ХУДИК ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА
Конспект интегрированного занятия с дошкольниками «Путешествие в пустыню»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы заключается в том, что исследовательская деятельность, даёт дошкольникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память дошкольника, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Цель темы: Способствовать формированию развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности у дошкольников
Задачи:
1. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной активности в проведении исследовательских работ;
Публикация «Конспект интегрированного занятия с дошкольниками „Путешествие в пустыню“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пустыня
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
2. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований;
3. Учить работе с наглядным материалом;
4. Развивать способности у дошкольников к исследовательской деятельности; умению вести дискуссию, эвристическую беседу;
5. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания; развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость, обогащать практический опыт детей.
Исследовательская деятельность является одним из видов познавательной активности у дошкольников. В процессе исследовательской деятельности:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе исследовательской деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов : Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную познавательную активность.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Образовательная:
- познакомить детей с климатическими условиями пустыни;
- формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания;
- учить решать познавательные задачи, делать выводы на основе простейших опытов;
- закрепить представления детей о свойствах песка, полученные в ходе экспериментирования;
-расширять кругозор, словарный запас детей: варан, змея – эфа, жук- скоробей, скорпион, караван верблюдов, барханы;
- повышать уровень развития ребёнка;
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
-развивать представления о свойствах песка;
-расширять и активизировать словарь детей (верблюд, варан, саксаул, бархан, пустыня).
2. Развивающая:
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь) ;
- развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
- развивать сенсорные системы восприятия (зрительная, осязательная, слуховая) ;
- способствовать развитию творчества детей в работе с цветным песком.
3. Воспитательная:
- совершенствовать и развивать коммуникативные навыки ребенка;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения;
- воспитывать любознательность, познавательный интерес к окружающему миру.
4. Оздоровительная:
- развивать мелкую моторику и тактильно-мнемоническую чувствительность,
-при взаимодействии с песком стабилизировать эмоциональное состояние.
Методическое обеспечение:
глобус, ковер и подушки, кувшин, макет пустыни; презентация с изображением животного и растительного мира пустыни; а/запись «Гул самолета» восточной музыки; оборудование для опытов: емкости с водой, емкости без воды, подносы, емкости с песком, ложечки, воронки, салфетки бумажные, розетки с сухим цветным песком, контейнеры с песком, закрытые крышкой и вставленной трубкой, зеркала, лупы, микроскоп, иллюстрации песка под микроскопом, иллюстрация верблюда, носа верблюда и человека, настольная лампа, варежка, костюм Хоттабыча, заготовки для оазиса, игрушки- животные пустыни, макет с песком- пустыня, цветной песок, силуэтные заготовки для изготовления оазиса, клей, кисти, салфетки.
Предварительная работа: рассматривание картин, энциклопедий; работа с картой мира; проведение опытнической деятельности; чтение х/л «Ящерица без хвоста» Н. Романов; «Караван» Ю. Измайлов; «Неизведанное рядом»; «Желтая страница» С. Маршак, беседы индивидуальные и групповые.
Ход занятия:
Организационный момент. Дети входят, здороваются с гостями, воспитатель обращает внимание на кувшин.
Воспитатель.
- А это что такое? (сосуд, кувшин) Кто его сюда принес? (разглядываю, встряхиваю) Интересно, что же там внутри! (снимаю пробку, заглядываю внутрь)
- Ой! (делаю вид как – будто что-то кольнуло в глаз).
Звучит восточная музыка, появляется Хоттабыч.
Хоттабыч:
- О, прекраснейшая из воспитательниц всех детских садов Европы, Азии, Америки и островов земного мыса. Благодарю тебя за избавление от тяжких и мучительных страданий. Позволь мне в знак глубочайшей признательности поиграть с тобой в мяч.
Воспитатель:
- Хоттабыч, это не мяч!
Хоттабыч: - Вай, вай, как не мяч? Он же круглый, цветной!
Воспитатель:
- Ребята, скажите Хоттабычу что он принес (глобус).
Хоттабыч:
- Вай, 1000 лет живу, но такого не слыхал. Что такое глобус!
Дети:
- Глобус – это модель нашей Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. С помощью глобуса можно путешествовать.
Воспитатель:
- А вот почему глобус такой разноцветный, тебе расскажут дети Хоттабыч, присаживайся и послушай.
Воспитатель:
- Крутим, крутим шар земной, крутим, крутим голубой!
Каким цветом изображены на глобусе моря и океаны? (Синим и голубым.) Каким цветом изображена на глобусе суша (земля? (Коричневым.)Каким цветом изображены на глобусе леса? (зелёным).
Хоттабыч:
- О, мудрые отроки, как интересно! А я вижу желтый цвет на глобусе. Что же он может обозначать?
Дети.
- Песок, пустыню.
Хоттабыч:
- Вай! Так это же моя Родина! Я хочу, чтобы вы немедленно отправились посмотреть мой родной край!
Воспитатель:
- А на чем мы туда отправимся?
Хоттабыч:
- Полетите на ковре-самолете.
- Воспитатель:
-А это не опасно?
Хоттабыч:
- О, моя ханум, не опасно! Клянусь своей бородой. Усаживайтесь на «ковер», любознательные из любознательных, летите в пустыню! (звучит а/запись «Гул самолета). Возьмите и смотрите в мою волшебную трубу и увидите что там на горизонте? (дает подзорную трубу воспитателю, дети садятся на подушки, на ковер, звучит гул самолета)
Воспитатель смотрит в подзорную трубу
Воспитатель:
- Внимание, внимание, вижу кругом один песок, светит яркое солнце. Приземляемся. Выходим.
Дети подходят к макету пустыни.
Воспитатель.
-- Вот мы и добрались до пустыни. Кругом песок, один песок. Скажите дети почему это место называется пустыней (от слов «пусто», «пустынно») .
Поиграем в игру «Я знаю….» (мяч передается игроком к игроку и дети говорят что знают о пустыне).
1 ребенок. Я знаю пустыни : Сахара, Каракумы.
2 ребенок. В пустыне днем очень жарко, а ночью, наоборот очень холодно.
3 ребенок. Лето очень жаркое, зима очень холодная
4 ребенок. В пустыне почти не бывает дождей, нет воды. Сухо.
5 ребенок. Песок такой горячий, иногда такой горячий, что в нем можно сварить яйцо.
6 ребенок. В пустыне растут низкие растения с маленькими листочками, растет верблюжья колючка, кактусы. Есть деревья – саксаул.
7 ребенок. В пустыне живут птицы, звери, ящерицы, насекомые.
8 ребенок. Весной цветут маки, тюльпаны.
9 ребенок. В пустыне надо быть очень осторожными.
Воспитатель.
-А почему надо быть осторожными мы сейчас с вами узнаем.
Садитесь поудобней на стульчики и внимательно посмотрите.
Презентация – показ слайдов о животном и растительном мире пустыни.
(В пустыне нужно быть очень осторожными, т. к. здесь водятся: ядовитая змея – эфа, самая крупная ящерица – варан, она не ядовита, но после его укуса начинается воспалительный процесс, поднимается температура и человек может погибнуть. А если вам встретится жук-скоробей, не трогайте его. Он приносит огромную пользу – убирает весь навоз после животных А еще в пустыне можно увидеть скорпиона, тушканчиков, фенек – пустынная лиса, черепахи, в пустыне растет немного растений это кактусы, саксаул, осока, верблюжья колючка. Растения низкие, с колючками. Колючки – это листья, чтобы меньше испарялась влага, а вот у верблюжьей колючки корни очень длинные с 15-ти этажный дом. Дерево саксаул - без листьев, корни глубоко уходят в почву. Зачем растения длинные корни? (Чтобы достать воду). Показ заканчивается показом песчаной пустыни.
Воспитатель.
- Ребята, а вы хотите узнать что-то новое о песке и его свойствах? Здесь в пустыне находится передвижная лаборатория и я приглашаю вас ее посетить.
Воспитатель.
-Давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
1. Слушать внимательно. Не мешать друг другу, когда работаете.
2. Соблюдать правила. В конце опыта вытереть руки салфеткой.
3. Приступать к выполнению опыта после словесной инструкции (Дети проговаривают правила поведения)
(Дети подходят к столам, где находится оборудование).
Опыт 1. Песок.
Обследовать сухой песок пальцами; рассмотреть песок через лупу.
Воспитатель:
-Дети, возьмите немного песка, что вы ощущаете? (ответы детей).
Воспитатель.
-Дети: песок состоит из маленьких песчинок.
Воспитатель:
-Возьмите, пожалуйста, песок в ложечку и высыпите его на подносы и рассмотрите песок через лупы. Из чего состоит песок?
Дети:
-Из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, разной формы, полупрозрачные.
Воспитатель:
- Вы знаете, что это? (Показывает микроскоп).
Дети:
-Микроскоп.
Воспитатель:
-Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок - это окаменевшие микроорганизмы. Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, разрушается и получается… песок. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!
