Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома» (старшая группа)

Светлана Мальцева
Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома» (старшая группа)

Конспект интегрированного занятия

«Золотая хохлома»

(старшая группа)

Воспитатель: Мальцева Светлана Владимировна.

2015 годПрограммные задачи:

1. Познавательные:

-продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома;

-закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской

народной музыки и русского фольклора;

-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;

-развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит

росписи, элементы узора;

-приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные:

-развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

-воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

-продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному

народному творчеству.

3. Речевые:

-активизировать словарный запас. при помощи слов:», «Золотая хохлома», ложкари

4. Художественно-эстетические:

-способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

-учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

-вызвать у детей желание побыть в роли хохломских мастеров и самостоятельно выполнить узоры

хохломф на бумажных шаблонах.

5. Физические:

-развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: Мультимедиа, флешка с записями русских народных мелодий, признтацией,

иллюстрации, предметы с хохломской росписью; заготовки для росписи (картонные блюда,

ложки, вазы); кисти, гуашь. клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций о русской избе, одежде,

быте. Разучивание пословиц, народных игр, хороводов, как на занятиях так и в повседневной

жизни. Знакомство детей с изделиями хохломской росписи. Проводили беседы и расписывали

изделия из хохломы. Стук в дверь. Заходит почтальон и передает воспитателю и детям посылку и письмо.

Воспитатель: Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей).

Воспитатель и дети открывают посылку.

Воспитатель: Ах! Что за диво! Взгляните-ка, какая интересная деревянная посуда с необычной

росписью! Кто из вас знает, как эта посуда называется?

Дети: хохломская.

Воспитатель: Ах, как же хороша хохломская посуда! Одно удовольствие из неё пить и есть!

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И ни где на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

Как волшебница жар-птица

Не выходит из ума,

Чародейка-мастерица, золотая Хохлома!

И богата, и красива

Гостю рада от души!

Кубки, чаши и ковши!

Воспитатель достает посуду и во время беседы раздает детям.

Воспитатель: А как вы думаете почему посуду расписанную под хохлому называют золотой?

(ответы детей)

А говорят, будто давным-давно поселился за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да

лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал

посыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым

пером чашку с кашей, и чашка стала золотой.

Это, конечно легенда, сказка. Но село Хохлома существовало и по сей день существует. Росписью

посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы:

Ребята, а хотите я вам раскрою секрет Хохломы, как же эта посуда становится золотой!

(Объясняю технологию изготовления хохломских изделий)

Кто мне скажет, из чего сделана посуда? (ответы детей)

Отличительная особенность хохломской посуды, да и не только посуды в том, что все изделия

вытачивались из дерева липы или осины. Изделия покрывают тонким слоем глины и обжигают в

печи, после чего глину убирают. Но прежде чем нанести рисунок посуду покрывают серебристым

по цвету порошком, пишут по нему красками и ставят в протопленную печь калить. И покрытая

серебристым порошком посуда от жара в печи казалось уже золотой и светилось.

Неслучайно хохломскую роспись называли Золотой!

Воспитатель с детьми рассматривает посуду, обращает внимание на ложки.

Воспитатель: Как выдумаете, для чего служили ложки. (ответы детей) Воспитатель: Ложки, как

и многие другие предметы быта, идут по жизни рядом с человеком с далеких времен. Они

являются принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно,с течением времени стали употребляться в народном искустве, а позднее стали называться

народными музыкальными инструментами.

Ложки в дробь пошли послушно,

Не приемля фальшь и брак.

Вид народного искусства

Не какой–нибудь пустяк.

Это вам не кушать ложкой

Борщ домашний и густой.

Нужно слух иметь немножко

И хоть навык небольшой.

Игра на ложках под музыку Е. ЖелезноваИгра на ложках

Воспитатель: Молодцы ребята. А хотите я вам покажу фильм про хохлому

Фильм (Хохлома)во время просмотра фильма воспитатель воспитатель проводит беседу.

Воспитатель: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки, усики.

Воспитатель: Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?

Ответ: У природы – ягодки, веточки, листки, травка.

После просмотра фильма воспитатель подводит детей к молберту, повтаряют приемы

рисования хохломской росписи.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой узор здесь изображен (ответы

детей)– растительный – узор состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы,

листья);

Воспитатель: Правильно, а какие цвета художники используют в хохломской росписи?

