МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Давайте оживим землю»

Наталья Воронкова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Давайте оживим землю»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:познание»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:«познание, труд, безопасность, коммуникация, социализация»

Программные задачи:

Образовательные:

— познакомить детей с составом земли (то по чему мы ходим) – камни, песок, глина, почва;

— познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;

— формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека;

— упражнять в умении сравнивать, анализировать;

Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Давайте оживим землю“» размещена в разделах

— формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;

активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная;

— учить детей работать парами, договариваться, формировать коммуникативные навыки;

— воспитывать любовь к природе;

— учить видеть необычное в обычном;

— формировать основы экологической культуры.

Материал и оборудование:

мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;

вода, ложечки для воды;

салфетки;

трубочки для коктейля;

поднос для «создания» (смешивания) земли;

поднос с землей и проросшими побегами овса;

иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;

пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

Ход занятия.

1. Организационная часть.

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А теперь, чтобы у вас было хорошее, веселое настроение, давайте улыбнемся друг другу и присядем на стульчики.

- Ребята, вы знакомы друг с другом уже несколько лет. Наша группа – это второй ваш дом. Здесь вы проводите целый день: радуетесь и огорчаетесь, здесь ваши друзья. Так давайте же будем дружными, внимательными и будем помогать друг другу на занятии.

Воспитатель: Сейчас я буду вам задавать вопросы, а вы отвечать. Я прошу поднять правую руку тех, у кого есть любимое животное, левую руку тех, кому нравится помогать взрослым ухаживать за растениями. Пусть хлопнут в ладоши те, кому нравится пение птиц, возьмут себя за нос те, кто подкармливал их зимой.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы любите природу. А насколько вы ее знаете, я хочу проверить. Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку:

И топчут ее, и режут ее,

Она не серчает,

Добром отвечает.

Кто нам общая мать? (Земля).

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. У слова земля много значений.

- Ребята, какие вы знаете значения слова земля?

Дети: Земля наша планета, в землю сажаем растения, когда моряки плывут долго и наконец они видят на горизонте… землю.

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить о земле, в которую можно что – то посадить, которую мы чувствуем под ногами, когда по ней ходим, ее по – другому называют почва.

- Почему землю называют «мать-земля» и говорят, что она всем «добром отвечает»?

Дети: На земле мы родились, живем и то, что мы едим растет на земле.

Воспитатель: Какая земля у нас под ногами — твердая или мягкая?

Дети: Твердая.

Воспитатель: А что землю делает твердой и из чего она состоит, мы с вами сегодня постараемся узнать.

- Кто знает, чем занимаюся исследователи?

Дети: Исследуют, наблюдают, проводят опыты.

Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже станем исследователями и я предлагаю вам надеть фартуки и отправиться в нашу лабораторию. Сядьте по два человека за стол. (На столах стоят 3 мисочки – с песком, глиной, почвой).

Воспитатель: - Сначала давайте с вами вспомним правила безопасности при работе в лаборатории.

Дети: Внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу, не шуметь.

Воспитатель: Чтобы проводить опыты, нам нужно, чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить. Проведем с вами пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – самый большой (прижимаем каждый пальчик по-очереди,

Самый веселый и самый смешной,

Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный,

Этот пальчик средний, ни первый, ни последний,

Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной,

Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.

2. Экспериментирование (форма организации – парами)

Воспитатель: Ваша задача сегодня – работать вдвоем, договариваться о том, что нужно делать, помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования, пока они накрыты салфетками.

- Снимите салфетки, что вы видите? (песок, глина, земля).

Воспитатель: Свои исследования мы начнем с изучения песка. Подвиньте к себе мисочку с песком. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?

Дети: Из песчинок.

Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга?

Дети: нет.

Воспитатель: Какие они?

Дети: разные по размеру.

Воспитатель: Возьмите песок пальцами и посыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется?

Дети: да.

Воспитатель: Какой песок?

Дети: Сыпучий.

Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?

Дети: песчинки передвигаются.

Воспитатель: Почему они передвигаются?

Дети: потому что лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель: Песчинки передвигаются потому, что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды, как вы думаете?

- Давайте проведем опыт. Возьмите баночку с водой и налейте немного воды в мисочку с песком.

Воспитатель: Куда делась вода?

Дети: впиталась.

Воспитатель: Какой стал песок? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети: Нет, сыпучий только сухой.

Воспитатель: Из какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)

Воспитатель: По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь.

- Давайте сделаем вывод : какой песок? (песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, все они разные. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу).

Воспитатель: Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Потрогайте ее пальчиками, какая она?

Дети: Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.

Воспитатель: Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Хорошо ли вода проходит сквозь глину?

Дети: Она плохо проходит сквозь глину.

Воспитатель: Как изменилась глина?

Дети: Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.

Воспитатель: Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

- Давайте сделаем вывод : какая глина? (глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. После дождя тяжело ходить, она прилипает к обуви, на ней можно поскользнуться. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.

3. Физкультминутка

РАЗ — и стану я землей,

Мягкой, теплой и живой!

Очень сильной, очень крепкой,

Очень доброй и большой.

ДВА — и вмиг я глиной стану,

Может, к обуви пристану,

Если дождик во дворе.

Не ходите вы по мне!

ТРИ — сейчас я холм зыбучий,

Очень желтый и сыпучий.

Осторожней, люди, будьте,

Если вы не на верблюде!

Воспитатель: Теперь садимся на свои места и продолжаем экспериментирование.

4. Продолжение экспериментирования.

Воспитатель: А теперь последняя мисочка. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети: (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель: Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения.

- Ребята, а вы поливаете растения?

Дети: да

Воспитатель: - А что будет с водой, если ее налить на почву?

Дети: впитается в почву.

Воспитатель: - А давайте это проверим. Налейте в мисочку с почвой немного воды. Что произошло?

Дети: (Вода впиталась, почва стала влажной, на поверхности видны пузырьки воздуха.)

Воспитатель: Да, вода впиталась. Ребята, вам понравился опыт? (да).

Воспитатель: - В почве обитает много жильцов. Какие? (черви, кроты, жуки). Чем они дышат? (воздухом). Давайте проверим, правда ли это?

У каждого на столе стоит стакан с водой, возьмите ложкой из мисочки комочек земли и опустите в стакан.

Воспитатель:- Что вы видите?

Дети: пузырьки воздуха.

Воспитатель:- Что это значит?

Дети: в почве есть воздух.

Воспитатель:- Да, действительно, вода вытеснила из почвы весь воздух, и появились маленькие пузырьки. Вот мы и проверили, что в почве есть воздух.

Воспитатель: - Итак, ребята, что мы можем сказать о почве? (Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения, в ней есть воздух. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений).

Воспитатель: Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель: Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети: (Земля.)

Воспитатель: Все эти части необходимы земли. Молодцы, вы были хорошими исследователями.

Воспитатель: Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.)

- Если земля плодородная, то на ней растут деревья, травы, кустарники. Земля — это еще и название нашей планеты.

- Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю», на которой все оживает.

- Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле, только говорить давайте шепотом.

(Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани).

5. Игра «Откуда эта горсть земли

Повторить 2 раза.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем!

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток — пустыня, 2-й — лес, 3-й — цветники, 4-й — каменистый берег моря, 5-й — глинистая дорога, 6-й — горы. Подготовлены пакетики с разной по составу землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной почвой).

Ход игры.

Воспитатель: Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.)

- Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков — на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей — на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной — на глинистую дорогу, с песчаной — на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками — на лепесток с изображением морского берега). Песок – пустыня, глина – дорога после дождя, почва- лес, сад, камни - берег моря, горы.

6. Заключительная часть.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, хорошо занимались.

- О чем мы говорили сегодня на занятии? Какие компоненты входят в состав почвы? (Ответы детей.)

- Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада.

- А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса — во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.)

- Смотрите, как вы думаете, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова? (ответы детей).

- Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

Воспитатель: Сегодня мы узнали много нового о земле, о ее свойствах. Вы были не только исследователями, но и волшебниками! Вам понравилось? Занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП и ФЦКМ в подготовительной группе. Тема «Транспорт» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦРР - детский сад №39 комбинированного вида» 683024 Камчатский край г. Петропавловск.

Конспект интегрированного занятия-путешествия в подготовительной группе «Русские народные игры» Цель: познакомить детей с русскими народными играми. Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость,.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности «Что такое светофор?» Конспект интегрированного занятия ребенок и окружающий мир с изо деятельностью. Тема: «Что такое светофор?» Возраст: Средняя группа. Цель:.

Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционной техники в младшей группе. Тема: «Наши защитники».Конспект интегрированного занятия с применением нетрадиционной техники в младшей группе. Тема: «Наши защитники». Образовательные области: «Художественно - эстетическое развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие». Задачи: 1. Развивать умение.

Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе. Тема «Насекомые»Конспект интегрированного занятия в 1 младшей группе. Тема «Насекомые» Цель: Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде. Задачи. Развивающие: Создать условия для развития речи и воображения.

Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной группе «С кистью и краской готовимся к Пасхе»Конспект интегрированного занятия по рисованию в подготовительной группе «С кистью и краской готовимся к Пасхе» Программное содержание 1. Познакомить детей с православным праздником «Пасха», с традициями этого праздника. Расширять представления детей.

Конспект НОД в подготовительной группе «Давайте жить дружно» Цель:воспитывать нравственность Задачи:работа над выразительностью движений, регулирование адекватного поведения в коллективе; развитие.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе Тема: «Мебель» Цель: обобщить знания и представления детей о мебели. Задачи: Речевые: • Уточнять, активизировать и обобщать словарь по теме «Мебель»; •.

Конспект занятия по здоровьесбережению в подготовительной группе. Тема: «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по здоровьесбережению в подготовительной группе тема: «Где прячется здоровье?» воспитателя 1 к. к. Шкуркиной А. Т..

Открытки «Берегите Землю!». Фотоотчёт занятия в старшей группеОткрытки «Берегите Землю!». Фотоотчёт занятия в старшей группе Накануне 22 апреля,когда все отмечают Международный день Земли,мы с моими дошколятами решили сделать открытки к празднику и подарить их.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Давайте оживим землю»
Опубликовано: 20 мая 2016 в 20:12
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД