Татьяна Савина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»
Цель: Повторение и обобщение полученных умений и навыков, уточнение полученных знаний детей в образовательных областях.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
2. Активизировать словарный запас детей.
3. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе.
Развивающие:
1. Развивать память, мышление, внимание, чувство прекрасного через зимний пейзаж и способность передать это в своей работе.
2. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
3. Развивать умение детей общаться со взрослыми и сверстниками.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Идет волшебница зима“» размещена в разделах
4. Развивать отзывчивость, любознательность, познавательную мотивацию.
Воспитательные:
1. Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
2. Закреплять умение детей взаимодействовать друг с другом в непродолжительной игре.
3. Закреплять умение соблюдать правила в игре, строиться в круг, находить своё место при построении, двигаться сообща, не толкаться.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Методические приемы: Игровой показ, сравнение, вопросы, обобщение.
Обеспечение занятия :
Для воспитателя: снеговик, картина «Волшебница Зима» картины с зимним пейзажем для оформления группы, снежинки из бумаги для оформления группы, имитация сугробов.
Для детей: оборудование для рисования: кисти, краски, листы для акварели, салфетки, подставки, непроливайки, восковые мелки.
Ход совместной деятельности
Мотивационно - побудительный этап:
Упражнение «Подари улыбку другу» :
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
Здравствуй, матушка - земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель: У нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
Организационно - поисковый этап:
Воспитатель: Сегодня вас ожидает много интересного, а помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла. (зима)
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить? (о зиме)
- Какое сейчас время года? (зима)
Показываю картинку «Зима», передается по кругу, дети какая зима?
(морозная, снежная, холодная, суровая, вьюжная, долгая, волшебная, красивая, солнечная)
Показываю «Снежный ком», какой? (белый, пушистый, легкий, мокрый, чистый, твердый)
Показываю «Снежинки» какие? (белые, пушистые, нежные, сверкающие, холодные)
-Сколько зимних месяцев?
Дети: Три месяца
Воспитатель: А что бы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.
Лера:
«Назовите – ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга,
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Наступает Новый год!»
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О месяце декабре
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает Новый год, в декабре дни- короткие, ночи- длинные.
Воспитатель: А сейчас послушаем загадку о другом месяце.
Маргарита:
«Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду, упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это?»
Воспитатель: О каком месяце говорилось в этой загадке?
Дети: О месяце январе
Воспитатель: Какой по счету зимний месяц январь?
Дети: Январь-второй зимний месяц
Воспитатель: Что значит: «Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз»
Дети: Значит на улице холодно, морозно, нужно одеваться тепло.
Молодцы.
Воспитатель: И последняя загадка
Валера:
«Снег мешками валит с неба
Целый дом сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревья налетели
По ногам мороз силен.
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
Дети: Это месяц февраль
Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
Дети: Это падает много снега, снегопад
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги да метели
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
-Давайте мы с вами немножко поиграем.
Игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).
Игра «Найди то, что пригодится зимой»
Дети выбирают предметы связанные с зимой (каждый говорит, почему он выбрал) Сосульки, санки, дед мороз, шуба, снеговик, белый заяц, варежки, снежинка, валенки)
- А какие предметы не взяли? (бабочка, клубника, осенние листья) Почему?
Подбор родственных слов
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».(читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок,
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
- Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
-Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться! И сейчас я предлагаю вам встать и подвигаться.
Физминутка «Лепим снеговика»
- Раз – рука, два – рука! (Дети показывают сначала одну руку, затем другую.)
- Лепим мы снеговика. (Движения рук, имитирующие лепку снежков.)
- Мы скатаем снежный ком (Рукой в воздухе рисуют круг.)
- Вот такой! Широко разводят руки в стороны.)
- А потом поменьше ком (Рисуем круг поменьше.)
- Вот такой (Разводят руки в стороны наполовину.)
- А наверх поставим мы
Маленький комок. (Соединяем руки в кольцо.)
- Вот и вышел Снеговик - снеговичок,
Очень милый толстячок (Ставим руки на пояс и поворачиваемся из стороны в сторону).
- Ребята, скажите, что вы любите еще делать во время прогулки? (дети называют)
- Сегодня мы с вами поговорим об одном из зимних развлечений. Показываю красивую коробку, а что в ней, узнаете, когда отгадаете загадку:
Появился во дворе
Он в холодном декабре
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой
К ветру зимнему привык
Наш приятель…. (Снеговик)
- А как вы думаете, интересно лепить снеговиков?
Презентация «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года»
Воспитатель: Я вас приглашаю за стол, мы будем с вами продолжать осваивать смешанную технику в рисовании - восковой мелок и акварель.
- Конечно, ваши снеговики будут и похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из … чего?
Дети: Из шаров.
Воспитатель: Сколько нужно снежных шаров для снеговика?
Дети: Три.
Воспитатель: Какого размера эти шары и как расположены?
Дети: Снеговик состоит из трёх шаров, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине - средний по величине, сверху - самый маленький - это голова; руки можно сделать из овалов.
Воспитатель: Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику?
Дети: Красивые шапочки и шарфики.
А сначала мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра "Зима"
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки».
Раз, поймали, два, поймали!
Не устали? Не устали! (дети «ловят» снежинки)
Раз, поймали, два, поймали!
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
Воспитатель: Восковым белым мелком обводим контур снеговика, закрашиваем туловище, красным шапочку и морковку, коричневым ручки и можно нарисовать метелку. Голубой краской тонируем лист бумаги.
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята, расскажите, вам понравилось наше занятие?
- Что понравилось на нашем занятии?
- Что вызвало трудности?
- Чему научились?
- Что узнали нового?