МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «О чем поют птицы весной?»

Татьяна Ивановна Бывальцева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «О чем поют птицы весной?»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.

Тема: «О чем поют птицы весной?»

Цель.

Уточнить и расширить представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе, которые происходят весной.

Задачи.

Обучающие.

Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „О чем поют птицы весной?“» размещена в разделах

Углубить знания о перелетных птицах (грач, скворец, ласточка, кукушка). Закрепить представления о пользе птиц.

Продолжать учить отгадывать загадки.

Познакомить с народными обычаями.

Развивающие.

Развивать интерес к жизни птиц.

Продолжать развивать умение слышать вопросы воспитателя, слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, понимать образные слова и выражения.

Активизировать употребление прилагательных связанных с темой занятия, развивать навыки творческого рассказывания.

Развивать социальные навыки детей: умение работать в команде.

Развивать воображение, логическое мышление, умение строить причинно -

следственные связи; делать выводы.

Развивать мелкую моторику.

Развивать способность к эмоциональному восприятию музыки, художественного слова.

Воспитательные.

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, понимания необходимости помогать им.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие».

Обеспечение занятия. Макет дерева. Бумажные силуэты птиц (грач, сорока, кукушка, ласточка, скворец). Коробочки с бросовым материалом для эксперементирования. Запись «Голоса птиц», П. И. Чайковский «Времена года». Картинки для игры «Найди свою группу», геометрические фигуры. Презентация к занятию «О чём поют птицы весной».

Предварительная работа. Наблюдения в природе. Беседы с детьми «Как узнать птиц», «Какие бывают птицы». Работа с моделями «Птицы». Рассматривание фотоиллюстраций весенней природы. Чтение рассказа К. Д. Ушинский «Ласточка», «Птицы строят жилье» В. Бианки, «Угощайте пернатых» К. Косячков. Отгадывание загадок. Дидактические игры «Улетает, не улетает», «Кто что любит». Игра «Найди свою группу»

Ход занятия.

I часть

Дети стоят на ковре около воспитателя.

Как приятно проснуться, встать,

Синее небо в окно увидать.

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро, прекраснее сна.

Сегодня, я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и звонко пели свои песни. Кто из вас догадался, чему же так рады птицы? (Птицы рады весне). Да ребята, весна полноправной хозяйкой вступила в свои права. По каким приметам можно узнать, что наступила весна? (Стало пригревать солнышко, тает снег, появились проталинки, стал длиннее день, звонче запели птицы) А какая бывает весна, она ведь такая разная? (Солнечная, долгожданная, веселая, звонкая, ранняя) Да, на смену зиме спешит красавица весна. Как весело звенят капели, как рады все вокруг теплому весеннему солнышку. Природа постепенно просыпается, оживает после долгого зимнего сна. Вы, слышите, звучит музыка? Ее написал композитор П. И. Чайковский. Он не только видел красоту весенней природы, он умел ее слушать. Мог услышать хрустальный звон капели за окном, как тает снег от теплого весеннего солнышка, как пробивается на проталинке первая травка, как робко распускает нежные лепестки первый весенний цветок, как поет в вышине жаворонок и об этом он рассказал нам своей музыкой. Прислушайтесь внимательно. (Слушание).

II часть

Много чудес происходит весной – но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья – птицы, и приносят весну на своих крыльях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные). Почему именно весной возвращаются к нам птицы? (стало тепло, начал таять снег, птицам легче найти корм, появляются насекомые, которыми питаются птицы) Я бы сравнила первую весеннюю проталинку со скатертью – самобранкой, почему? (На ней птицы могут найти прошлогодние семена, насекомых, их личинки) Весна – это время прилета птиц.

Много забот и хлопот весной у птиц. Что нужно успеть сделать птицам? (Нужно поправить старые гнезда, построить новые, затем нужно отложить яйца, вырастить птенцов). К встрече птиц надо хорошо подготовиться. А чем мы с вами можем помочь птицам весной? (С родителями сделать скворечники, продолжать подкармливать птиц, не шуметь в тех местах, где птицы вьют гнезда). Предлагаю подойти к столам.

В этих коробках находятся разные предметы, надо выбрать только те, которые птицы могут использовать для постройки своих гнезд. Дети выбирают, объясняют, почему выбрали тот или иной материал, сравнивают тонкую веточку и палочку, шерстяную нить и леску, вату и полиэтилен, пух и перо. Делают вывод, что для постройки гнезд птицы используют легкие, мягкие, дающие тепло предметы. Сухие травинки, веточки, соломинки, пушинки, мох, ниточки, кусочки ткани, вату… Сейчас все это я уберу в коробку, и когда мы с вами пойдем на прогулку, не забудьте ее взять с собой, чтобы развесить все это на кусты и деревья, которые растут на нашем участке, птицам будет удобно их найти, они будут благодарны нам за это.

А сейчас представьте, что вы вдруг превратились в разных птиц.

Волшебство, волшебство

Превращайся кто в кого.

Как-то раннею весной (дети стоят в кругу).

На опушке лесной

Появилась стая птиц: (дети летают по залу).

То скворцы или синицы,

Иль большущие грачи

Разбежались по опушке, (присесть)

Прыг-скок, крак-крак!

Там жучок, там червячок! («клюют зернышки»)

Крак-крак-крак!

А потом летят в свой дом

Хорошо живется в нем! (дети собираются в круг)

(Выставляю макет дерева. На дереве иллюстрация сороки вырезанной по контуру).

К нам сорока - белобока

Прилетела издалека,

Не сказала, где была,

Но зато она, ребята,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

Раз есть загадки, значит, будем их отгадывать.

(Силуэты птиц по мере отгадывания, вывешиваю на макет дерева. Рассказ о птице сопровождается короткой презентацией).

Черный, проворный

Кричит: «Кракк»,

Червякам враг. (Грач) (слайд№2) Как, вы догадались, что это грач? (ответы детей).

Грач - миролюбивая и общительная птица. А знаете ли вы, что у молодых грачей клюв черный, а у старых – белый? Грач много работает клювом, при этом черные перышки вокруг клюва стираются и он белеет. Гнезда строят грачи на высоких деревьях. Грач самый первый возвращается к нам из теплых краев.

На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его - … (Скворец) (слайд №3) Почему, вы решили, что это скворец? (ответы детей).

А вы знаете, что скворцы умеют подражать разным звукам, и даже человеческой речи. Селятся скворцы в дуплах старых деревьев, люди для них строят и развешивают скворечники.

Прилетает к нам с теплом

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка). (слайд №4) Как, вы догадались, что это ласточка? (ответы детей)

Ласточку легко узнать по хвосту. На что похож хвост ласточки, что он вам напоминает? (Ножницы).(слайд№5) Ласточки строят гнезда под крышами домов, под балконами. Гнезда ласточки строят из комочков земли и глины.

Ни ворона, ни синица –

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку» (Кукушка (слайд№6) Как узнали? (ответы детей)

А вот кукушка не вьет гнезд, а яйца откладывает в гнездах других птиц.

Ребята, как вы думаете, все ли птицы на нашем дереве перелетные? Кто здесь лишний? (Сорока, т. к. она зимующая птица, а все остальные перелетные).

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц и весну закличкой. Давайте встанем вокруг нашего чудо - дерева и позовем их так же.

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

(Включаю запись «Голоса птиц в лесу»)

Вы слышите, птицы откликнулись нам. Давайте послушаем их весеннюю песенку. (Дети свободно располагаются на ковре около дерева).

Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, веселое, легко на душе) А если бы птицы умели петь так, как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песенках? (о том, как они любят свою родину, как прекрасна и неповторима наша земля, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами.)

Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней.

Как хорошо пели птицы, давайте и мы споем для них.

Хоровод «Ой, бежит ручьём вода».

1)Ой, бежит ручьём вода, нет ни снега, нет ни льда

Ой, вода, ой, вода, нет ни снега, нет ни льда -2 р.

2)Прилетели журавли и соловушки малы

Журавли, журавли, и соловушки малы -2 р

3)Мы весняночку поём, весну красную зовём

Ой, поём, ой, поём весну красную зовём -2 р.

Мы с вами рисовали птиц, лепили из пластилина, делали аппликацию из бумаги, оригами, из природного материала. А еще можно сделать птиц из пальчиков. Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать).

Пальчики – головка,

Крылышки - ладошка.

Птицы прилетают. (Пальчиковая игра)

С наступлением весны, птицы прилетают. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Возвращаются скворцы, работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.)

А грачи у лужицы, (Ладони раскрыты, соединены чашечкой.)

Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук.)

Журавли летят, торопятся. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

А малиновка и дрозд, занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты.)

Давайте теперь попробуем выложить птиц из геометрических фигур.

Но сначала нам надо разделиться на команды. Для того чтобы разделиться на команды, сыграем в игру «Найди свою группу». Подойдите к столу и возьмите по одной карточки. Рассмотрите внимательно карточку и самостоятельно разделитесь на три команды. (На столе, лицевой стороной вниз, раскладываются карточки не большого формата с изображением перелетных, зимующих, водоплавающих птиц. Каждый ребенок выбирает одну карточку. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть карточки и самостоятельно разделиться на команды. Дети, объединившись в группы, сами должны объяснить, почему они создали именно такие команды.)

Работа у столов. Дети фантазируют, сообща придумывают разных птиц, рассказывают о своей птице.

III часть

Ребята, а что может произойти, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? Произойдет беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен)

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Берегите всяких птиц друзья!

О ком мы сегодня с вами говорили? Что вы нового узнали? Что вы можете рассказать своим друзьям, родителям? Какие игры, задания вам понравились?

Публикации по теме:

Беседа в старшей группе на тему: «Птицы весной» Задачи: способствовать обобщению представлений о птицах в период: изменение их поведения - греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются,.

Интегрированного занятия подготовительной и старшей группе «Зимующие птицы» Интегрированного занятия подготовительной и старшей группе на тему «Зимующие птицы». Цель занятия: Закрепить знания по теме зимующие птицы.

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы». Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Галка и кувшин» .

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: Режиссёрская игра по русской народной сказке «Гуси-лебеди» Педагогическая цель Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, совершенствование всех.

Конспект интегрированного занятия (в старшей группе) Тема: «Зимушка — зима» Программное содержание. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других. Уточнить.

Конспект занятия по развитию речи во 2 й младшей группе. «Перелётные птицы весной» Конспект занятия по развитию речи во 2й младшей группе. «Перелётные птицы весной» Цель. Воспитывать любовь к родной природе. Вызвать чувства.

Конспект занятия «Птицы весной» .

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Птицы весной» Коммуникативная деятельность в подготовительной к школе группе «Птицы весной» 1. Называть птиц, используя в ответе «перелётные птицы». 2.

Конспект занятия в старшей речевой группе, в рамках проектной деятельности. Тема: «Зима. Зимующие птицы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Калининского района Санкт- Петербурга.

Воспитательское занятие «О чём поют весною птицы» Тема: «О чем поют весной птицы» Цель: привитие любви и бережного отношения к родной природе. Задачи: Прививать любовь и бережное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «О чем поют птицы весной?»
Опубликовано: 7 октября 2015 в 13:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД