Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка»

Светлана Константинова
Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия

«Русская матрешка»

(старшая группа)

(познавательное развитие + изобразительная деятельность + музыка)

Воспитатель:

Константинова Светлана Николаевна

высшая квалификационная категория

г. Новосибирск 2010г

Программные задачи:

Образовательные:

Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования, устного народного творчества.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская матрешка“» размещена в разделах

Обобщить представления детей об особенностях Семеновской и Полхов- Майданской матрешки.

Совершенствовать навыки работы гуашью — рисовать всей кистью, ее концом.

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие и воображение детей.

Формировать творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к искусству народных мастеров.

Воспитывать у детей уважение к труду народных умельцев.

Оздоровительные:

Создать условия для формирования у детей правильной осанки.

Развивать и укреплять моторику рук.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: Рассматривание Семеновской, Полхов - Майданской матрешек, беседа, художественное слово, загадка, физминутка, пояснения, поощрение, совет, самостоятельная деятельность детей.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Изделия народных промыслов (дымковские, филимоновские, богородские игрушки, Семеновские матрешки, Полхов - Майданские матрешки.

Раздаточный: Объемные игрушки матрешки из глины, гуашь, кисти округлые №5, №2, №1 (по количеству детей, салфетки, клеенки, стаканчики с водой, палитры, листы бумаги для упражнений.

Оборудование: мольберт, иллюстрации с изображением Семеновской и Полхов- Майданской матрешек.

Словарная работа: Использовать в речи слова - определения (веселая, радостная, расписная, нарядная, сувенирная). Обогащать речь детей словами: расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: Активизировать диалогическую речь детей. Помочь детям советом при росписи.

Предварительная работа: Беседа о народных промыслах, рассматривание изделий народного творчества, выставка «Народные игрушки», чтение художественного слова о народных игрушках, рассказы воспитателя, загадки, д/игра «Укрась матрешку», д/игра «Наряди матрешку», расписывание матрешек в раскрасках, роспись силуэтов матрешек, лепка матрешек из глины.

Ход занятия. Занятие проходит в музыкальном зале. Вдоль центральной стены стоят столы с русскими народными игрушками (Дымковские, Филимоновские и Богородские игрушки, Семеновские и Полхов- Майданские матрешки). Стол с матрешками накрыт салфеткой.

Воспитатель вместе с детьми заходит в зал. Их встречает Хозяюшка в русском народном костюме.

Дети. Здравствуйте, Хозяюшка.

Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие. Прошу в мою мастерскую народных игрушек. (Дети проходят к столам с игрушками.) Ребята, посмотрите, сколько здесь игрушек народных умельцев. Кто из вас знает, как называются эти игрушки?

Дети (перечисляют и показывают). Дымковские, Филимоновские, Богородские игрушки.

Хозяюшка. Хорошо, а из какого материала делают мастера эти игрушки?

Дети. Из глины, из дерева.

Хозяюшка. Какие еще игрушки из дерева изготавливают народные умельцы?

(Если дети затрудняются ответить, для подсказки можно загадать загадку).

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко -

Это русская ….

Дети. Матрешка.

Хозяюшка. Конечно, это матрешки. Полюбуйтесь на них. Одна краше другой. (Дети берут матрешек, рассматривают их). Какие они нарядные, как русские красавицы! (Обращается к одному из детей). Расскажи мне про одежду матрешек.

Дети. На матрешках надеты сарафаны, фартуки, кофточки, на голове у них платки. Матрешка одета в сарафан, сверху на ней фартук, а на голове платок.

Хозяюшка. Правильно вы заметили.

Хозяюшка берет в руки Семеновскую матрешку и обращается к одному из детей. Напомни мне, пожалуйста, откуда к нам приехала эта красавица?

Ребенок. Эта матрешка из села Семенова.

Хозяюшка. А какими элементами украшен у нее платок?

Дети. Платок украшен завитками. Края платочка украшены бутонами и листьями. По краю платка нарисована цепочка из бутонов цветов и листочков.

Хозяюшка. Ребята, посмотрите какой у нее красивый фартук! Каким узором он украшен?

Дети. На фартуке у нее большой букет роз. В букете много листочков. Фартук матрешки украшен букетом цветов.

Хозяюшка. Обратите внимание, какие цвета красок в росписи используют семеновские художники?

Дети. Семеновские художники в росписи используют красный, черный, синий, зеленый. Для работы художники используют красный, желтый, черный, синий цвета.

Хозяюшка. Вы правильно заметили.

А сейчас не зевайте

А в кружочек все вставайте

Хотите отдохнуть немножко

Как веселые матрешки?

Дети. Да.

Хозяюшка проводит физминутку (песня «Веселые матрешки» муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Мы веселые матрешки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры

Ладушки, ладушки.

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Хозяюшка берет в руки Полхов - Майданскую матрешку и садится вместе с детьми на ковер. Посмотрите, какая матрешка у меня есть. Мне кажется, что она тоже из Семенова. Как вы думаете?

Дети. Эта матрешка из Полхов- Майдана.

Хозяюшка. А чем же она отличается от Семеновской матрешки?

Дети. У Полхов-Майданской матрёшки вместо сарафана и передника (фартука) широкий овал. На нем нарисован узор. На голове у нее яркий платок без узелка. На платке у матрешки большой цветок.

Хозяюшка. Хорошо, ребята. Каким узором она украшена?

Дети. Матрешка украшена цветами, листьями, бутонами, ягодами.

Хозяюшка. Ребята, вы так много знаете о матрешках! А вам нравятся матрешки?

Дети. Да. Очень нравятся.

Хозяюшка. Тогда давайте поиграем с вами в игру «Скажи больше хороших слов о матрешке». Матрешка, какая?

Дети. (Перечисляют). Веселая, красивая, добрая, румяная, игривая, радостная, ласковая, нарядная, расписная, сувенирная.

Хозяюшка. (Берет в руки Семеновскую матрешку). Как вы хорошо отзываетесь о матрешках.

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки- невелички

Есть веселые сестрички.

(Хозяюшка открывает матрешку, в ней объемная заготовка из глины)

Хозяюшка. Вот одна сестричка. (Достает заготовку). А остальные матрешки-сестрички уже стоят у вас на столах. Они тоже хотят быть красивыми и нарядными. Давайте мы распишем наших матрешек.

Дети соглашаются.

Хозяюшка приглашает детей за столы.

(Дети садятся за столы, на которых приготовлены заранее объемные матрешки из глины, клеенки, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки, палитры, листы бумаги для упражнений. На мольберте иллюстрации с изображением Семеновской и Полхов- Майданской матрешек).

Сейчас вы будите расписывать матрешек, как настоящие мастера-художники.

Хозяюшка. Ребята, с чего мастер начинает расписывать матрешку?

Дети. Художник сначала рисует лицо, волосы, глаза, губы, щеки.

Хозяюшка. А потом?

Дети. Потом художник рисует платок, сарафан, фартук, руки.

Хозяюшка. А какими элементами вы будете украшать матрешек?

Дети. Цветами, листочками, бутонами, точками, кружочками, волнистыми линиями, завитками, букетами.

Хозяюшка. Ребята, подбирайте цвета так, чтобы матрешки получились яркими и нарядными, старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком тонкой кисточки, лепестки цветов и листочки — короткими толстыми штрихами толстой кистью, бутоны - «примакиванием».

Еще я вам хочу напомнить, когда «Поспешишь – людей насмешишь», а «Хорошая работа два века живет».

Хозяюшка проводит физминутку.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний -

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

Хозяюшка.

А сейчас скорей за дело -

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Звучит русская народная музыка. Дети расписывают матрешек. Хозяюшка помогает советом детям, которые затрудняются.

Хозяюшка. (По окончанию работы). Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с работой, как настоящие мастера-художники. Посмотрите, какие красивые получились у вас матрешки. Я знаю, что матрешки очень любят водить хороводы. А сегодня пусть они посмотрят, как мы поводим с вами хоровод.

Хозяюшка водит с детьми хоровод «Русская матрешка»

Хозяюшка. Прошло много лет, а Матрешка до сих пор является символом России, ее культуры. Она по-прежнему считается русским сувениром, потому что несет собой дружбу и любовь, счастье и благополучие. И конечно, Матрешка - любимая игрушка для детей. Берите скорей свои любимые игрушки.

Ребята, мне было приятно с вами пообщаться. А сейчас нам пора прощаться. До новых встреч.

Дети благодарят Хозяюшку, прощаются и уходят с воспитателем в группу.

Публикации по теме:

«Молодецкие потехи». Развлечение для детей подготовительной группы Развлечение для детей подготовительной группы. Разработали и провели педагоги группы № 10:  учитель-дефектолог: МАХАНЕВА ОЛЬГА ГЕРМАНОВНА.

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка»
Опубликовано: 7 августа 2014 в 19:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Русская матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Константинова (УИ 230608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД