Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Татьяна Поздоровкина
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

ОО «Художественно-эстетическое развитие» и «Познание»

Непосредственно образовательная деятельность

с использованием информационно-коммуникационных технологий.

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Цель: Воспитание у дошкольников художественной культуры, чувства эмоциональной отзывчивости на красоту и изобразительность музыки М. П. Мусоргского. Знакомить с великими русскими художниками и их картинами.

Задачи:

*воспитательные:

- воспитывать коммуникативные качества;

- воспитывать чувства доброты, взаимопомощи;

*развивающие:

- развивать образно-ассоциативное восприятие музыки;

- развивать творческие способности;

- побуждать к размышлению о связи музыки и изобразительного искусства;

*образовательные:

- создать условия для получения детьми знания о художниках и их картинах, дать понятие о сюите;

- вызывать интерес к исследовательской работе.

Участники: музыкальный руководитель, дети подготовительной группы.

М. р.: Добрый день!

Дети: Добрый день!

М. р.: Ребята, мы с вами попали на художественную выставку, где представлены портреты художников и репродукции их картин. Это всем известные русские художники: Васнецов В. М., Левитан И. И., Серов В. А., Шишкин И. И. Они писали картины в разных художественных жанрах - пейзажи, портреты, натюрморты, графика и т. д.

Перед вами портрет Ивана Ивановича Шишкина. Родился художник в Елабуге на Каме - в глухой провинции. Отец был купцом, культурным человеком. С раннего детства он прививал любовь к рисованию своему маленькому Ване. А когда Ваня вырос, то поступил учиться в Петербуржскую Академию художеств, совершенствовал свое мастерство за рубежом. Картину "Утро в сосновом лесу"- свой шедевр, написал вовсе не в одиночку, а вместе с анималистом Константином Савицким, который рисовал мишек и со своей задачей справился превосходно. Шишкин попросил на картине поставить свою подпись и в таком виде привез её Павлу Третьякову. Увидев две подписи, тот распорядился смыть вторую подпись. Творчество Шишкина проникнуто пафосом жизни и утверждением красоты природы родной страны. Его картины: "Лесная чаща", "Зима в лесу", "Ручей в лесу", "Корабельная роща"- говорят сами за себя: он был истинным знатоком природы.

Вот посмотрите, это портрет русского художника Серова Валентина Александровича и его картины "Заросший пруд", написанный в жанре пейзажа, "Девочка с персиками" и "Портрет Ермоловой" написаны в жанре портрета. "Девочка с персиками"- лучший художественный образ, созданный русскими художниками. Милое смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд ее карих глаз, отброшенные со лба непокорные волосы, спокойные, но так трепетно лежащие на столе руки.

"Заросший пруд"- изумительный по красоте и правде пейзаж. Серов ежедневно ходил к пруду и писал его. Когда он кончил, деревья уже начали пестреть позолотой листьев. Сколько вкуса, сколько свежести достигнул не смотря на бесконечное число сеансов. В январе месяце в Москве в Третьяковской галерее с большим успехом прошла выставка картин Серова. Его картины были привезены с разных музеев страны и мира. Чтобы попасть на выставку, люди с ночи занимали очередь. Желающих видеть картины было настолько много, что организаторам пришлось продлить ее еще на неделю.

Вот портрет художника Васнецова Виктора Михайловича и его картина "Аленушка". Васнецова называли художником-сказочником. "Иван-царевич на сером коне", "Снегурочка", "Богатыри", "Царевна-лягушка", "Баба Яга", "Спящая царевна" - вот неполный список картин художника. Эти названия говорят сами за себя. Наши любимые с детства сказки.

Виктор Васнецов родился в середине Х и провел детские годы вместе с братьями в небольшом селе Рябово. Отец его был сельским священником. А бабушка с дедушкой были сказителями. Они рассказывали сказки, былины. Представьте себе, как вечером собирались все семеро детишек на печи или под звёздным небом около костра, и слушали сказки бабушки с дедушкой. Тогда ведь не было так много детских книг с красивыми картинками, и сказки передавались из уст в уста. Маленький Витя очень любил слушать сказки, и рисовать он тоже очень любил. Эти сказки и зародили у будущего художника любовь к народному творчеству. Когда он вырос, то поехал в Санкт-Петербург и поступил там в Академию художеств, стал настоящим художником. Сначала Виктор рисовал обычных бедных людей и вместе с другими художниками возил картины по всем городам России, чтобы простые люди могли любоваться картинами. Художники-передвижники — вот как назывались эти художники. А потом Виктор попробовал рисовать картины к так любимым им русским сказкам, которые отражали душу народа.

- Как вы думаете, в каком жанре написана картина "Аленушка"? (ответы детей). Можно сказать, что это пейзаж, а можно и сказать, что это портрет девочки. Что делает Аленушка?

А это портрет знаменитого Левитана Исаака Ильича и его картина "Осень золотая", которую вы могли видеть и раньше.

Описание картины Левитана И. И. «Осень золотая»

На картине Левитана И. И. «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.

Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца. Автор нарочно нигде не прорисовывал чёткого контура, поэтому вся его картина будит различные иллюзии и фантазии. Произведение Левитана вдохновляет, и сразу почему-то вспоминаются разные стихи Пушкина об осени, ведь он так любил это время года! И, видимо неспроста.

Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорей всего, это село. От этого сразу становится теплее на душе. Вся картина не оставляет впечатление грусти или меланхолии, наоборот, от такого обилия красок сразу становится как-то весело и появляется бодрость. Хочется вдохнуть свежий воздух багряной осени, пробежаться по золотой листве, а потом, вдруг резко остановиться, и тихонечко прислушиваться к пению птиц в берёзовой роще.

-В каком жанре она написана? (Ответы детей). Правильно, пейзаж.

– А рисовать вы любите? Почему? Кто рисует большие и не очень большие картины? (Ответы детей)

– Чем рисуют художники? (Ответы детей)

А теперь мы перейдем в другой зал, художественно- музыкального искусства. Н а экране вы видите портрет русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. А причем здесь композитор?- спросите вы. А при том, что этот композитор написал музыкальные картинки.

-Художники обычно чем пишут свои картины? (краски, карандаши, и т. д.). Правильно.

-А чем композитор может "нарисовать" свои музыкальные картинки (звуками, и т. д.)

Музыкальные картины нарисовал звуками известный всему миру великий русский композитор, которого даже зовут по-сказочному – Модест Петрович Мусоргский. А дело было так. Был у Модеста Петровича близкий друг – художник и архитектор (это тот, кто придумывает разные проекты – домов, мостов, разных сооружений). Звали его Виктор Александрович Гартман. Он создал много разных проектов, нарисовал много рисунков, акварелей, театральных декораций, даже театральных костюмов.

И вот однажды друзья художника решили организовать выставку его работ. Среди посетителей был и Модест Петрович Мусоргский. Работы художника Гартмана произвели на композитора такое сильное впечатление, что он решил создать музыкальную прогулку по воображаемой выставочной галерее. Так на свет появилась серия музыкальных картин – сюита «Картинки с выставки».

Слово «сюита» для вас новое, непонятное. Что же оно обозначает? Это очень легко запомнить: сюита – одно произведение, в котором один общий замысел, но много отдельных самостоятельных частей. В сюите «Картинки с выставки» посетитель выставки вместе с композитором как бы прогуливается от одной картины к другой: вот сказочный гном, а вот старый замок, а вот дети, играющие в парке, а вот мрачное холодное подземелье – римские катакомбы, а вот часы в виде избушки на курьих ножках, а вот костюм смешных вылупляющихся из скорлупы цыплят.

И что же он там увидел? Очень забавную сценку: цыплята, едва вылупившись из яиц, устроили в курятнике самый настоящий балет. Модест Петрович Мусоргский увидел на выставке рисунок своего друга художника – эскиз балетных костюмов в виде птенцов в яичной скорлупе. Композитор пофантазировал и сочинил пьесу, которая так и называется – «Балет невылупившихся птенцов».

А мультипликаторы оживили эту картину.

Дети смотрят фрагмент м/ф «Картинки с выставки» -

«Балет невылупившихся птенцов»

Вы улыбались, а некоторые даже смеялись, когда слушали музыку и смотрели, как цыплята вылупляются из яиц и сразу начинают танцевать. -Эти птенчики вылупились из каких яиц? (куриных)

Вопросы для беседы:

– А почему вам было весело?

– Кто хочет рассказать, как танцевали цыплята?

– А вы сможете потанцевать, как цыплята?

– Давайте вспомним, с чего начинался танец?

– Какие движения у цыплят были в конце танца?

– Попробуем потанцевать?

Танец-импровизация «Балет невылупившихся птенцов»

М. Р.: Наденьте шапочки, которые вы сами раскрасили, и представьте, что стали цыплятами. И под музыку изобразите, как цыплята танцуют.

Надевают шапочки цыплят и танцуют (по желанию) мальчики и девочки парами.

Какие у нас замечательные цыплята-артисты!

М. Р.: А сейчас, ребята, станьте друг за другом паровозиком, и нарисуйте на спине впереди стоящего сначала яйцо, затем клювик, лапки цыпленка. Вам приятно? Это называется "массаж". Сделайте его друг другу еще раз.

Дети садятся на стульчики.

Эксперимент

М. Р.: Дети, перед вами на тарелочке абсолютно одинаковых два яйца. -Чьи они? (куриные). Но одно из них вареное, а другое сырое. Я их помечу маркером красным и синим кружочками. Но как узнать, какое из них вареное,не разбивая яйца? (нужно яйца покрутить на столе). Вареное хорошо крутится, а сырое плохо.

(определили, какое вареное, а какое сырое).

- Дети, как вы думаете, какое их этих яиц я могу легко раздавить в ладони? (предположения детей). давайте я попробую раздавить вареное яйцо. Как вы думаете, получится? (ответы детей). (провожу опыт).

-А смогу ли я так же раздавить сырое яйцо (ответы детей). (пробую раздавить. и не получается). Почему я не смогла раздавить яйцо одной рукой? (предположения детей)

Научный факт.

Почему раздавить сырое яйцо, не имеющее трещин, одной рукой нельзя?. Но с чем же связано данное явление, и почему такой хрупкий продукт, как яйцо, на деле оказывается очень даже прочным? Итак, давайте попробуем ответить на вопрос о том, почему нельзя раздавить яйцо одной рукой? На самом деле, для того чтобы получить ответ на заданный ранее вопрос, нужно прибегнуть к таки наукам, как физика и химия. Именно они способны разрешить все сомнения, касающиеся данной темы. Скорлупа яйца представляет собой кристалловидную структуру, которая на самом деле отличается своей повышенной прочностью. Вся внутренность продукта распределена равномерно, следовательно, создается противодавление. Ну и почему нельзя раздавить яйцо одной рукой? После того как яйцо будет зажато в руке, произойдет равномерное распределение давления. Следовательно, если на нем отсутствуют трещины, оно попросту не разобьется, а в случае когда яйцо имеет форму купола, то тогда при сжатии оно и вовсе может выскочить из рук.

Рефлексия.

– Дети, на выставке каких картин мы сегодня побывали?

– Как называют музыканта, который сочиняет музыку?

– Как зовут композитора, который создал эти музыкальные картины?

– Какое вы узнали красивое новое слово, обозначающее произведение, в котором много отдельных пьес, объединенных общим замыслом?

– Как называется сюита, пьесу из которой вы сегодня слушали?

- Какое из яиц я смогла легко раздавить? Почему?

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе. Занятие по аппликации  «За грибами в лес»Художественно-эстетическое развитие в подготовительной группе. Занятие по аппликации  «За грибами в лес» "За грибами в лес" Развиваем познавательный интерес в работе с таким занятием как (аппликация). Учимся совершенствовать умение, создавать.

Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе. Рисование «Иней покрыл деревья» Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) в подготовительной группе на тему: «Иней покрыл деревья». Программное.

Фотоотчет занятия в подготовительной группе. Художественно-эстетическое развитие с использованием цветного пескаФотоотчет занятия в подготовительной группе. Художественно-эстетическое развитие с использованием цветного песка Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Игры с природным материалом – кладовая для фантазии и игры воображения.

Конспект занятия. Художественно — Эстетическое развитие НООД «Поможем Золушке» Программные задачи: Развивать у детей предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений народного изобразительного.

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе «Знакомство с павлово-посадским платком» Цель: Познакомить детей с Павловским платком, с историй возникновения платка. Задачи : -Продолжать учить детей правильно пользоваться кистью.

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе. Аппликация «Утка с утятами» Конспект занятия в средней группе по образовательной области художественно- эстетическое развитие (аппликация). Выполнила: воспитатель средней.

«Жучки-паучки». Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Конспект организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного.

Перспективное планирование в подготовительной группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 1 «До свидания лето! День знаний». НОД №1. Тема "Лето" Цель: Учить детей отражать свои впечатления о лете (передавать содержание песни).

«Прогулка в осенний парк». План-конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной группы Тема недели: «Мой город. Осень, осень в гости просим» «Прогулка в осенний парк». Приоритетная образовательная область: «Художественно –.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 11:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект НОД по обрывной аппликации «Золотые березки» в старшей группе
Тема : "Золотые березки" ( обрывная аппликация) Цели : - учить детей создавать образ осеннего дерева ( березы) в технике обрывная аппликация; -...
Фотозарисовки большого авиационного праздника
В минувшую субботу, 19 октября, на аэродроме Чкаловска состоялось празднование юбилея образования 689 гвардейского Сандомирского ордена Александра...
Фотоотчет о проведении осеннего мероприятия для детей младшего возраста
«Между елок, между сосен, Осторожно бродит Осень. Королева Осень – рыжая лиса- Красит в рыжий цвет Зелёные леса! » В. Степанов Сегодня сама...