Галина Рябова
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вот и осень к нам пришла»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Вот и осень к нам пришла!»
Образовательные задачи:
- закрепить знание времён года - осень;
- закрепить умение различать понятия:
Публикация «Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе „Вот и осень к нам пришла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
«посередине», «справа от», «слева от», «в левом верхнем углу», «в левом нижнем углу», «в правом верхнем углу», «в правом нижнем углу» и т. д. ;
- закрепить знание о составе числа 5;
- совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе;
- учить составлять решение задачи с помощью знаков и цифр;
- закрепить знание знаков «+», «=»;
- закрепить знание геометрических фигур.
Развивающие задачи :
- развивать логическое мышление, пространственное представление;
- развивать речь, наблюдательность;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Воспитательные задачи:
- продолжать воспитывать интерес к НОД по познавательному и математическому развитию;
- формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методы и приё мы:
1. Наглядные: использование демонстрационного и раздаточного материала. Демонстрация иллюстративных пособий, картин.
2. Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям. Объяснение, пояснения, подведение к выводу, оценка деятельности детей, поощрения.
3. Практические: активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, создание игровой ситуации.
Оборудование и материалы:
Фланелеграф и предметные картинки; изображения корзин и грибов; силуэтные изображения корзин на каждого ребёнка. Грибы, карточки со знаками «+», «=», цифры, мяч; силуэты дома для расселения зверей на каждого ребёнка.
Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД).
Ребята, вы такие нарядные, красивые. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся (дети здороваются).
Ребёнок (читает отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой,
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
Вступает в пёстрый терем свой.
Воспитатель. О каком времени года говорится в стихотворении?
Ребёнок. Об осени.
Воспитатель. Скажите, как называют человека, который пишет стихи?
Ребёнок. Поэт.
Воспитатель. А кто рисует картинки?
Ребёнок. Картины рисует художник.
Воспитатель. Сейчас попробуем с вами превратиться в художников, и все вместе создадим картину. Надо только точно выполнять команды. (Воспитатель вызывает к фланелеграфу по очереди детей и по его заданию дети располагают картинки на фланелеграфе).
Ель находится посередине, берёза справа от ели, кусты калины перед елью, гриб под елью, белка на ели, воробей в левом верхнем углу, медведь в правом нижнем углу, дуб в левом нижнем углу, солнце в правом верхнем углу.
Воспитатель. Замечательную картину вы создали. Как можно её назвать?
Дети. Осень. Осенний пейзаж. Золотая осень.
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем.
(Дети становятся на ковре в круг, воспитатель в центре с мячом).
Я буду бросать каждому из вас мяч и задавать по одному вопросу. Вы на него ответите и возвратите мне мяч. (Называет детей по имени).
- сколько времён года ты знаешь?
- какое время года сейчас?
- кто стоит слева от тебя? (справа, перед тобой?
- сколько углов у треугольника?
- назови геометрическую фигуру с четырьмя одинаковыми углами?
-назови геометрическую фигуру без углов?
- что находится над тобой (под тобой?
Молодцы! Теперь садись за столы.
Воспитатель. Скажите, что делают звери осенью?
Дети. Когда наступает осень, все звери готовятся к зиме. Они делают запасы на долгую зиму.
Воспитатель. Семья ежей тоже поспешила сделать запасы. Ёж с ежихой отправились за грибами.
(Один ребёнок работает у фланелеграфа, остальные - на местах. На фланелеграфе выставлены силуэты изображения трёх корзин.
Воспитатель. Ёж нашёл три подосиновика. (Ребёнок помещает три подосиновика в первую корзину).
Ежиха нашла два подберёзовика. (Ребёнок помещает два подберёзовика во вторую корзину).
Решили ёж и ежиха сложить все грибы в большую корзину. (Ребёнок помещает в третью корзину три подосиновика и два подберёзовика).
Сколько грибов в большой корзине?
Ребёнок. В большой корзине пять грибов.
Воспитатель. Какой знак надо поставить между маленькими корзинками?
Ребёнок. Между маленькими корзинками надо поставить знак «+».
Воспитатель. Какой знак надо поставить перед большой корзиной?
Ребёнок. Перед большой корзиной надо поставить знак «=».
Воспитатель. Назовите первую часть, вторую часть, целое. (Ответы детей).
Воспитатель. Замените части и целое цифрами. Какую цифру можно поставить вместо первой части? (цифру 3).
Вместо второй части? (цифра 2).
Вместо целого? (цифра 5)
Воспитатель. Решили ежи ещё раз сходить за грибами. Кто что нашёл на этот раз? (переставляет грибы в корзинах). Ёж нашёл два подберёзовика, а ежиха три подосиновика. И опять все грибы они сложили в одну корзину (дети на местах продолжают работать с раздаточным материалом. Называют первую часть, вторую часть, целое; определяют, какие цифры могут заменить части и целое).
Воспитатель. Скажите, что интересного вы заметили?
Ребёнок. Части поменялись местами, а целое не изменилось.
Воспитатель. Какое действие мы выполняли?
Ребёнок. Мы выполняли действие сложения.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас отдохнём.
Ребёнок (по желанию) проводит разминку.
Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.
(Дети проходят за столы).
Воспитатель. В лесу живёт много зверей, и у каждого есть своё жилище. Где живут белка, медведь, ёж?
Дети.
Медведь живёт в берлоге.
Белка живёт в дупле.
Ёж живёт в норе.
(Воспитатель показывает картины с изображением жилищ лесных зверей, кратко рассказывает о медведе, белке, еже).
Дети. Указывают жилища лесных зверей.
Воспитатель. Мы будем расселять лесных зверей по домикам – жилищам.
Давайте поиграем в игру «Охотники и звери».
(Дети делятся на две команды).
Первая команда зверей с эмблемами геометрических фигур.
Вторая – охотники, которые следят за правильным выполнением задания.
Дети – звери находят свой домик, на котором изображён контур соответствующей геометрической фигуры. Команды меняются.
Воспитатель. Все звери в своих домиках.
Вы отлично потрудились! Напомните, какую картину мы сегодня на занятии создали?
Ребёнок. Осенний пейзаж.
Воспитатель. Что мы делали вместе с ежами?
Ребёнок. Собирали грибы и выполняли действие сложения.
Воспитатель. Как мы использовали геометрические фигуры?
Ребёнок. С помощью геометрических фигур мы расселяли зверей по домикам.
Воспитатель. Сегодня вы порадовали меня своими знаниями. Спасибо!