Получи документы

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Кукла-пеленашка»

Юлия Зорина
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Кукла-пеленашка»

Образовательные области :

Художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.

Тип: интегративный.

Возраст детей – старшая группа (5-6 лет).

Форма организации: подгрупповая.

Цель: Формировать у детей представление о народной игрушке, традициях, обычаях Донского казачества.

Задачи:

Образовательные :

-расширить знания детей о народной игрушке - тряпичной кукле;

Публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Кукла-пеленашка“» размещена в разделах

-развивать через создание кукол оберегов;

-закрепить умение скатывать ткань рулончиком для изготовления куклы – пеленашки;

- учить работать с тканью: скручивать, завязывать.

-обогащать словарный запас детей новыми словами;

-расширить словарный запас (оберег, пеленашка).

Развивающие:

-развивать мелкую моторику.

-развивать у детей творческие способности, воображение, через создание кукол – оберегов.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность и усидчивость.

-воспитывать интерес к истории Донского казачества, любознательность.

Словарная работа:

Юшка, коромысло, махотка, кулеш, затирка, «кукла-пеленашка», груба, чугунок, курень.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций о происхождении тряпичной куклы.

-совместное изготовление с детьми куклы из ткани.

-сюжетно-ролевая игры «Семья».

-заучивание потешек, игра «У Василки, у казаченьки».

-заучивание пословиц о казаках и казачьем укладе жизни.

Оборудование:

Тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, обереги «Неразлучники», «Масленица», «Спиридон – солнцеворот», «Кувадка»,

«Десятиручка», «Пеленашка», «Крупеничка».

Методические приемы:

Создание игровой ситуации, художественное слово, физкультминутка, помощь воспитателя: вопросы, показ, поощрение, показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, объяснение, показ изготовления куклы, пение.

Ход:

Вводная часть

Организационный момент.

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Дети: Здравствуйте, добро пожаловать.

Как много добрых и хороших слов вы сказали, давайте улыбнёмся нашим гостям, а в ответ посмотрите и гости улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, куда вы думаете, куда мы с вами попали? Мы с вами попали в казачью станицу, ой, а перед нами стоит казачий дом, как он называется?

Дети: Курень.

Воспитатель: Правильно, «Курень» - значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: А вы бы хотели увидеть, как жили казаки?

Дети: ответы.

Звучит музыка, выходит казачка.

Основная часть

1 этап:

Воспитатель: Я донская казачка – Аксинья. Милости прошу в мою горницу.

Проходите не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. Дорогим гостям всегда рада и для каждого ласковое слово найдется:

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что оладушки в меду,

Сладки яблочки в саду.

Воспитатель: Я хозяюшка горницы и расскажу, что такое горница? Это самая большая и просторная комната, в которой собиралась большая казачья семья, а в ваших домах есть комната, где собирается вся семья? Чем вы там занимаетесь?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А в моей горнице я предлагаю вам поиграть со мной в игру «загадушка». И обратите внимание на предметы, расположенные в моей горнице, которые и будут ответами к моей загадке.

1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча.

Дети: Печка.

Воспитатель: Подойди, покажи (имя ребёнка). Верно, а по казачьи - это груба. А для чего нужна груба?

Дети: готовить, греться.

Воспитатель: Верно, ребятушки. Груба моя и греет, и лечит, и жарит, и парит, и варит. А вы знаете, какие любимые блюда у казаков? Юшка- уха, затирка-суп, кулеш-каша, узвар - компот из сухофруктов, лакшина -лапша, хлеб, пироги.

Воспитатель: А какую вкусную юшку, да затирку можно сварить в грубе. А в чем я варю, вы узнаете, если загадку отгадаете.

2. У грубы стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен

В нем сготовить можно ужин.

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Правильно чугунок. Он крепкий, отлитый из чугуна. Его смело можно ставить в грубу. Я в нем и кулеш варю, и картошку пеку. А ваши мамы, в чем готовят?

Дети: В кастрюле.

А следующая загадушка:

3. Стоит на столе толстячок,

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

Дети: Самовар.

Воспитатель: А какой чай заваривают ваши мамы дома?

Дети: Зеленый, черный, калмыцкий.

Воспитатель: А казаки хранят в куренях ароматную траву донских степей. Из нее – то и заваривают чай. Это степной чабрец, душица, мята.

Воспитатель: Не хотите ль поиграть. Свою удаль показать?

Дети: ответы.

Давайте с вами поиграем в старинную казачью игру, она называется «У Василки, у казаченьки».

2 этап:

Под музыкальное сопровождение дети идут хороводом, казак в кругу дети показывают движения соответствующие тексту игры. По окончанию слов казак танцует, а остальные дети повторяют за ним движения, казак выбирает лучшего танцора.

У Василки, у казаченка

Жили в сарайчике

Семь сыновей-все без бровей

С такими ушами

С такими носами

С такой головой

С такой бородой

Ничего не ели

Ничего не пили

Целый день сидели

На него глядели

3 этап:

Воспитатель: Ребята у казаков все дела по дому делала казачка, и еду готовила, и воду приносила из колодца и детей воспитывала, и одежду шила, и в поле работала, и что бы работа у нее ладилась и получалась делала она себе помощников. Они в делах помогали дом и семью оберегали, назывались они куклы - обереги, они делались безликими.

- Вот кукла Неразлучники дарилась она на день свадьбы.

- А это кукла Спиридон – солнцеворот. Эту куклу всегда ставили в рабочий угол, она является оберегом всех мастеровых и всех кто работает руками, заметьте у него на руках золотые рукавицы, отсюда пошло название «золотые руки»

- Кукла Крупеничка – эта кукла обязательно наполнялась зерном пшеницы или зерном разных сортов, чтобы урожай был на все культуры. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой.

- А эта кукла, как её можно назвать? (ответы детей). Эта кукла помощница в хозяйстве.

- Вот кукла Пеленашка эту куклу делали, когда рождался ребенок, считалось что если положить в люльку, такую куклу она будет оберегать его от злых духов.

4 этап:

Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться делать обереги для своего дома, как это раньше делали казачки?

Дети: Ответы.

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая

ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в

Сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и

Сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Воспитатель:

- Подходите ко мне, к этому столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.

Объяснение работы, практическая часть:

- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем-

получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладё м Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

- А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

(скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому нибудь малышу как оберег.

5 этап:

Подведение итога образовательной деятельности :

По окончании работы дети показывают своих кукол и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:

- Как зовут твою куклу?

- Ты будешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

А в старину казачата играли и пели казачьи колыбельные. Давайте и мы споём для наших куколок.

Воспитатель группы : Ну что ж нам пора возвращаться в детский сад, вам понравилось в гостях у казачки Аксиньи? А как называется самая большая комната в курене?

Дети: Горница.

- Что вы узнали здесь нового, интересного?

- Чему вы научились?

Аксинья: А куклы сделанные своими руками, останутся у вас в память о нашей встрече.

До новых встреч!

Литература:

- М. П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920»

- Ю. Сухарев «Лазоревый цвет» Страницы казачьей истории

- Альбом, худ. А. Г. Нечаева «История костюма в истории Донского края»

Р. М. Чумичева, О. Л. Ведмедь, Л. А. Платохина региональная программа «Родники Дона»

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подснежники»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подснежники» Тема: «Подснежники»Задачи: Образовательные: -учить определять характерные признаки весны; -учить детей изготавливать цветы из бросового.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капельки» Интеграция образовательных областей: «Познание (формирование целостной картины мира)», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Кукла-пеленашка»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 22:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД