Виктория Волгина
Конспект интегрированного занятия с использованием средств музейной педагогики «Осенняя пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с использованием средств музейной педагогики "Осенняя пора" (старший дошкольный возраст)
Цель: Развивать художественное-эстетическое восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние природы и эмоционально откликаться на него.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с таким видом изобразительного искусства, как живопись.
Публикация «Конспект интегрированного занятия с использованием средств музейной педагогики „Осенняя пора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
• Дать детям понятие о таком жанре живописи, как пейзаж.
• Закрепить знания о характерных признаках времён года на основе рассматривания репродукций картин художников-пейзажистов, музыкальных произведений и художественного слова.
• Формирование представления об окружающем мире и чувстве сопричастности к нему.
• формировать интереса детей к музеям, выставкам через рассматривание репродукций картин
Развивающие:
• Развивать речь, логическое мышление, самостоятельную активность.
• Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи.
• Развивать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• Способствовать эстетическому, духовному, патриотическому развитию личности ребенка.
Материал: Репродукции картин И. Левитан «Золотая Осень», «Осенний пейзаж», «Осенний день. Сокольники», Ф. В. Вахрушев «Осень в Тотемском уезде», Остроухов «Золотая Осень», И. Шишкин «Золотая осень», произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года», Шуберта «Осенний вальс», диатонические колокольчики
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин в картинной галерее и беседа по ним, дидактическая игра "Времена года", экскурсии "Прогулка в осенний лес", чтение В. Бианки «Синичкин календарь», В. И. Даль «Старик-годовик», чтение стихотворений о природе А. С. Пушкина, С. Есенина, И. Бунина
Словарная работа: Пейзаж, художники-пейзажисты, композитор, репродукция, классическая музыка.
Образовательная область: интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Ход занятия
Воспитатель: Дети, у нас сегодня большая радость. Нам прислали приглашение на выставку картин в музей. А хотите узнать от кого? Его прислала нам Королева Кисточка. Она командует всеми красками. Сейчас я вам раздам билеты, и мы отправимся в гости, на выставку картин.
Воспитатель: Пора нам отправляться в музей.
Игровая ситуация
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
А сейчас, друзья, вперёд.
Ведь музей нас с вами ждёт.
Музыкальный руководитель: Приветствую вас в нашей картинной галерее. Рассмотрите внимательно картины и скажите, какое время года представлено.
Загадка: Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два –
Пришла. (осенняя пора)
Люди всегда восхищались и любовались красотой природы. И свои впечатления от увиденного они выражали разными способами.
Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются временами года. Они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.
С помощью чего выражает свои мысли поэт? – Стихотворения
А музыкант и композитор? – Музыка, пьесы, произведения
А художник? - Картины
Правильно. Сегодня мы с вами будем рассматривать картины, на которых изображена природа. Как называются такие картины? (Пейзаж).
- Молодцы. А художники, которые пишут эти картины, называются художниками-пейзажистами. Рассматривая картины, попробуйте увидеть в ней всё, что задумал передать художник.
Дети подходят к репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»
МР: Эту картину написал знаменитый художник Исаак Ильич Левитан. Какое время года изображено на картине?
Д: Осень.
МР: Какая же здесь нарисована осень?
Д: Нарядная, золотая, веселая, красивая.
МР: Давайте перечислим осенние месяцы.
Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
МР: Какой же месяц изобразил художник на своей картине?
Д: Октябрь.
МР: Какие цвета использовал художник?
Д: Много желтых, оранжевых красок.
МР: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?
Д: Теплые, радостные веселые.
МР: Золотая осень восхищала и радовала художника. Как вы думаете, как художник назвал свою картину?
Д: приводят свои ответы
МР: Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?
Д: приводят свои ответы
МР: Что интересного, красивого увидел художник?
Д: Лес, луг, речку, березы.
МР: А посмотрите на небо на картине. Какое оно?
Д: Голубое, с легкими белыми облачками.
МР: А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались?
Д: Тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!
МР: Вот, как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.
Вот перед вами еще одна картина. Она тоже называется «Золотая осень», автор ее Илья Семёнович Остроухов. Как вам кажется, одинакова ли золотая осень на картинах двух художников Левитана и Остроухова? (Дети отвечают, что осень, хоть и золотая, выглядит по-разному.)
Воспитатель. Согласна с вами. А вот скажите, на какой картине осень вам кажется более ранней? (Дети отмечают, что на картине Левитана осень более ранняя, а на картине Остроухова более поздняя.)
Воспитатель. А на какой картине чувствуется больше осенней грусти, печали?
Дети. На картине Левитана.
Воспитатель. Мне тоже так кажется. Хоть осень у Левитана и ранняя, а светлой грусти увядания в ней больше. Почему? (Дети размышляют, но затрудняются с ответом.)
Воспитатель. А всё потому, что картины, как судьбы людей, всегда разные. Исаак Ильич Левитан, например, родился и вырос в бедной семье. С детства он мечтал стать художником, пробовал рисовать, потом учился целых 7 лет художественному творчеству. (Воспитатель показывает детям портрет Левитана.) А вот Илья Семёнович Остроухов родом из богатой семьи. Он не знал бед и лишений в детстве и юности, как Левитан, а рисовать вообще начал только в 21 год. (Воспитатель показывает детям портрет Остроухова.) Левитан создал свою «Золотую осень», когда ему было 35 лет, а Остроухов написал свою картину в 29 лет.
И еще одна картина под названием «Золотая осень», но уже кисти художника И. Шишкина. Обратите внимание на то, как по-разному художники видят красоту природы и передает ее в своих картинах.
А как называется такое явление природы, когда листья осыпаются?
Д: Листопад
МР: Известный русский поэт Иван Алексеевич Бунин сказал:
«Осень вызывает у человека чувство чего-то торжественного и величавого. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой». Одно из своих стихотворений он так и назвал «Листопад». Давайте послушаем отрывок этого стихотворения.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
МР: Известный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый цикл музыкальных произведений под названием «Времена года». Давайте мы с вами сейчас послушаем его пьесу «Октябрь. Осенняя песня», посвященную осени и закружимся, как осенние листочки.
Пластический этюд с листьями
МР: Какое настроение у этой музыки?
Д: Нежное, грустное.
МР: Правильно. Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием.
Воспитатель. Ребята, а кто из вас в выходные дни гулял с родителями в парке, в сквере или в лесу? (Дети поднимают руки. ) Скажите, а вы заметили, как красива осень в наших парках, в лесу?
Дети. Да!
Воспитатель: Давайте рассмотрим еще одну картину И. Левитана «Осенний день. Сокольники»
Композиция картины- уходящая в перспективу аллея старого парка. Она словно разрезает надвое темные парковые ели. Кажется, если бы не тропинка, то они сомкнулись бы в сплошной массив. На горизонте открывается бегущее серое небо. Чувствуется движение воздуха- ветер прибивает на края дорожки опавшие кленовые листья. Желтыми пятнами выделяются молодые деревца кленов. В целом в цветовой гамме преобладают темные тона. А по тропинке торопливо идет молодая женцина в черном длинном платье. Сборки юбки и воланы рукавов колышет ветер. Лицо девушки грустно. Настроение осеннего увядания и одиночества человека созвучны в картине.
Недаром Левитана называют грустным художником.
И. И. Левитан оставил нам много картин, этюдов и рисунков, которые сейчас находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт – Петербурге и в других музеях страны. Из них более 100 осенних пейзажей. Современники называли Левитана поэтом русской природы.
Игра на диатонических колокольчиках Р. Шуберт «Осенний вальс»
Рефлексия:
1. О каком времени года сегодня шла речь?
2. Перечислите осенние месяцы
3. С творчеством какого художника мы сегодня с вами познакомились?
4. С помощью чего можно озвучить осенние явления природы, какие, с помощью каких музыкальных инструментов?
5. Понравилась ли вам наша экскурсия? Хотели бы вы регулярно посещать картинную галерею и знакомиться с творчеством художников, композиторов и поэтов?