Получи документы

Конспект интегрированного занятия по восприятию классической музыки М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»

Марина Симанова
Конспект интегрированного занятия по восприятию классической музыки М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»

Конспект интегрированного занятия по восприятию классической музыки М. П. Мусоргского "Картинки с выставки"

(подготовительная группа)

Цель:

Содействовать формированию музыкального вкуса детей.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей выражать своё отношение к музыке, делиться переживаниями, впечатлениями, возникшими в процессе восприятия.

2. Различать изобразительность в музыке, связывать её с характером музыкальных пьес.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по восприятию классической музыки М, П, Мусоргского „Картинки с выставки“» размещена в разделах

3. Учить выделять средства музыкальной выразительности; производить анализ музыкальной формы.

4. Познакомить с профессией архитектор.

Развивающие:

1. Развивать эмоционально-образное мышление.

2. Способствовать развитию и закреплению связной речи посредством описания своих чувств, возникающих при восприятии музыки.

3. Совершенствовать двигательные навыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать социально-коммуникативные качества в процессе музыкальной деятельности; культуру поведения, уважительное отношение друг к другу.

Ход занятия:

1. Дети заходят в зал.

Муз. рук: (поёт). Здравствуйте ребята.

Дети: (поют). Здравствуйте!

Дети здороваются с гостями.

Муз. рук: Друг на друга посмотрите

И улыбку подарите!

Как хорош сегодня день –

Заниматься нам не лень!

Ребята, сегодня мы с вами посетим академию художеств и увидим картины художника – архитектора Виктора Александровича Гартмана, а поведёт нас туда музыка Модеста Петровича Мусоргского «Прогулка».

С нами на выставку захотела пойти Фея Мелодия со своей волшебной палочкой.

(Дети под музыку «Прогулка» рассаживаются на стульчики. Перед ними портрет В. А. Гартмана и его 3 картинки с выставки:

1. «Костюм цыплёнка». Открыта картинка.

2. «Гном». Перевёрнута картинка обратной стороной наружу.

3. «Избушка на курьих ножках». Перевёрнута картинка обратной стороной наружу).

И портрет М. П. Мусоргского.

Ребята, мы с вами пришли на выставку, а картина открыта только одна. Кто-то здесь уже побывал вперёд нас.

Я догадалась кто. В королевстве Феи Мелодии есть вредная старушка – Щаb (ща бемоль) – эта фальшивая нота. Она всегда вредит: то расстроит красивую мелодию, то перепутает все инструменты оркестра; вот и сейчас она закрыла две картины на выставке, но, ничего, с нами же Фея Мелодии со своей волшебной палочкой.

Фея Мелодия: Своей палочкой взмахну и картинки оживлю.

Муз. рук: Спасибо, Феюшка. Мы знаем, что ты всё можешь. Но у нас здесь столько умных ребят. Я думаю, что они по характеру музыки, могут определить какая картинка от нас «отвернулась».

Но, … давайте все по порядку.

Ребята, мы с вами пришли на выставку художника – архитектора В. П. Гартмана. Кого называют художником? (ответы детей).

А кто же такой архитектор? (дети затрудняются с ответом).

Музыкальный руководитель знакомит детей с профессией архитектора. Согласно тематического плана ДОО.

В своё время выставку В. А. Гартмана посетил его друг – композитор М. П. Мусоргский. Он увидел замечательные работы своего друга, а это были картинки, наброски и эскизы костюмов артистов оперы; а так же наброски ёлочных игрушек и другие, и ему, глядя на эти картины, пришла в голову идея – написать музыкальные картинки. Которые он позже объединил в цикл пьес «Картинки с выставки».

Первая картинка открыта для нас – что изображено на ней? (ответ детей).

Да, это костюм цыплёнка.

М. П. Мусоргский, глядя на эту картину, пришла идея написать музыкальную пьесу «Балет невылупившихся птенцов»:

Дети слушают «Балет невылупившихся птенцов» в исполнении симфонического оркестра.

Какое настроение вызвало у вас эта пьеса?

Каким цветом можно было бы обозначить характер этой пьесы (показываю несколько карточек: чёрную, коричневую, жёлтую)

Дети выбирают жёлтую.

Муз. рук: Почему?

Дети: Потому что характер музыки весёлый, шутливый, беззаботный, игривый.

Муз. рук: Композитор изобразил маленьких невылупившихся цыплят.

Что делают цыплята?

Дети: Танцуют.

Муз. рук: С каким китом мы встретились?

Дети: С китом «Танец».

Муз. рук: М. П. Мусоргский назвал свою муз. пьесу «Балет». Балет – это танец (балет – вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах)

Разные киты мы знаем.

Дружно все под марш шагаем,

Танцев много разучили,

И про песни не забыли.

Подрастая день за днём

Весело в саду живём.

А теперь с балетом нас

Познакомлю в первый раз!

Я в восторге от балета:

Балерины в пуантах белых

На носочках ходят смело,

грациозно ввысь взлетают,

Словно бабочки порхают.

Помогают им партнёры,

Фуэте так крутят скоро.

Декорации меняют,

Представленье продолжают.

Мне понятен ход сюжета-

Ведь написано либретто. — 1

Не свожу я глаз с артистов!

Время пролетело быстро.

Вот уже Финал, Поклон,

Крики «Бис!» со всех сторон,

Публика с цветами мчится,

Плавно занавес струится.

Мне понравился балет.

В нём есть ВСЁ!

. Лишь песен нет.

В настоящем балете танцуют балерины со своими партнёрами по танцу (показываю иллюстрацию).

Фея Мелодия: Своей палочкой взмахну и картинку оживлю.

Муз. рук: Спасибо, Феюшка, но мы с ребятами постараемся. По характеру музыки сами, определить какая картинка нам откроется.

Звучит пьеса «Гном» (в исп. Симф. Оркестра)

Муз. рук: Знакома ли вам эта музыка? Как называется?

Дети: «Гном»

(Открываю картинку).

Муз. рук: кто композитор?

Какое чувство вызвала у вас эта музыка?

Дети: Чувство страха, тревоги.

Муз. рук: Какой характер гнома?

Дети: Злой.

Муз. рук: Почему вы думаете, что гном злой? Всегда ли он злой?

Дети: Характер музыки страшный, злобный, зловещий. Иногда он печальный, так как музыка как будто ноет.

Муз. рук: Что делает гном?

Дети: По темпу музыки слышно, что он то бежит, то останавливается.

Муз. рук: Если бы мы отметили характер музыки цветом, то какой бы цвет выбрали?

Дети: Чёрный, так как характер музыки злой страшный; коричневый – музыка осторожная, опасливая, тревожная.

Повторное слушание пьесы «Гном».

Муз. рук: С помощью каких средств музыкальной выразительности удалось М, П, Мусоргскому изобразить злого гнома?

Дети: С помощью низкого регистра, динамики, темпа, тембра муз. инструментов, акцентов.

Физкультминутка.

Муз. рук: Ребята, гном в музыкальной пьесе М. П. Мусоргского злой. Но ведь гномы бывают и добрые. Например те, которые приходят на новогодний праздник, освещают Деду Морозу дорогу в детский сад своими фонариками. Давайте подбодрим нашего гнома и споём ему нашу песенку:

Мы построим дом, дом.

Будем жить мы в нем, в нём.

Самый добрый гном, гном.

Бережёт наш дом, дом.

Муз. рук: Ребята, осталась закрытой последняя картина.

Слушают музыкальную пьесу «Избушка на курьих ножках»

Муз. рук: Как называется пьеса?

Кто композитор?

Какой характер?

Меняется ли характер музыки?

Дети: Да. Сначала зловещий, страшный, затем музыка звучит осторожно (Баба Яга будто притаилась); затем снова злой, страшный.

Муз. рук: Сколько частей в этой пьесе?

Дети: В пьесе три части. (рассказывают о характере каждой части)

Муз. рук: Значит, скольки частная форма этого муз. произведения?

Дети: Трёхчастная.

Муз. рук: В каком исполнении звучит эта пьеса? Один инструмент звучит или много?

Дети: Много.

Муз. рук: Если играют двенадцать и больше музыкантов вместе, как называется такой коллектив?

Дети: Оркестр.

Муз. рук: Ребята, посмотрите фальшивая нота ЩАb и сюда пробралась и перепутала все муз. инструменты симфонического оркестра. Давайте разберемся, к каким группам они относятся, и расположим их правильно.

(Дети выходят к магнитной доске и выкладывают инструменты симфонического оркестра по группам)

1. Струнные смычковые: а) Скрипка.

б) Альт.

в) Виолончель

г) Контрабас.

2. Медные духовые: а) Туба.

б) Труба.

в) Тромбон.

г) Валторна.

3. Деревянные духовые: а) Фагот.

б) Габой.

в) Кларнет.

г) Флейта.

4. Ударные: а) Литавры.

б) Тарелки.

в) Барабан.

Муз. рук: Ребята, а рояль (пианино) и арфа относятся к инструментам симф. Оркестра?

Дети: Да. Это дополнительные инструменты симф. Оркестра.

Муз. рук: Давайте попросимся в сказочное королевство Феи Мелодии и поиграем в игру «Баба Яга»

Игра «Баба Яга»

Итог:

[/b]

Муз. рук: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

С картинами какого художника познакомились?

Какие муз. картинки мы слышали?

Кто их композитор?

Сегодня вечером мы с вами посмотрим интересные мультфильмы «Баба Яга» и «Балет невылупившихся птенцов», в которых вы услышите знакомые вам пьесы М. П. Мусоргского.

Публикации по теме:

«Путешествие в мир музыки».  Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста Программные задачи: • Формировать способность анализировать музыкальное произведение. • Выделять средства музыкальной выразительности. •.

Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных»Фотоотчет о развлечении к Международному Дню классической музыки «Карнавал животных» В нашем детском саду в конце октября прошло развлечение в подготовительных группах, посвященное Дню классической музыки. Дети познакомились.

Использование классической музыки в экологическом воспитании дошкольников Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка.

Использование вариативных педагогических технологий приобщения дошкольников к восприятию музыки. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки,.

Конспект интегрированного занятия «Краски музыки» Цель: Обогащение чувственно – эмоциональной сферы детей. Задачи: Образовательные: Знакомить детей со средством музыкальной выразительности.

Конспект интегрированного занятия «Краски музыки» Цель: Обогащение чувственно – эмоциональной сферы детей. Задачи: Образовательные: Знакомить детей со средством музыкальной выразительности.

Конспект интегрированного занятия «Заколдованные картинки» Ход занятия. Воспитатель. Ребята, мне сегодня приснился удивительный сон, будто я вошла в нашу группу и увидела, что здесь появились необычные.

Методические рекомендации по проекту «Звуки классической музыки вокруг нас» ПРОЕКТ НА ТЕМУ: "ЗВУКИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ВОКРУГ НАС". «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья.

Социологическое исследование «Место классической музыки в жизни современной семьи» Социологическое исследование на тему: Место классической музыки в жизни современной семьи. В связи с началом проекта «Классическая музыка.

Воздействие классической музыки на нравственные качества дошкольников Многие педагоги признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по восприятию классической музыки М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 20:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД