхлый, сырой, холодный, мокрый, подтаявший, печальный, талый.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам «войти в картину». Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети: Немного холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль и грусть по уходящей белоснежной зиме.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам отдохнуть.

(Дети выходят встают в круг).

Физминутка «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели. (присели)

Воспитатель: Ребята, мы с вами рассмотрели картину. Кто желает по этой замечательной картине составить рассказ? Рассказать о солнце и о небе, о снеге и облаках, о наступающей весне, о уходящей зиме, о березах и о крикливых грачах. Постарайтесь рассказать не спеша, выразительно, голосом передавая свое настроение и отношение к главным персонажам.

(Рассказы детей).

Воспитатель: Молодцы! Замечательные у вас получились рассказы!

Воспитатель: Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой. А помогут нам наши музыкальные инструменты.

(Ритмичное исполнение заклички с музыкальными инструментами).

Уж вы, пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

Мимические упражнения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько перелетных птиц к нам прилетело! Покажите свое удивление. (Дети мимикой изображают удивление). Но нам с вами немного грустно от того, что зима прошла. (Дети мимикой изображают грусть). Ребята, А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость).

Итог занятия. Воспитатель: Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. В следующий раз мы познакомимся с творчеством других художников-пейзажистов.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Грачи прилетели — наступила весна»Конспект занятия «Грачи прилетели — наступила весна» С наступлением весны календарной, все ярче светит солнышко, все звонче слышны голоса птиц. Вот и мы с ребятами освежили свои знания про.

Конспект НОД по оригами в средне-старшей группе «Грачи прилетели»Конспект НОД по оригами в средне-старшей группе «Грачи прилетели» Задачи: продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; освоить новую базовую форму «рыба»; совершенствовать.

Конспект образовательной деятельности интегрированного занятия в старшей группе «Грачи и скворцы — вестники весны» Конспект образовательной деятельности интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Грачи и скворцы - вестники весны» Составила:.

Конспект ООД по приобщению дошкольников к изобразительному искусству «Знакомство с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели» Конспект ООД по приобщению дошкольников к изобразительному искусству Выполнила : Чвырёва Юлия Ивановна Группа (возраст) детей: подготовительная.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа «Грачи прилетели» Конспект организованной учебной деятельности. Воспитатель: Богданова М. С Дата:26.03.18 Образовательная область: «Коммуникация». Раздел :.

Конспект занятия «Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Конспект занятия "Рассказывание по картине А. Саврасова "Грачи прилетели". Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа.

Конспект занятия по рисованию нетрадиционным методом во второй группе раннего возраста «Грачи прилетели»Конспект занятия по рисованию нетрадиционным методом во второй группе раннего возраста «Грачи прилетели» Конспект занятия по рисованию нетрадиционным методом во второй группе раннего возраста «Грачи прилетели» Корнилова Наталия Цели: Продолжать.

Конспект занятия по рисованию «Ура! Пришла весна, грачи прилетели» Конспект занятия по рисованию тема: «Ура! Пришла весна, грачи прилетели» Тема: Рисование птицы (Акварель,гуашь) на выбор Цель: обучение.

ООД по художественно-эстетическому развитию «Грачи прилетели» в подготовительной группеООД по художественно-эстетическому развитию «Грачи прилетели» в подготовительной группе Задачи: активировать знания детей о первых птицах. Обеспечить развитие умения вырезать по шаблону. Формировать умение с помощью аппликации.

Занятие в форме беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» в старшей группе Цель: Учить устанавливать смысловые ассоциации и находить поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной А. К. Саврасова.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Лексика
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и приобщению к искусству в старшей группе «Грачи прилетели»
Опубликовано: 5 мая 2018 в 08:43
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...