– красный, черный, золотой.

Воспитатель: Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.

Самые маленькие и тонкие травинки называются – "осочки". "Травинки" рисуем сверху вниз без

нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это

"капельки" "Завитки" – это то же, что и "усики" только уже с нажимом на кисть.

Все элемента орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке).

В орнаменте ритмично чередуются "травинки", "осочки", "усики", "листочки", "ягодки".

Посмотрите внимательно на таблицу, как поэтапно рисуется "травный" орнамент.

Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись.

А теперь попробуем самостоятельно нарисовать элементы Хохломской росписи (травинки,

завитки, листочки, ягодки).

Воспитатель: А вы хотите стать мастерами Хохломской росписи? Но для того чтобы стать

мастерами, нужно много учится. Нам вместе с посудой мастера прислали заготовки посуды и

другой утвари.

Воспитатель достает из посылки вырезанные из листов бумаги заготовки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и

распишем наши ложки, вазы, чашки, что прислали нам мастера.

После того как дети закончили работу, воспитатель предлагает сыграть в народную игру

«Горелки»

Итог занятия.

Подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:

– целостность композиции;

– выразительность исполнения цвета, рисунка, объема;

– аккуратность исполнения.

Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.

Все молодцы.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Осенняя палитра» старшая группа Цель: Знакомить детей с работами художников писавших картины об осени. Совершенствовать умение детей складывать бумагу пополам, совершать.

Конспект интегрированного занятия «Морское путешествие» (старшая группа) Цель: Расширять и систематизировать знания детей о представлении морского дна, их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с хохломской росписью» (старшая группа) Конспект интегрированного занятия «Знакомство с хохломской росписью» Старшая группа. Воспитатель: Мезина Н. В. Цели:1. Познакомить детей с.

Конспект НОД «Золотая хохлома» Тема: «Золотая хохлома» Цель: Закрепить знания детей о хохломской росписи, о цветовой палитре, используемой в росписи деревянной посуды;.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной детельности для детей старшей группы на тему " Золотая хохлома" Группа №6 «Теремок» старшая (возраст.

Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Золотая хохлома»Конспект занятия по рисованию для детей подготовительной группы «Золотая хохлома» Задачи: 1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи. Познакомить с видом хохломской росписи «травка» и ее элементами: «осочка»,.

План-конспект занятия по аппликации из природного материала «Золотая рыбка» (старшая группа)План-конспект занятия по аппликации из природного материала «Золотая рыбка» (старшая группа) План-конспект занятия «Золотая рыбка». Ручной труд. Аппликация из природного материала. Старшая группа. Цель: Изготовить аппликацию из осенних.

Конспект интегрированного музыкального занятия «Задание Осени» (старшая группа) Конспект интегрированного занятия (музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность) Тема: «Задание.

Проект создания мини-музея «Золотая хохлома» (логопедическая группа)Проект создания мини-музея «Золотая хохлома» (логопедическая группа) Паспорт мини-музея логопедическая группа Руководитель музея: Комиссарова Светлана Геннадьевна – воспитатель ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ Профиль.

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» (старшая группа) Рисование (Старшая группа) Тема: «Золотая осень» Цели: учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени. Закреплять умение рисовать.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома» (старшая группа)
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 12:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Бобры — какие они?»
Бобры – какие они? Цели и задачи: закрепить знания о заповедниках, познакомить детей с историей сохранения речного бобра в Воронежском заповеднике, дать...
Практикум для родителей в рамках родительского клуба «От А до Я» по теме «Игры в...
Цель: сохранение и укрепление психического здоровья детей; повышение функциональных и адаптационных возможностей детского организма; стимулирование...
Правила поведения при захвате в заложники.
Памятка по антитеррору 1. По возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом. 2. Если Вас связали...
Творческие работы детей
Вот такие рисунки и подделки мы выполняли с детьми средней группы из природного материала. Предварительно дети самостоятельно подбирали сюжет ,...
Конспект занятия по лепке в старшей группе на тему «Осеннее дерево»
онспект занятия по лепке в старшей группе на тему: «Осеннее дерево» Интеграция областей «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация»,...