(показ фотографий)
Воспитатель.
- Дети вы хотите узнать что происходит с водой в пустыне?
Опыт 2. Что происходит с водой. Возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. (Проведение опыта «Что происходит с водой в пустыне?»)
Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
Воспитатель.
- Кто знает, как лежит песок в пустыне? Как называется?
(Песок лежит неровно, как волны, это барханы.)
Воспитатель.
- Кто знает, как образуется бархан? Хотите сами попробовать его устроить?
Опыт 3. Песчаная буря. Контейнер с песком закрыт крышкой, сквозь отверстие в крышке опущена трубочка.
Воспитатель.
- Подуйте, дети, в трубочку. Что происходит с песчинками? Почему? (Песок разлетается, затем оседает неровным слоем- бархан).
Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.
Воспитатель.
- Как вы думаете, о каком животном говорится в загадке?
Я на спине мешки вожу, вовек я их не разгружу.
И в мешках тех еда, и в мешках тех вода,
Что спасает от зноя и жажды меня. (Верблюд)
Рассматривание рисунка.
Это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходится колючим кустарником и травами. Самое замечательное у верблюда – его горбы. В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыни. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут болтаться. Как вы думаете верблюду в пустыне жарко? Сейчас мы это проверим.
(На столе стоит настольная лампа и лежат варежки)
Опыт № 4. «Почему верблюду не жарко в пустыне»
На стол ставиться зажженная настольная лампа и дети подносят ладошку поближе к ней.
Воспитатель.
- Что вы чувствуете? (ладошке стало горячо) На другую руку одевается варежка и предлагается ребенку снова поднести руку к лампе.
Вывод: густая, длинная шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей и помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод.
Воспитатель.
- Ребята, представьте, что вам в лицо дует сильный ветер. Что вы делаете? (Зажмуриваем глаза и дышим носом, чтобы пыль не попадала нам в глаза и в нос).
Воспитатель.
- А верблюда спасает от пыли и песка большие длинные ресницы и узкие ноздри.
(На столах лежат зеркала. Показ строения носа человека и верблюда на ватмане).
Опыт 5 «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды» :
Воспитатель.
-Дети, возьмите зеркала и подышите на них. (Зеркальце затуманилось).
Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.
Воспитатель.
- Есть ли польза от песка животным, обитающим в пустыне?
(Животные закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, выкапывают глубокие норы).
Показ слайда – оазис.
Воспитатель.
-Посмотрите, как вы думаете, такое может быть в пустыне? Что это? Это оазис. В пустынях встречаются участки, которые благоприятны для жизни как для людей так и для растений и животных потому что здесь есть вода.
Создание оазиса.
Воспитатель.
-Приглашаю вас в мастерскую песка. Художники рисуют не только красками и карандашами, но и цветным песком. И мы нарисуем растения пустыни цветным песком. Каждый берет деталь, кладет перед собой и намазывает всю поверхность клеем, потом берем ложкой и насыпаем песок на клей. Аккуратно стряхиваем на клеенку лишний песок и чтобы растения установить на макете - воспользуемся бельевыми прищепками (прицепить снизу, в виде подставок). А теперь выберем животных которые живут в пустыне.
Вот у нас и получился оазис. Молодцы. Эти замечательные работы обязательно порадуют старика Хоттабыча, который ждет нас в детском саду, а теперь нам пора возвращаться.
Возвращение.
Воспитатель.
- Займите места на ковре самолете. (Звук гула самолета).
Внимание, внимание, вижу детский сад Сказка, приземляемся. Прибыли. Звучит восточная музыка Хоттабыч встречает детей.
Хоттабыч:
- О мудрые отроки, что интересного видели и узнали на моей Родине. (Дети отвечают).
Воспитатель:
-Молодцы ребята. Вам понравилось? А еще дети приготовили для тебя сюрприз - который всегда радует странствующего путника- это Оазис в пустыне.
Воспитатель.
- Дети, подойдите к песку еще раз и посмотрит на него. Старик Хоттабыч колдует (приподносит сюрприз) .
Хоттабыч:
-Разве мог я вас оставить без подарков ищите их в песке, а мне пора простится с вами дети, до свидания.
Дети ищут в песке зверей пустыни - подарки, благодарят Хоттабыча. Хоттабыч уходит.
Воспитатель:
- Дети расскажите что понравилось и чем запомнилось наше путешествие?
Литература
Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации - издательство Арки 2005г.
Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
Журнал «Школьное образование»№6/2012г.
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников.
«Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.
Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. -2009г.